01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

Итоги XYII кинофестиваля «Окно в Европу»

Вы здесь: Главная / Новости / Отчеты, репортажи 2009-2012 / Итоги XYII кинофестиваля «Окно в Европу»

Итоги XYII кинофестиваля «Окно в Европу»

Автор: Евгения Литвинова — Дата создания: 20.08.2009 — Последние изменение: 20.08.2009 Cogita!ru
С 11 по 16 августа 2009 в Выборге прошел XYII фестиваль российского кино «Окно в Европу». На нем побывала наш корреспондент Евгения Литвинова.

В этот раз фестиваль прошел в сжатые сроки – за пять дней. Каждый день зрителям предлагалось по шесть игровых фильмов. Параллельно в соседнем зале демонстрировалось неигровое кино и мультфильмы. Туда я, к сожалению, не попала. Просто было невозможно все успеть.

История фестиваля началась в тяжелом для российского кинематографа 1993 году. Тогда кинорежиссеры Савва Кулиш и Марлен Хуциев, композитор Микаэл Таривердиев, режиссер-документалист Владимир Коновалов и продюсеры Геворг Нерсисян и Андрей Симонов решили собрать всех, кто рискует снимать и прокатывать в России кино. Они приехали в Выборг – в то время «окно в Европу» было тщательно законопачено. Бывший финский город, с населением целиком пришлым, завезенным из центральной России в конце войны. Долго Выборг оставался закрытым из-за близости границы, а «градообразующим предприятием» была военная база. Сейчас Выборг – и культурный центр Ленинградской области, и почти курорт. Изменения произошли за 17 лет огромные. В этом есть заслуга и организаторов фестиваля.

На фестивале «Окно в Европу» всегда царит подчеркнуто интеллигентная атмосфера. Выборжане не гоняются за артистами с просьбами об автографах, а кинематографисты держатся скромно и демократично.

Фильмы за годы фестиваля были показаны очень разные, но каждый год случались настоящие открытия. В прокат лучшие фильмы, правда, так и не попадали. Эту тенденцию едва ли удастся переломить сейчас.

Начну с критики. Открылся фестиваль фильмом Владимира Хотиненко «Преображение» (в прокат выйдет с названием «Поп»). Фильм обречен на успех и у рецензентов, и у зрителей. Рискую вызвать протесты и тех, и других, сказав, что мне фильм совсем не понравился. Он выполнен строго по канонам соцреализма. Разница только в главном герое: вместо коммуниста, который противостоит всему и всем, священник, служащий в приходе на территории, оккупированной немцами. В главной роли снялся известный актер Сергей Маковецкий.
Фильм сам по себе достаточно убедителен в отдельных эпизодах, но в целом воспринимается как экранизация «жития» святого, что настораживает. Как и положено в «житии», все остальные персонажи – массовка, оттеняющая первое лицо.
Поражает множество натяжек и нелепостей. Ну вот, к примеру, первая сцена: Латвия, деревня, к батюшке приходит старый еврей (довольно карикатурный) и просит объяснить дочери лет одиннадцати, что негоже бросать свою веру и  переходить в православие. Далее батюшка все-таки крестит девочку, и с приходом немцев ей удается выжить (благодаря этому?), в то время как вся ее семья погибает. Ребенок, на глазах которого только что погибла вся семья, не забился волчонком в подвал разрушенного дома, не сошел с ума, а безмятежно путешествует по оккупированным землям в поисках батюшки и приходит на Псковщину. Там деревенские жители радостно переоборудуют клуб в церковь (видимо так же радостно превращали до этого церковь в клуб), прекрасно зная, где колокол утопили (сами и топили, надо полагать). Однако они оказываются людьми верующими, положительными. А полицаи в фильме – все сплошь атеисты.
Зал, однако, аплодировал стоя.

