01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

СМИ и традиционные конфессии. Часть I: Настоящее "города веротерпимости"

Вы здесь: Главная / Новости / Отчеты, репортажи 2009-2012 / СМИ и традиционные конфессии. Часть I: Настоящее "города веротерпимости"

СМИ и традиционные конфессии. Часть I: Настоящее "города веротерпимости"

Автор: Андрей Рысев — Дата создания: 26.02.2010 — Последние изменение: 05.03.2010
Участники: Фото: http://museum53.narod.ru/
Когита!ру
Администрация Петербурга собрала журналистов на выездной семинар «Взаимодействие СМИ и религиозных объединений». Все это произошло на фоне недавнего вручения нашему городу почетного диплома ЮНЕСКО «за продвижение идей толерантности и ненасилия». В первой части своего отчета Андрей Рысев делится впечатлениями от встреч с главами конфессий.

Закон о реституции и предстоящая передача церкви хранящихся в музеях ценностей, поправки в закон об НКО, лоббируемые РПЦ, и дискуссия о преподавании в школе основ православия, наконец, почетный диплом ЮНЕСКО «за продвижение идей толерантности и ненасилия», которым недавно наградили Петербург - контекст, в котором недавно прошел один ликбез для журналистов. Администрация Петербурга собрала представителей городских средств массовой информации на выездной семинар «взаимодействие СМИ и религиозных объединений». Однодневный тур по петербургским храмам традиционных конфессий и встречи с их местными иерархами был чрезвычайно познавательным. Благодарный Андрей Рысев делится впечатлениями.

Часть I

«Бог один, провайдеры разные»

Сегодня это называют "толерантностью", раньше звучало слово "веротерпимость", и Петербург гордо именовали "городом веротерпимости". Я бы воспользовался сегодня терминами «свобода совести», вероисповедания или просто религиозным разнообразием России.

Православие в России исповедуют уже более тысячи лет, в Петербурге оно официально имеет такую же, как город, - более трехсотлетнюю историю. Со времени основания Российской империи и ее столицы Петр I сделал ставку на преодоление конфессионального изоляционизма страны. В городе Святого Петра со времени основания стали появляться католические и протестантские молитвенные дома, церкви и храмы. В 1770 началось возведение армянской церкви Святой Екатерины.

Однако попытка перехода российского государства собственно к веротерпимости состоялась через 37 лет после смерти первого императора, 29 января 1762 года, когда был объявлен именной указ Петра III о равенстве вероисповеданий, но так и не была осуществлена... 

Около 100 лет назад Николай II согласился с тем, чтобы в столице России стало возможным строительство мусульманских, буддийских и иудейских религиозных учреждений. 

Сто лет назад первой в этом ряду возникла синагога. Открытие Большой хоральной синагоги в Петербурге датировано 8 декабря 1893 года. В 1930 году она была закрыта и уже в годы правления Собчака открылась вновь.

Католическая церковь Лурдской Божией Матери также была основана благодаря милости Николая II. Построенная для прихожан французской католической общины по проекту архитекторов Л.Н. Бенуа и М.М. Перетятковича, она была освящена 5 декабря (22 ноября по ст. стилю) 1909 года епископом Иоанном Цепляком. К церкви судьба в советские годы была более-менее благосклонна – храм не закрывали, он оставался до 1992 года единственной действовавшей католической обителью в городе на Неве.

В 1906 году Министерство внутренних дел Российской империи разрешило учредить особый комитет по сбору средств для строительства мечети по просьбе татарской диаспоры. Николай II разрешил продажу земли, после чего заложили одну из жемчужин Петроградской стороны – Соборную мечеть. Церемония официальной закладки, приуроченная к 25-летнему юбилею правления Эмира Бухарского и его визиту в Санкт-Петербург, состоялась 10 февраля 1910 года . Первая служба в мечети была проведена в честь 300-летия дома Романовых в 1913. Правда, отделка интерьеров здания, продолжавшаяся еще в течение 7 лет, была закончена только к 1920 году. В конце 1930-х годов по распоряжению Советского правительства мечеть закрывают и уже после сталинского правления, в 1956 богослужение в Соборной мечети возобновилось.

Примерно в это же время и также в честь 300-летнего юбилея царствования Романовых, возник буддийский монастырь. Выбрав уединенное место, буддисты, во главе с архитекторами в период с 1909 по 1915 год возвели свой храм. Первая служба в новом храме была проведена 21 февраля 1913 года. Он стал первым буддийским монастырем в Европе.

К слову, в 1907 году на месте смертельно раненого 1 марта 1881 года бомбой одного из членов «Народная воля» императора Александра II состоялось открытия храма Спаса на крови. Авторы проекта взяли за основу зодчество Москвы и Ярославля, используя при этом, прежде всего, композицию храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Правда, в рамках мероприятия, «семинаристы» посетили Александро-Невскую Лавру. 

Конфессии глазами СМИ

Прошло 100 лет (для православных гораздо больше). Сменились эпохи. Изменились и средства массовой информации. И вот мы, журналисты 21 века отправились на семинар, чтобы проверить прежде всего свою способность воспринимать многообразие религиозной жизни.

