01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

Гаражам здесь не место

Вы здесь: Главная / Новости / Отчеты, репортажи 2009-2012 / Гаражам здесь не место

Гаражам здесь не место

Автор: Андрей Рысев — Дата создания: 26.10.2010 — Последние изменение: 28.10.2010
Участники: Фото: ИКД
Когита!ру
Сначала ларьки, потом рынки. Дошла очередь и до гаражей, причем в полный рост. Причина, как правило, одна – очевидная приязнь чиновников по отношению к крупным инвесторам. Ну и, как обычно, любовь инвесторов к территориям, где присутствует инженерная инфраструктура. Оба этих фактора сегодня сошлись в районе Парнаса. Ну а сами парнасовцы и другие гаражники собрались в ином месте – Мариинском дворце, где сегодня прошли общественные слушания по проблемам сноса гаражей и защите прав их владельцев. Мнения сторон собрал Андрей Рысев.

 

 

В своем ответе на запрос депутата Олега Нилова, губернатор Петербурга представила ряд статистических данных:

«По состоянию на май 2010 года в городе имеется около 100 паркингов закрытого типа (68 тыс. машиномест), из них 76 - отдельно стоящие многоуровневые паркинги, остальные - встроенные; около 394 тыс. гаражей-боксов и около 600 открытых охраняемых стоянок (145 тыс.м./мест), в том числе в центральной части города 25 паркингов закрытого типа (вместимостью 22,5 тыс.м./мест) и около 80 открытых стоянок (вместимостью 25 тыс.м./мест). Прогнозируемое количество автомобилей в Санкт-Петербурге на 2010 год составляет 1350 тыс.ед. при ежегодном увеличении на 12-15%».

Участники общественных слушаний отметили, что согласно этой справке основное количество машин находится именно в гаражных кооперативах. Однако это не смущает ни чиновников, ни инвесторов, когда появляется желание застроить эти территории. Кировский, Красносельский, Приморский районы города нет-нет да и появляются в сводках противостояний застройщиков и инвесторов при сносах гаражей. Новое место на карте – Выборгский район. Парнас.

Это 10 тысяч гаражей в четырех кооперативах. Один из них, «Парнас-1» на 1200 авто и подвергся нападению судебных приставов, ОМОНа, милиции и чиновников. В итоге только на прошлой неделе было разрушено около 150 гаражей, еще с 350 болгарками срезали ворота. События развивались настолько быстро, что некоторые гаражи сносились вместе с машинами и утварью. Вещи, коробки, колеса, машины сносились бульдозером в общую кучу.

Впрочем, стоит отметить и другую сторону конфликта. На самом деле, и это подтвердили Когита!ру представители КУГИ, оповещение о том, что этот кооператив будет снесен еще в 2008 году, а аренда закончилась, точнее, не была продлена еще годом ранее - присутсивуют в истории данного сюжета. Но также как и в истории с Хасанским рынком, руководители кооператива «Парнас-1» по прежнему взимали плату и не слишком удосужились вести разъяснительную работу среди автовладельцев. Но это ни в коем разе не отменяет человеческого отношения к людям. Ведь действительно просто снести сам гараж – бульдозер и вперед! Но сносят то не гаражи, а сносят имущество людей!

В ходе противостояния владельцы гаражей в кооперативе «Парнас-1» обратились с письмом к президенту РФ Дмитрию Медведеву, где  в частности отмечалось, что «Администрация Выборгского района, прикрываемая городской Администрацией, пытается любыми путями выжить граждан из своей собственности».

Владельцы гаражей на Парнасе сообщили президенту, что в 2007 году КУГИ Петербурга «в одностороннем порядке расторгло договор аренды на землю с гаражным объединением» и в том же году продало на торгах данный участок в составе общего участка Главстрою СПб для строительства комплекса «Северная долина».

