01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

Экологическая ЗаСаДа

Вы здесь: Главная / Новости / Отчеты, репортажи 2009-2012 / Экологическая ЗаСаДа

Экологическая ЗаСаДа

Автор: Андрей Рысев — Дата создания: 24.02.2010 — Последние изменение: 24.02.2010 Когита!ру
Идея строительства Западного скоростного диаметра (ЗСД, или, как ее прозвали в народе, ЗаСаДа) уже принята к исполнению. Тем не менее, до сих пор не умолкают споры об экологической составляющей проекта. Экологическая озабоченность была выражена учеными и специалистами экологических НГО на круглом столе в Институте региональной прессы. Итоги – не радужные. Вместе с экологами по еще не построенной трассе «проехался» Андрей Рысев.

Сложно переоценить необходимость такой магистрали, как Западный скоростной диаметр. Причем нужна трасса была уже «вчера». Огромный грузопоток из Большого петербургского порта до последнего времени вливался в улично-дорожную сеть города, создавая пробки и стоянки большегрузных автомобилей и фур.

Идея строительства Западного скоростного диаметра действительно появилась у питерских проектировщиков еще 30 лет назад. Возведение ключевых «узлов» ЗСД, таких как тоннели и мосты над Невой, было включено еще в прежний Генеральный план развития города. Затем, уж в 90-х годах, эта трасса была прочерчена как одна из транспортных составляющих подготовки в нашем городе Олимпийских игр.

Спортивная участь Петербург миновала, а вот проект все-таки зародился. Первые шаги к реализации идеи были сделаны еще в 2004 году. Тогда, правда, федеральное правительство побоялось выделить деньги на столь грандиозный и по масштабу и, что самое главное, по стоимости проект. Но в 2005 году в городе, кстати, впервые в России появилась формула «частно-государственное партнерство». И, годом спустя, уже началась подготовка к строительству. Стала выкупаться земля по территории трассы, готовился проект.

Справка: По проекту ЗСД скоростная 8-полосная трасса длиной 47,7 километра должна пройти с юга на север города. Она разделена на три участка. Южный отрезок берет начало у КАД в районе железнодорожной станции Предпортовая и доходит до острова Белый. Центральный соединит Васильевский остров с Адмиралтейским и Приморским районами. При этом он пройдет от границ Морского порта до Приморского проспекта. Наконец, третий участок ЗСД пройдет от Приморского проспекта до автодороги Е-18 в районе Белоострова. Строительство трассы началось в 2006 году.

Но при всей необходимости трассы у нее тут же появились противники. И, в первую очередь, ими стали экологи. На встрече с журналистами в ИРП старший преподаватель геологического факультета СПбГУ Андрей Резников отмечал, что наибольшую угрозу  природе  представляет северная часть ЗСД.

В Приморском районе Санкт-Петербурга магистраль проходит вблизи рекреационной зоны Юнтоловского заказника, причём трасса приближается к заказнику на расстояние до ста метров. Сестрорецкий заказник и Левашовский лес, согласно проектной документации, и вовсе будут рассечены ЗСД.

Андрей Резников особо отметил значимость Сестрорецкого заказника, который сейчас является «наглядным примером того, как выглядела территория Санкт-Петербурга более тысячи лет назад». А Левашовский лес, несмотря на то, что он близок к черте города, населён многочисленными видами животных (лоси, кабаны).

Не менее раздражающим будет новое строительство и для других природных составляющих. «Уже при строительных работах загрязняющие вещества, в частности, тяжелые металлы, попадут в реки Юнтоловка и Каменка. Это приведет к нарушению экосистемы лесов, болот и водоемов», - подчеркивает Резников. Также стоит напомнить, что даже такие надоевшие для нас, петербуржцев, водные объекты, как болота составляют единую водную систему города. И куда в итоге могут попасть эти тяжелые металлы, непредсказуемо.

Акустики также провели общественную экспертизу документации проекта строительства ЗСД в отношении шумового воздействия на жителей близлежащих домов.  Результаты представил вице-президент Восточно-европейской ассоциации акустики Андрей Ахматов. Он рассказал, что их данные серьезно разнятся от тех, которые представлены в официальной экспертизе. Выяснилось, что в предполагаемом проекте ЗСД допустимый уровень шума рассчитывался лишь для помещений, а территории, прилегающие к домам и зеленым зонам, вообще не рассматривалась.