Главный вопрос, который задавали все участники семинара представителям различных конфессий, был один: «Как вы оцениваете работу СМИ в освещении проблем взаимодействия с вами в вопросах веры и других проблемах, чем довольны, что кажется спорным?». Ответы прозвучали разные.

Глава Северо-Западного деканата Римско-Католической архиепархии Божией Матери в Москве, настоятель прихода Лурдской Божией Матери Сергей Альхеменок корреспонденту Когита!ру рассказал, что опыт общения со СМИ весьма благоприятный. «Петербургские журналисты на верном пути, они стремятся к истине». Журналистов северной столицы объединяет стремление к объективному освещению событий, отмечает настоятель: «Никаких претензий к тому, как СМИ строят взаимодействие с религиозными объединениями, у меня нет. Когда журналисты обращаются ко мне за комментариями, они ведут себя крайне корректно, представляются, называют издание и указывают, зачем им нужен комментарий».

Похожей точки зрения придерживается и буддистский монах. Настоятель Дацана, который и является главной буддистской обителью Петербурга, и, думаю, самого неформального храма из тех, в которых мы побывали, Буда Бадмаев ответил: «Все очень хорошо, нам нравится, что вы пишете о нас, а возросший интерес к буддизму в средствах массовой информации привел к увеличению числа прихожан». Он также представил нам и пресс-секретаря – Аллу Намсараеву, которая, видимо, в качестве иллюстрации этих слов отвела журналистов за накрытый стол – отведать блюд бурятской кухни.

Чуть более строгим к журналистам оказался председатель Санкт-Петербургской еврейской общины Марк Грубарг. С одной стороны, взаимодействие СМИ с конфессиональными объединениями «строится весьма успешно». С другой, он отметил, что «за последние годы средства массовой информации продолжают терять достигнутые ранее позиции». «Уровень журналистики в стране уже не тот, что был. Я даже и газеты читать почти перестал, только в Интернет захожу», – посетовал Марк Грубарг. Впрочем, тут же председатель еврейской общины заявил, что общение пресс-службы синагоги с представителями СМИ проходит «регулярно, плодотворно и дружелюбно».

Сложнее взаимоотношение со СМИ оценил Муфтий Соборной мечети Петербурга Жафяр Пончаев. Если непосредственное общение с ним, Муфтий оценил высоко, то вот оценка общего освещения тем, связанных с жизнью мусульман вызывает вопросы. «К сожалению, иногда журналисты играют роль соучастников, которые развивают конфликтную ситуацию вместо того, чтобы стремиться к миру». Жафяр Пончаев имел в виду нашумевшую историю, связанную с ритуальными жертвоприношениями, проведенного мусульманами в Апраксином дворе согласно традиции праздника Курбан-байрам. Со своей стороны Муфтий отметил, что «я работаю уже 34 года, и за все это время не было ни одного случая публичного жертвоприношения и то, что случилось совершенно нетипично».

Он рассказал, что в городе много приезжих, не в полной мере осознающих, что они приехали жить в Санкт-Петербург «один из самых красивых городов мира. Живут они по тем же законам, что и в родной деревне». Однако этот случай не повод делать заявления, что данное поведение соответствует мусульманской религиозной традиции, как это сделал ряд СМИ. Проводник мусульманской веры подчеркнул: «Это показуха: мы всегда приносим в жертву баранов там, где их покупаем. И происходит это в закрытом помещении, с соблюдением санитарных норм». Что же касается вновь появившихся молельных комнат, которые организовали, как рассказывает муфтий, то это различные ответвления от истинной веры, «которые финансируются оттуда». Корреспондент Когита!ру поинтересовался: «Откуда – «оттуда»?». «С запада!» ответил Жафяр Пончаев… Чуть позже нам объяснили, что эти самые ответвления финансируются представителями ближнего востока, а местные сектанты отчитываются за эти средства посредством проведением таких «мероприятий». Правда, это рассказал уже не муфтий, а один из прихожан мечети. Жафяр Пончаев, завершая общение с представителям СМИ, пожелал журналистам как можно более ответственно подходить к материалам на темы религиозного взаимодействия.

К еще большей ответственности призвал журналистов наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Выборгский Назарий (Лавриненко). Выяснилось, что у наместника Лавры имеются серьезные претензии к прессе. Среди недостатков СМИ он назвал предвзятую подачу материала, когда новость сопровождается односторонним комментарием и тенденциозной оценкой события.

Мы, в свою очередь комментариев давать не будем, а лишь процитируем слова наместника. В качестве примера был приведен сюжет «100 ТВ» о споре между Александро-Невской Лаврой и Музеем городской скульптуры вокруг Благовещенской усыпальницы. Отец Назарий воскликнул: «Мои слова урезали, аргументацию упразднили, сам репортаж прокомментировали так, что сюжет получился чем-то вроде камня, брошенного между Церковью и обществом. Зато речь главного хранителя музея вышла без правок, с бессмысленной фразой о том, что памятники страдают от запаха ладана!».