Гаражники предложили объявить мораторий на снос гаражей до выплаты компенсации владельцам уже снесенных, а также привлечь к ответственности представителей администрации, нарушивших закон. Среди требований гаражников также введение в Санкт-Петербурге «прямого президентского правления». Защитники гаражного кооператива подчеркнули в письме президенту, что их железобетонные гаражи, за которые они платят налоги, являются объектами недвижимости, однако в праве госрегистрации своей собственности и в праве приватизации участка земли под гаражом им отказано. Владельцы гаражей указали, что каждый из них вложил в землю на территории данного кооператива около 120 тысяч рублей.

Но вернемся к слушаниям. Выступившие представители гаражных кооперативов резонно высказывались по существу вопроса. Их тезисы просты:

«Если уничтожается гараж, то выплатите компенсацию или предоставьте альтернативное место»; «выплачивать компенсацию, соответствующую реальным ценам на гараж»;

«если предлагается место в паркингах то на льготных условиях, особенно ветеранам, пенсионерам»;

«предоставляйте альтернативные парковочные места до того, как наш гараж будет снесен»; и, наконец,

«подойдет к вопросу честно, грамотно и умно – по-человечески».

Чиновники почти так и делали – говорили грамотно и умно. Заместитель председателя КУГИ Мария Смирнова заявила, что, в первую очередь, городская администрация считает нужным предоставлять гаражникам не столько деньги, а альтернативные места для размещения транспорта: «На средства, которые человек получит в качестве компенсации, он не сможет построить новый гараж или купить место в паркинге. Эти машины будут копиться во дворах и на тротуарах, а это в перспективе грозит транспортным коллапсом. Мы не хотим этого допускать. Поэтому приоритетная задача для комитета - именно предоставление мест, где автовладельцы смогут ставить машины. Ну а сами вырученные средства будут использоваться совсем по другому назначению».

Мария Смирнова отметила, что сейчас средняя цена компенсации оценивается в 35 тыс. руб. В тоже время гаражники напомнили представителю КУГИ, что, к примеру, в Москве такая компенсация составляет 320 тысяч рублей. По данным же комиссии по промышленности городского парламента, одно машиноместо в паркинге стоит от 20 до 50 тыс. долларов. содержание его также обходится в значительную сумму.

Представитель КУГИ рассказала Когита!ру, что владельцам снесенных гаражей на Парнасе предлагались места на открытых стоянках. Однако далеко не все этим воспользовались. Причина проста: владельцы гаражей увидев голое поле, а точнее буераки с болотом вперемежку с кучами мусора понимают, что никто им не оборудует здесь площадку. К тому же понятно и то, что после утепленного крытого гаража отправлять своего, пусть даже стального коня ржаветь на улице, ни у одного хозяина желания не возникнет. 

Мария Смирнова кроме того подчеркнула, что идеология градостроительного развития Петербурга предусматривает избавление от плоскостных гаражей и строительство высотных паркингов и открытых автостоянок. Для реализации взаимодействия между Петербургом и собственниками гаражей городским правительством в 2008 году было издано постановление № 732, регламентирующее порядок прекращения прав граждан на земельные участки, занятые коллективными стоянками. Во исполнение данного документа в сентябре 2010 года принято Постановление Правительства СПб № 1234 «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти  Санкт-Петербурга при реализации Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2008 № 732». Там и дается способ расчета компенсаций и схема предоставления альтернативных земель под стоянки и паркинги.

Заместителя директора департамента оценки Городского управления инвентаризации и оценки недвижимости КУГИ Владислава Мурашова, средняя стоимость компенсаций за гаражи будет колебаться от 15 до 60 тыс рублей: металлический гараж 70-х годов сейчас будет стоить порядка 16 тыс. руб., за кирпичный можно получить до 60 тыс.руб. Правда сама методика расчета пока отсутствует Владислав Мурашов пообещал завершить работу над ней в ближайший месяц.

Способ расчета, правда, нам, увы, известен. На эти грабли уже натыкались представители малого бизнеса, которые пытались выкупить свои помещения. В итоге КУГИ, по словам предпринимателей, завышал стоимость имущества порой в разы. Здесь может пойти по обратному пути.