Акустик уверен, что официальная экспертиза содержит «подгонку под необходимые результаты». Ахматов поясняет, что по результатам общественной экспертизы, в официальных документах занижен исходный уровень шума от трассы, а вот эффект защитных экранов, которыми предполагается оградить трассу, наоборот, завышен. В итоге полученные с помощью таких расчетов данные демонстрируют, что жителям абсолютно ничего не угрожает. По выкладкам же Восточноевропейской ассоциации акустиков рисуется принципиально иная картина: шум в жилых зданиях, расположенных вблизи трассы, в дневное время будет превышать установленный строительными нормами и правилами (СНиП) уровень примерно в десять раз.

Эксперта поддерживают и общественники – жители Курортного района. По словам председателя дачного кооператива «Дюны» Вячеслава Цветкова, в 2006 году местные чиновники «обещали», что ЗСД через поселок проходить не будет. Но уже через два года план «переиграли»: «нас поставили перед фактом, что она пройдет перед нашими окнами на расстоянии 30 метров, а саму трассу предполагается поднять на 12 метров». Несмотря на всю меркантильность возмущений: «наши дачные участки никто не покупает даже по цене в 4 раза меньшую, чем пару лет назад», г-на Цветкова можно понять – ежедневная «взлетно-посадочная полоса» над головами  вряд ли будет приятным соседством. Он же подчеркивает, что «хоть защитные экраны внесены в проект, защиту от поражения жилой зоны шумом они не обеспечивают, так как звуковые волны расходятся от шумозащитного экрана и атакуют жилую застройку». К тому же новая трасса не предполагает ни въездов, ни выездов для местных жителей.

Эксперты напоминают, что не спасают от подобных шумовых атак и стеклопакеты, которые в качестве компенсации предлагают жителям, проживающим в районе строительства объекта. Пакеты, по мнению экологов «сделаны таким образом, что в летний период из-за жары все равно придется открывать, а подводные системы вентиляции не справляются с объёмами пыли, образующейся в ходе эксплуатации магистрали». В итоге жителей  10-ти этажного дома по адресу Елагин проспект 42, что в Приморском районе, а также соседнего 16-ти этажного дома № 40 ожидает значительное превышение уровня шума. Еще большую «радость» ждут по адресу Запорожская 13, где трасса пройдет в 40 метрах. И это лишь наиболее «ЗаСаДные» участки.

Причину же представил Директор Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов. Он отметил, что «экспертизы, на основании которых сомнительные строительные проекты федерального масштаба воплощаются в жизнь, проходят из-за отсутствия технических регламентов, затрагивающих экологическую безопасность, а  также - согласно действующему законодательству. Причины данной политики обусловлены желанием сэкономить на строительстве, так как, скрывая опасность для экологии ареала строительства, заказчик экономит на различных мероприятиях, призванных защитить окружающую среду». Александр Карпов подчеркивает: «проект дорогостоящий и понятно, кому такие экспертизы выгодны».

Действительно, проект не из дешевых. Причем суммы стройки постоянно росли. Если первоначально называлась сумма в 2 млрд «чужих» денег, то сейчас, только на 2010 год планировалось выделить 14,6 млрд рублей из федерального и 3,6 млрд из городского бюджета. Правда затем планы скорректировали: 7,3 млрд из федеральной казны и 2,6 млрд — из петербургской. Вряд ли это лишь экономия на экологии – все ж таки кризис. К тому же серьезно осложнилась «частная» составляющая данного проекта – многие потенциальные инвесторы отказались от участия в строительстве. Пока же действует лишь небольшой участок ЗСД от порта до КАД.

Но строительство продолжается. Андрей Резников называет его «катастрофой, растянутой во времени». Андрей Ахматов вторит: «Превышение нормы шума негативно сказывается на здоровье, приводит к росту статистики сердечно-сосудистых заболеваний, сокращая жизнь людей на 8–12 лет». Кроме того, излишние децибелы могут вызывать у человека раздражение и агрессию, повышение артериального давления, шум в ушах, и даже потерю слуха. Александр Карпов удручен: «Со временем мы ничему не учимся. Видимо,  наступать на грабли -  наш национальный вид спорта». А Андрей Резников поясняет спортивные правила: «Человеку трудно жить в соседстве с природой, порой как с женой»… А я-то думал, что природа - МАТЬ…

См. также:

Кто ответит за состояние окружающей среды?

Сбор подписей за Юнтоловский парк

Велопробег за Юнтолово

Определен список скверов, территории которых отдадут под застройку


 

comments powered by Disqus