Я попытался было вступиться за коллег, отметив, что современное ТВ, зачастую, сгущает краски, пытаясь заострить дискуссию. Тем более, что идея передачи церковных ценностей (не только храмов) -  вопрос непростой и требует обсуждения. К слову, был назван «Смольный собор, который гипотетически тоже может быть назван в числе ценностей православной церкви». Сейчас я краснею, вспоминая об этом в связи с появившейся дискуссией в прессе о проведении в Смольном соборе некоей вечеринки частной компании…

И хотя тогда эта история не была известна журналистам, ответ прозвучал незамедлительно. В первую очередь, было заявлено о «некомпетентности многих журналистов, рассказывающих о религиозных организациях». «Тему христианства освещают люди несведущие либо эту тему считают второстепенной и к нам присылают практикантов», - отметил Отец Назарий. Впрочем, журналисты напомнили, что еще в советские времена на факультете журналистики преподавали даже основы вероисповеданий в рамках предмета «История религии и атеизма», а сейчас нет, и предложили изыскать возможность проведения подобного курса служителями Лавры.

Религия, общество, государство

Корреспондента Когита!ру волновал и еще один вопрос – благотворительные проекты традиционных религиозных объединений.

Иудеи создали «Хэсед Авраам» - благотворительная организация, которая осуществляет помощь и всестороннюю поддержку пожилым людям. Другим направлением деятельности благотворительной организации - помощь родителям с детьми, которые страдают проблемами в развитии.

Существует благотворительность и у мусульман. В преддверии праздника Курбан-байрам, как рассказал муфтий Жафяр Пончаев организовано бесплатное питание для мусульман - пенсионеров. Также их бесплатно привозят на само празднование.

При буддистском храме Дацан работает общество бурятской культуры АЯ-Ганга. Созданное 7  лет назад, оно призвано помогать детям узнать основы бурятской культуры. Это, в первую очередь, театральная студия, а также школа пошива национальной одежды и курсы бурятского языка. Проводятся праздники и встречи для ветеранов на Пискаревском мемориальном кладбище, ламы посещают ветеранов и пенсионеров с благотворительными миссиями на дому. Также действует акция по осуществлению пожертвований в отношении каждого вновь рожденного буддиста.

При католической общине с большим размахом действуют более двадцати благотворительных проектов, объединенных единой международной программой «Каритас», действующей в Петербурге с 1993 года. Кроме того, свыше 10 лет действует благотворительный приют в Коломягах. Еще одной составляющая безвозмездной помощи, действующей уже несколько лет - благотворительная столовая на 600 мест в целом, которая в разных районах города организует питание бездомным. Причем там питаются граждане вне зависимости от вероисповедания. Также действует программа помощи безнадзорным детям и ряд других. Отметим, что, несмотря на малочисленность  прихожан-католиков, эти общественные проекты развиваются более чем активно.

Протоиерей Александр (Степанов), возглавляющий отдел благотворительности Санкт-Петербургской епархии рассказал, что за последние годы православная церковь находит все больше точек соприкосновения с государственными в области благотворительности, чего не было еще 15-20 лет назад. Например, в Санкт-Петербурге 15 лет действуют православные курсы сестер милосердия, подготовившие свыше 300 сестер, добровольно работающих в городских стационарах, действуют 70 богаделен, реабилитационный центр для наркозависимых и реабилитационный центр Василия Великого на Васильевском острове для подростков, преступивших закон.

Но была еще одна тема, которую, кстати, подняли сами служители православной церкви: «Отделена ли церковь от государства?». Епископ Назарий решился на критику Конституции РФ. Он отметил, что «как бы ни хотелось отделить церковь от государства, это не получится. Независимо от тех законов, которые, увы, существуют, церковь является полноправной частью общества и является частью государства. Люди у нас одни – государственные и церковные и их отделить невозможно»…

100 лет пропасти… Любопытно, но званием «Белой Тары» которым, по мнению буддистов, удостаивались те люди, которые внесли вклад в развитие своей религии были высшие руководители. Возможно, в этом есть некий меркантильный характер, но все же. Последним обладателем этого звания был Николай II. Сейчас им удостоен Дмитрий Медведев. Прерванная связь времен восстановилась?..

Когда уставший, но довольный я возвращался домой, меня не отпускала мысль, что вот бы для наших сегодняшних школьников проводить подобные экскурсии. Пусть, без дискуссии о месте церкви, а просто, чтобы познакомится с религиозным разнообразием, а если быть точнее – просто с соседом. Глядишь - и межнациональных проблем было бы меньше.

Был и еще один вопрос – о возвращении церковных ценностей и недвижимости…Но, это уже тема для следующей статьи.

Продолжение следует.


См. также на Когита!ру:

СМИ и традиционные конфессии. Часть 2: Передача ценностей

In memorium: Лама Чжамьян Кенце

Декада буддийской культуры

Программа Декады будийской культуры

Сабантуй-2009

Еврейская община Петербурга отмечает Новый год

Проблемы с религией в СПбГУ

Эмиль Паин. «Культурное разнообразие и толерантность: новое мышление в глобальном мире»


 

comments powered by Disqus