01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Граждане

Сабантуй-2009

Вы здесь: Главная / Граждане / Диаспоры / Сабантуй-2009

Сабантуй-2009

Автор: rashid — Дата создания: 28.06.2009 — Последние изменение: 27.07.2009
Под Петербургом состоялся многонациональный сабантуй, в борьбе куряш победил Леонид Поздняк, а Вадим Тюльпанов в очередной раз узнал много нового о своей фамилии.

 

В поле у поселка Сярьги вблизи Кузьмолово отгремел очередной сабантуй. Ещё больше жителей Петербурга узнали, что сабантуй это вовсе не обязательно попойка, и вовсе не обязательно — наступление неприятеля. Сабантуй – это татарский национальный праздник окончания полевых работ, отмечается под Петербургом в последнее воскресенье июня с конца 60х годов.

Если раньше вблизи татарской деревни Сярьги съезжались энтузиасты, люди интересующиеся национальными традициями, то теперь праздник превратился в  многонациональный и во многом коммерческий многолюдный пикник.

Представители власти и раньше посещали сабантуй, я хорошо помню бывшего губернатора Владимира Яковлева, который приезжая на сабантуй принимал участие в соревнованиях по армрестлингу.

 Вадим Тюльпанов на сабантуе-2009 узнал много нового:

«Я узнал сегодня что национальный татарский цветок это тюльпан. А так как вы слышали мою фамилию, то я хочу, чтоб вы записали меня в свою общину. Вы запишите меня в свою общину?» – спросил присутствующих глава петербургского Законодательного собрания. Присутствующие молчали.

 

Возможно, оттого, что Тюльпанов всё это уже знал пять лет назад. «Только сегодня я узнал, что тюльпан - один из символов татарской нации», – сказал он тогда по версии газеты «Смена». А во версии сайта «Фонтанка.Ру», и вовсе даже делился своим знанием с окружающими: «Моя фамилия происходит от слова "тюльпан", - сказал Вадим Тюльпанов на открытии праздника. - Оказывается, это татарский национальный цветок, он даже у меня на тюбетейке вышит. Поэтому я чувствую себя почти что татарином».

 

Не исключено, что глава Заксобрания каждый год узнает про тюльпаны заново. Возможно даже, что во времена Матвиенко такое его выступление стало своеобразным ритуалом и частью праздника...

 

...Я давно не был на Сабантуе. Автобус «205» у метро Проспект Просвещения долго ожидал всех желающих отправиться в направлении Девяткино, Кузьмолово, Лехтуси. Мы долго петляли по городу, наконец выехали, миновали завод «Турбоатомгаз» в Новодевяткино, и вот, наконец, Кузьмолово. Я прошел железнодорожную станцию, причем вереница автомобилей в сторону праздника то обгоняла меня, то отставала. Прошагав минут двадцать, я услышал громкую татарскую музыку. «Мин сине яратам», – пели певицы. Я решил срезать путь через лес, и наткнулся на небольшое кладбище собак с яркими искусственными цветами и могильными плитами. Цветет земляника. Из-под ног выпорхнула испуганная птица. В лесу тихо, и только где-то рядом, но совершенно из другого мира, доносится музыка – «Мин сине яратам»...

 

Вот я уже подхожу к поляне. Сабантуй устраивают на обычной поляне, в какой-то год я ошибся и приехал на неделю раньше – тут всё было совсем тихо, обычная поляна. Навстречу, к железнодорожной станции, уже тянутся струйки людей с чакчаком подмышкой.

 

Вижу старика и старуху в национальных костюмах. У старухи откуда-то из национальных одежд вдруг выпадает бутылка водки, вспенивается, но не разбивается.

С одной из сцен (их установили целых три в этом году) доносится новая песня -- торжествующее «татарлар киля», что-то вроде татарского аналога девиза «русские идут». 

 

Я никогда не видел сабантуй в деревне, с крашеньем яиц и посещением кладбища. Зато я помню, как тут же, под Кузьмолово, праздник справляли двадцать лет назад. В конце восьмидесятых, когда праздник был татарским, основой праздника были споры о теориях Льва Гумилева , старики распространяющие газету «Меллимеджлис татарского народа», «Булгар иле» и листовки -- призывающие русских признать автономию татар -- а затем вместе,  наподобие новой Золотой орды вместе держать в страхе весь Запад. Все покупали книги, о татарском народе, об истории, об исламе.

Постепенно праздник перестал быть татарским, или татарско-башкирским. Теперь сабантуй -- праздник многонациональный, и -- официально, с 2005 года -- общегородской. Много русских зрителей-участников огромного пикника. Большая поляна разделена на татарскую деревню, башкирскую деревню -- с несколькими сценами (башкиры в этом году особенно отличились), узбекскую часть, и ещё цирк. Повсюду продаются продукты из Елабуги и Стерлитамака, кумыс и черная конская колбаса "казы".

На сцене отплясывают башкирские ансамбли "Дервиш" и "Сипай". На поляне залезают на столб за призом, разбивают горшок с завязанными глазами -- помните, как Ельцин на сабантуе разбил горшок с первого удара перед выборами в 1996 году? -- и борются на кушаках, это национальная борьба куряш. Ещё есть армс-рестлинг, а вот состязания, где достают монетку из чана с катыком (кефиром) -- и в котором, кажется, в 2000 победил Путин, -- нет.

Кругом продают шашлыки, плов, от которого идет пар, блины, пиво.

И тут же -- мусульманские товары. Вижу как мальчик покупает что-то вроде тамагочи и уже купив, спрашивает, что это. Ему отвечают, что электронные четки. Внимание всех привлекает и традиционная арабская палочка для чистки зубов -- мисвак. Толпящиеся вокруг лавок строят предположения, как ею чистить зубы. Кто-то покупает диски звезд казанской эстрады, Айдара Галимова и Довуди Сархуша.

Вдруг на одной из сцен раскатисто звучит "Ехали на тройке с бубенцами" -- и ансамбль "Казань" начинает свое выступление в русских костюмах. Все-таки, навряд ли такое было возможно в конце восьмидесятых.

А в это время на другой сцене чиновник правительства Башкирии Илишев награждает победителей борьбы куряш. Победители разделены на три весовых категории. Главным победителем оказался петербуржец Леонид Поздняк. До кризиса он выиграл бы иномарку, но в этом году ему пришлось довольствоваться телевизором и живым бараном.

Неуклюже обхватив барана, Леонид спускался со сцены, когда к нему подлетела немолодая женщина:

- Куда вы его несете, что вы с ним будете делать, зачем он вам?

- Шашлык, - коротко ответил Леонид.

- Садисты какие! Отпустите его! -- закричала женщина.

Чемпион сделал вид, что не слышит. Баран непонимающе рассматривал танцующую толпу.

 

 

Фотографии с праздника Вы можете увидеть по этой ссылке.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотреть Сабантуй (последнее воскресенье июня, большой татарско-башкирский праздник) на карте большего размера

 

относится к: ,
comments powered by Disqus