Главный приз жюри – «Золотая ладья» - заслуженно достался фильму Андрея Хржановского «Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на родину». Думаю, что эта работа – настоящее открытие в отечественном кинематографе. Автор известен был прежде как замечательный мультипликатор. Над игровым фильмом он работал в течение долгих семи лет. Сначала появилась анимационная картина – «Полтора кота», получившая премию «Золотой орел» в 2004 году. Сценарий игрового фильма написали вместе Юрий Арабов и Андрей Хржановский. В основу ленты легла проза Бродского (прежде всего эссе «Полторы комнаты»). В роли  Иосифа Бродского - Григорий Дитятковский, его родителей сыграли Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский (о работе каждого из актеров можно рассказывать отдельно). Фильм необыкновенно тонкий, интеллигентный. Это не буквальный пересказ биографии Бродского. Скорее это рассказ о времени и о людях, живших тогда. Съемки проходили в подлинной квартире, где жили Бродские. Органично вплетены документальные кадры, мультипликация. Правда и вымысел, поэзия и музыка перетекают друг в друга в фильме Хржановского

Еще одно событие фестиваля «Окно в Европу» - демонстрация фильма Павла Бардина «Россия 88». До этого все попытки показать его широкой российской публике срывались (отключалось электричество, ОМОН приходил с собаками искать бомбу), хотя фильм был хорошо принят на фестивале в Берлине, а в Ханты-Мансийске даже получил приз. Проблемы, связанные с прокатом фильма объясняются просто: уж очень тема неудобная -  фильм рассказывает о русском фашизме. Но достоинство этой работы отнюдь не только в актуальности. Он прекрасно сделан. Снят, как документальная лента. Молодые, никому не известные актеры так убедительны, что кажется, будто режиссер действительно обманом проник в банду неонацистов и снимает их будничную жизнь день за днем: тренировки в спортзале подпольного «патриотического» клуба, празднование дня рождения одного из героев, выезд на природу (что-то похожее на «Зарницу»), нападения на торговцев рынка, драки, убийства.  Собственно в этих нападениях, избиениях и убийствах тех, кто выглядит иначе, и заключается жизнь героев кино. Они не работают и не ищут работу. Они и так все время заняты. Последние кадры фильма – длинный-длинный список убитых такими же бандами плывет на черном экране. Кино и жизнь трагически близки.
Интервью с режиссером фильма Павлом Бардиным вы вскоре сможете прочесть на нашем сайте.

Еще пять фильмов, показанных на фестивале, безусловно достойны отдельного упоминания.
Это прежде всего «Царь» Павла Лунгина, поставленный по сценарию Алексея Иванова. В главных ролях Петр Мамонов и Олег Янковский. Масштабный, костюмированный фильм. Однако яркость и дороговизна костюмов и декораций – далеко не главное. Конечно, есть переклички с «Иваном Грозным» Сергея Эйзенштейна. Но акценты расставлены совсем иначе. Автора интересует прежде всего  не величие власти и даже не трагедия страны, растоптанной безумным и бесконтрольным правителем, а внутренняя сила человека, способного противостоять самодурству абсолютизма. В центре фильма конфликт двух главных героев: царя Ивана Грозного и митрополита Филиппа. За одним грубая сила опричников, за другим только моральная правота. Цена сопротивления – смерть. Ее герой Олега Янковского выбирает вполне сознательно. Кто победил, кто проиграл – решать зрителю.

