01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

Доступность правосудия для малоимущих: новый проект

Вы здесь: Главная / Новости / Отчеты, репортажи 2009-2012 / Доступность правосудия для малоимущих: новый проект

Доступность правосудия для малоимущих: новый проект

Автор: Институт права и публичной политики — Дата создания: 10.11.2009 — Последние изменение: 10.11.2009
О ходе реализации проекта «Повышение доступности правосудия для малоимущих групп населения Российской Федерации» рассказали на днях в Институте региональной прессы.

Проект стартовал в 2008 году и продлится до 2012 года. Регионы проекта – Ленинградская область и Пермский край. Проект финансируется Международным Банком Реконструкции и Развития, бенефициар  - Министерство регионального развития РФ.

Проект представляли Ольга Сидорович, директор Института права и публичной политики, Ирина Лодыженская, Председатель Ленинградского областного суда и Любовь Ежова, директор Агентства «Экспертиза». 

 

 

Ольга Сидорович рассказала о главных компонентах проекта. Доступность правосудия для малоимущих и социально незащищенных слоев населения будет обеспечена за счет оказания им бесплатной юридической помощи, повышения правовой культуры граждан. Для этого в двадцати сравнительно труднодоступных городах Ленинградской области и Пермского края открыты центры бесплатной юридической помощи.

Проводится работа по подготовке специалистов, имеющих базовое юридическое образование (адвокаты, студенты старших курсов юридических факультетов, специалисты НКО), которые будут работать и уже работают в этих центрах, тренинги для координаторов консультационных центров.

С 2008 года в рамках проекта оказана бесплатная юридическая помощь полутора тысячам граждан. Это первый и главный компонент проекта. В некоторых муниципальных образованиях консультантам предоставляется транспорт, чтобы юристы Проекта смогли доехать до самых отдаленных поселений и на местах оказать юридическую помощь нуждающимся. Модель предоставления бесплатной правовой помощи, разработанная в рамках Проекта и апробированная на территории двух регионов, будет предложена в качестве примера для других регионов РФ.

Готовятся к изданию пособия для граждан, создаются тематические радио и телевизионные передачи о различных аспектах защиты прав, размещается информации в Интернете.

Второй компонент проекта – совершенствование отношения судов к малоимущим гражданам – будет реализован в два шага. Вначале будет проведен мониторинг деятельности мировых судей, о котором рассказала Любовь Ежова. На основе полученных данных будут разработаны методические рекомендации.

Третий компонент проекта связан с введением элементов ювенальной юстицией в деятельности судов при рассмотрении дел с участием несовершеннолетних правонарушителей.

Статистика показывает, что значительному числу несовершеннолетних, совершивших преступления, назначается наказание в виде лишения свободы. Пребывание в местах лишения свободы наносит подросткам глубокую психическую травму, влечет последующую маргинализацию и криминализацию личности. Однако наибольшее количество несовершеннолетних приговаривается к условной мере наказания. Эта санкция порой приводит к осознанию подростками безнаказанности собственного криминального поведения и рецидиву преступлений.  Острой задачей остается разработка и внедрение современных методов работы с несовершеннолетними правонарушителями в деятельность государственных структур, органов местного самоуправления и неправительственных организаций. На сегодняшний день в ряде регионов Российской Федерации осуществляется внедрение элементов ювенальной юстиции, т.е. введение специализации судей по делам несовершеннолетних, института социальных работников при суде, которые ведут социальное сопровождение несовершеннолетних в уголовном процессе, других механизмов.   Актуальным представляется использование восстановительных технологий, включающих социально-психологическое сопровождение несовершеннолетнего правонарушителя. Опты показывает, что весь этот комплекс мер позволяет осознать подростку последствия совершенного им деяния, степень причиненного потерпевшему вреда, исправить нанесенный ущерб, загладить вину, предпринять шаги к примирению c потерпевшим, почувствовать раскаяние, получить прощение за совершенное деяние. Восстановительные технологии в большей степени отвечают предусмотренным законом целям наказания.

Важной миссией проекта его авторы считают взаимодействие между НГО и органами правосудия в целях повышения качества работы последних. В состав координационного совета проекта входят председатель Пермского краевого суда В.Н.Вельянинов, председатель Ленинградского областного суда И.И.Лодыженская, судья Конституционного Суда РФ в отставке Т.Г.Морщакова, директор департамента развития федеративных отношений и местного самоуправления Минрегионразвития РФ С.В.Шипов, Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Т.И.Марголина и другие.