При этом постановление 732 предусматривает, что компенсация за сносимые или уже снесенные гаражи выплачивается лишь в том случае, если невозможно предоставление участков для строительства многоярусных гаражей-паркингов, размещения открытых коллективных автостоянок или размещения временных (некапитальных) объектов, предназначенных для хранения личного автотранспорта. Кроме того, большинство гаражей, расположенных на территории Петербурга, по разным причинам  не признаются объектами недвижимого имущества, строились в разное время и, следовательно, документы, удостоверяющие факт их существования, а также право собственности на такие гаражи - разнятся. При этом понятие «правоустанавливающие документы» не определено, что может вызвать злоупотребления при его реализации. Это, впрочем признают и в КУГИ. Мария Смирнова отметила Когита!ру, что «Постановление действительно не совсем совершенно и его надо подправить, однако сегодня на слушаниях я услышала лишь одно предложение по существу». Правда она понадеялась, что «В дальнейшем мы без эмоций сможем выработать совместные предложения и помочь петербуржцам, у которых есть гаражи».

В более резких тонах выступил депутат Владимир Гольман: «Постановление - типичная профанация комитетов, которые его готовили, а методика оценки это вообще беспредел. Постановление нужно полностью перерабатывать».

По итогам слушаний, инициатор мероприятия, председатель комиссии ЗакСа по промышленности Александр Ольховский отметил, что «обсуждаемые нормативные акты не в полной мере удовлетворяют запросам горожан и требуют существенной доработки».

В целях снятия социальной напряженности, а также в целях совершенствования положений, предусматривающих защиту и обеспечение прав граждан-владельцев гаражей на территории Санкт-Петербурга, принято решение сформировать рабочую группу, призванную подготовить предложения по комплексному решению транспортно-гаражных проблем города.

Депутат предложил участникам слушаний в срок до 1 ноября 2010 года направить в комиссию предложения к проекту подготовленных рекомендаций, нацеленных на разработку целевой Программы города «О размещении транспортных средств на территории Санкт-Петербурга».

Еще одна рекомендация слушаний касается того, что при формировании лота, выставляемого на торги, предусматривающего продажу (передачу в аренду) земельного участка, занятого гаражами, подлежащими сносу, в обязательном порядке включать в инвестиционные условия пункт, обязывающий инвестора, выигравшего торги, обеспечить права граждан-владельцев гаражей путем предоставления им денежной компенсации (или места в паркинге). Наконец, предлагается установить право граждан-владельцев гаражей на получение денежной  компенсации вне зависимости от того, обращались ли они с заявлением о предоставлении им земельного участка для строительства паркинга, для размещения открытой стоянки или размещения временного гаража.

А вот рекомендация установить мораторий на снос гаражей до появления целевой Программы – не прошла.

Но Александр Ольховский, пообещал в частном порядке «попросить губернатора» об этом, так как «установить мораторий необходимо до тех пор, пока не будет полностью разработан механизм соблюдения прав гаражников. Необходимо сначала освобождать определенную территорию, а потом уже предлагать ее инвестору с теми или иными условиями. Ситуация, возникшая на Парнасе не должна повторяться, силовое решение, в данном случае, не конструктивно и вызывает еще большее неприятие у людей». Он также отметил Когита!ру, что такие истории как на Парнасе «происходит из-за того, что власть все больше отрывается от людей, как будто знает обо всем, что как делать лучше людей. Вот если бы у нас существовало гражданское общество, то такого бы не было».

Проговорив два с половиной часа, люди разошлись. И у всех, кого бы я не спросил об итогах слушаний – все в один голос отвечали: «конечно же снесут (Парнас-1 – Когита!)».

А один из гаражников напомнил, что 1 ноября на карте нашего города появится еще одна горячая точка – собираются снести 1600 гаражей в Старо-Паново…