О двух фильмах, совсем не похожих друг на друга, мне кажется, можно рассказать вместе. Их объединяет одиночество героев. Постоянно общаясь с большим количеством людей, они оказываются в пустоте. Это «Палата №6» Карена Шахназарова и «Сказка про темноту» Николая Хомерики.
Герой Шахназарова – тонкий, интеллигентный человек, который задыхается в тесном мирке обывателей городка, и они мстят ему, запирая в сумасшедшем доме. Карен Шахназаров сказал о своей картине: «Там такая правда жизни, которую мы и от себя прячем. В этом и есть ее величественный трагизм. Чехов в этой повести подошел к краю бездны и заглянул в нее. Он открывает нам то, о чем мы подсознательно знаем, но стараемся не думать». В главной роли - Владимир Ильин.
 В «Сказке про темноту» действие происходит во Владивостоке, но «открыточного» города в кадре нет. Те же облезлые стены, заплеванные лестницы, тускло освещенные рабочие кабинеты, бедно обставленные квартиры можно было снять в любом российском городе. Юная героиня фильма работает в детской комнате милиции, мечтает о любви. По службе ей приходится бывать в жутких семьях, забирать оттуда заброшенных, неухоженных детей. В этих домах звучит непрерывный мат. Иначе там просто не умеют разговаривать. В следующей сцене героиня уже среди коллег по работе. Разговаривают там точно так же, как в деклассированных семьях. Если закрыть глаза, то по речи вообще невозможно будет угадать, кто говорит, «менты» или «контингент», с которым они работают. Собственно, это одно и то же. В фильме нет разоблачений. Не показано, как в милиции пытают, берут взятки за возбуждение или прекращение уголовных дел. Герои просто живут, как умеют, пытаются завязать отношения, страдают от одиночества, но их чувства неразвиты, убоги, как и антураж, как и их речь. «Улица корчится безъязыкая…» Одна из самых сильных сцен фильма: блатная компания отдыхает на природе: шашлыки, водка. Кто-то берет гитару, и звучит знакомая и в то же время незнакомая песня. Галич «Когда я вернусь…», но исполненный в стиле русского шансона. И становится ясно, что это уже другая песня, хотя и слова, и мелодия те же. Так и мир, в котором живут герои, странный, непонятный, перевернутый. Язык героев (исключительно нецензурная лексика), кажется, шокировал выборгскую публику, а вот видеоряд – нет!

Интересной оказалась работа – «Кошечка» Григория Константинопольского. Он же и автор сценария, и художник-постановщик, и художник по костюмам. Фильм состоит из четырех новелл. Каждая рассказана от лица главного героя. В «Бешеной балерине» героиню Варечку играет Михаил Ефремов, в «Браке по расчету» жених Виктор Комаровский – Александр Стриженов,  в «Странном сне» младенец Сережа – Виктор Сухоруков, в «Кошечке, или от автора» Павлик – Евгений Стычкин.
«Бюджет у нас был очень маленький, и нам пришла в голову потрясающая идея: сделать зрелище из крупного плана замечательного рассказчика, который буквально засасывает в историю»,- говорит о своем фильме Григорий Константинопольский. И это действительно так: в кадре ничего не происходит, камера не движется. Внимание зрителя держат выразительные лица актеров. Они просто рассказывают истории своих героев: жалуются на судьбу, хвастаются, обижаются, злятся, ищут сочувствия и даже находят его у зрителей, хотя и сообщают о чувствах и мыслях, которые, мягко говоря, их, героев, не красят. Особенно убедителен Сухоруков в роли младенца Сережи, в душе которого бродят совсем не детские, темные страсти. Эта работа ближе к Достоевскому, чем многочисленные экранизации его произведений.

На закрытие фестиваля «Окно в Европу» организаторы всегда стараются предложить зрителям яркий, запоминающийся фильм, который мог бы служить итогом всей многодневной работы фестиваля. В этот раз свою работу представил Сергей Снежкин. Это экранизация повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Режиссер точно передал гнетущую атмосферу внешне благополучного дома, где все оказываются в роли жертвы: и дедушка – знаменитый актер на съемочной площадке и жалкий муж-подкаблучник  дома, и бабушка, безумно (в прямом – медицинском смысле) любящая внука, и мама, которая так и не выросла, и которой не доверяют растить собственного сына. Но, конечно, сочувствие вызывает, прежде всего, главный герой – восьмилетний мальчик, оказавшийся средством манипуляций и шантажа. Взрослые в своей войне используют его самого и его настоящие и мнимые болезни в качестве тяжелой артиллерии. Главное в фильме – ощущение тотальной несвободы, когда у героя отнято все: и мама, и собственное тело (им распоряжается бабушка), и даже день рожденья, который можно, оказывается, просто отменить. Мы видим мир глазами маленького, затравленного мальчика. Он ничего не знает о происходящем за пределами квартиры, но затхлый воздух 1970-х душит и ребенка, и его окружение, и зрительный зал.