Любовь Ежова представила проект мониторинга деятельности мировых судей, который будет проводиться в рамках проекта. Мониторинг стартует с декабря 2009 и закончится в марте 2010. Сорок специально обученных наблюдателей будут проводить работу на участках мировых судей в десяти городах Ленинградской области и десяти городах Пермского края. За это время будет проанализировано 80 дел по полному типу мониторинга (от подачи искового заявления до вынесения решения) и 1800 дел по общему типу мониторинга (любое открытое судебное разбирательство гражданского дела). Будут не только проводиться наблюдения за ходом судебного разбирательства  с фиксированием результатов в специально разработанные карты наблюдения, но и интервью с истцами, ответчиками, адвокатами, секретарями суда. Задача исследования - не выявление каких-либо нарушений процесса, а сбор материала для подготовки методических рекомендаций по оптимизации отношений мировых судей к малоимущим и социально незащищенным слоям населения.

Обсуждение методических рекомендаций будет проводиться на семинарах в Ленинградской области и Пермском крае с участием мировых судей, представителей НКО и экспертов. Их предложения будут внесены в окончательную редакцию методических рекомендаций, которая будет представлена и размещена в Интернете на сайте Института права и публичной политики.

Юрисдикция дел, рассматриваемых мировыми судьями такова, что именно к ним чаще всего обращаются граждане за защитой своих прав в рамках гражданского судопроизводства. Мировые судьи в настоящее время (по данным 2008 года) рассматривают до 43% уголовных дел, 95% дел об административных правонарушениях. Количество гражданских дел за 1 год выросло на 15% и составило в 2008 году 8 049 тыс.дел. Мировые судьи вынесли 5 млн. 196 тыс. судебных приказов.

Исследования Института права и публичной политики показывают, что мировые судьи наиболее остро осознают проблему важности внимательного и дифференцированного отношения к социально незащищенным слоям населения,  необходимость учета их особенностей. Но в силу большой загруженности, а также недостаточной определенности и ясности соответствующих нормативных предписаний процессуального законодательства, судейский корпус не всегда может обеспечить должное отношение к таким группам граждан. Отсюда проистекает довольно высокий уровень отчуждения граждан от институтов судебной защиты. Социологические исследования показывают, что только каждый четвертый гражданин доверяет судам.  Это нередко приводит к отказу от обращений граждан в суды для разрешения возникающих правовых проблем и конфликтов. В связи с этим актуальным и важным вопросом является содействие улучшению отношения судов к малоимущим сторонам в гражданском процессе.   

Мониторинг деятельности мировых судей в рамках гражданского судопроизводства проводится впервые на территории РФ и его результаты будут иметь социальную направленность. В настоящее время проводится конкурс наблюдателей среди граждан, проживающих в городах  Волосово, Всеволожск, Волхов, Выборг, Гатчина, Кириши, Кировск, Ломоносов, Луга, Тосно. Резюме можно присылать: edem61@list.ru

Ирина Лодыженская считает, что мониторинг позволит дать вполне объективную информацию о практике гражданского судопроизводства, осуществляемого мировыми судьями. Сегодня в РФ около 14% населения живут в условиях крайней бедности. Из их числа только небольшая часть, обращаются за помощью к адвокатам в рамках законодательно установленной нормы об оказании бесплатной юридической помощи, а сотня тысяч нуждается в такой помощи.  Так, в бюджете Ленинградской области на 2009. Выделено 4 млн. рублей на эти цели, однако, реально истрачено 1,5 млн. рублей Граждане воспринимают систему правосудия как бюрократическую структуру, контакта с которой лучше избегать. Но если все-таки приходится обращаться в суд, то малоимущие и социально незащищенные граждане не всегда могут позволить себе получить юридическую помощь или поручить ведение дела компетентным адвокатом, который бы защищал их интересы. Отношение судей и работников судов к этой категории граждан также требует оптимизации. Для того, чтобы понимать, с какими трудностями сталкиваются с одной стороны судьи и аппарат судей, а с другой, малоимущие и социально незащищенные граждане при обращении в суд по гражданским делам, и будет проводиться мониторинг.

Что касается осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних, то задача суда - реализовать минимальные стандартные правила (Пекинские правила) с целью обеспечения благополучия подростка, попавшего в ситуацию конфликта с законом. От Проекта мы ждем методической помощи в создании несудебных структур, позволяющих осуществлять примирительные процедуры для разрешения конфликтов без участия суда, тем самым реализуя возможность превращения правосудия в восстановительное.

comments powered by Disqus