XYII фестиваль «Окно в Европу» состоялся. Несмотря на кризис, на проблемы с финансированием. Это главное. Справедливы слова программного директора фестиваля Татьяны Сергеенко: «У «Окна в Европу» утвердился статус фестиваля-лаборатории. На конкурс представлено совершенно разное кино: авторское и зрительское, фильмы разных жанров с разным бюджетом. Именно такой подход дает возможность понять, какова общая картина кинематографа на сегодняшний день в России».

ИТОГИ XVII ФЕСТИВАЛЯ РОССИЙСКОГО КИНО «ОКНО В ЕВРОПУ»

КОНКУРС ИГРОВОГО КИНО «ОСЕННИЕ ПРЕМЬЕРЫ»:
1.Главный приз «Золотая ладья» получил фильм
«ПОЛТОРЫ КОМНАТЫ ИЛИ СЕНТИМЕНТАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НА РОДИНУ», режиссер Андрей Хржановский
2. Специальный приз жюри «Серебряная ладья» присужден фильму
«МЕТЕОИДИОТ», режиссер  Нана Джорджадзе – за художественное решение
3. Специальный приз жюри «Серебряная ладья» получила
Алиса Фрейндлих – за лучшее исполнение женской роли в фильме «ПОЛТОРЫ КОМНАТЫ ИЛИ СЕНТИМЕНТАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НА РОДИНУ» (режиссер Андрей Хржановский)
4.Специальный приз жюри «Серебряная ладья» присужден
Михаилу Ефремову  – за лучшее исполнение мужской роли в фильме «Кошечка» (режиссер Григорий Константинопольский)

КОНКУРС НЕИГРОВОГО КИНО
Главный приз «Золотая ладья» -
Фильму «Вдвоем», режиссер Павел Костомаров
Специальный приз жюри «Серебряная ладья» -
Фильму «Русский заповедник», автор сценария, режиссер, оператор Валерий Тимощенко – за высокое изобразительное решение фильма
Диплом: Фильм «Русская слава», режиссер Тофик Шахвердиев – за фильм-открытие о наших забытых соотечественниках, 300 лет сохраняющих за рубежом русский язык и веру

КОНКУРС АНИМАЦИОННОГО КИНО
1.Главный приз «Золотая ладья» -
Фильм «Солдатская песня», режиссер Елена Чернова
2. Специальный приз жюри «Серебряная ладья» -
Фильм «Закон жизни», режиссер Ришат Гильметдинов – за яркий дебют
Диплом: Фильм «Пудя», режиссер Соня Кравцова – за безграничную и трогательную фантазию

ПРИЗ ПРЕЗИДЕНТА ФЕСТИВАЛЯ
фильм «КАКРАКИ»
режиссер Илья Демичев  - за дебют

ПРИЗЫ «ВЫБОРГСКИЙ СЧЕТ»
«Золотая ладья» - 1 место
Фильм «ВИДРИМАСГОР, ИЛИ ИСТОРИЯ МОЕГО КОСМОСА»
Режиссер Яна Поляруш, продюсер Вячеслав Тельнов
«Серебряная ладья» - 2 место
Фильм «ОДНА ВОЙНА»
Режиссер Вера Глаголева, продюсеры Наталья Иванова, Вера Глаголева
«Серебряная ладья» - 3 место
Фильм «КАКРАКИ»
Режиссер Илья Демичев, продюсеры Андрей Клишас, Нана Геташвили, Саида Медведева 

Приз имени Станислава и Андрея Ростоцких
Фильм «Второй», режиссер Ирина Васильева

Приз имени Саввы Кулиша
Фильм «Кошечка», режиссер Григорий Константинопольский

Приз Гильдии киноведов и кинокритиков России
Фильм «Кошечка», достигшей веса слона
(режиссер Григорий Константинопольский)



относится к: ,
comments powered by Disqus