01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

Что происходит с поэзией?

Вы здесь: Главная / Новости / Отчеты, репортажи 2009-2012 / Что происходит с поэзией?

Что происходит с поэзией?

Автор: Евгения Литвинова — Дата создания: 23.03.2010 — Последние изменение: 23.03.2010 Когита!ру
О состоянии современной поэзии, положении и роли поэта в обществе в Росбалте размышляли издатели (журнал "Звезда", издательство "Азбука"), поэты и учителя литературы. Их слушала Евгения Литвинова.

В пресс-центре информационного агентства «Росбалт»  состоялся  круглый стол «Стихи — архаика и скоро их не будет?», посвященный Всемирному дню поэзии. Мероприятие организовано совместно с журналом «Звезда», издательством «Азбука».

Всемирный день поэзии отмечается 21 марта. Провозглашен ЮНЕСКО  в 1999 году и  призван послужить созданию в средствах массовой информации позитивного образа поэзии как подлинно современного искусства, открытого людям. «Поэзия может стать ответом на самые острые и глубокие духовные вопросы современного человека — но для этого необходимо привлечь к ней как можно более широкое общественное внимание» — говорится в обращении ЮНЕСКО.

Нужна ли поэзия современному обществу? Нуждается ли этот жанр в защите и популяризации? Каковы тиражи поэтических сборников, и как они востребованы читателем? Отношение подростков к поэзии, какое место в курсе школьной программы по литературе она занимает? Не ослабевает ли в наши дни воспитательное значение жанра и нужно ли учить понимать поэзию? На эти вопросы попытались ответить выступавшие.

Наталья Волкова, учитель русского языка и литературы:
"В школьной программе преподаванию литературы традиционно отводится, к сожалению, последнее место. Поэзия – элитарный вид словесного творчества, очень тяжело воспринимаемый детьми. Сегодняшняя проблема для нас – это ЕГЭ. Требования ЕГЭ не отвечают представлениям о творчестве. Эти требования очень просты: соответствовать критериям и четко их придерживаться".

Александр Кушнер, поэт:
"Я начинал публиковать стихи в конце 50-х.  Я хорошо помню 60-е. Этот подъем. Этот огромный интерес к стихам. Стихи тогда читала вся страна. Города не делились на удельные княжества, как сейчас. Сейчас Москве нет дела до Петербурга. Новосибирск живет отдельно. Екатеринбург – отдельно. В Ленинграде тогда работали Соснора, Горбовский и многие другие. Что же произошло? Я думаю, что в те годы стихи заменяли публицистику. Не было свободной прессы, не было газет. Выходил поэт на эстраду, читал стихи. Это была единственная дверь в свободную мысль. Иногда казалось, что сегодня Евтушенко прочтет стихотворение, а завтра произойдут перемены в Политбюро. Абсурд, конечно! Но именно так казалось! Ахматова говорила, что ей это напоминает 1910-е годы. Она писала: «Все в Москве пропитано стихами». 

Сегодня, когда можно прочесть статью в газете,  в интернете, стихи вернулись к своей специфике: к разговору наедине с читателем.  Это – главное.  Другие причины: рост массовой культуры, ужасное телевидение.  Меня утешает, что сегодня много настоящих поэтов. Я не могу сказать, что поэзия пребывает в упадке.  Волноваться не стоит. Такие периоды в русской истории уже были. Уже Пушкин жаловался, что стихов никто не читает: «Скоро мы будем читать стихи друг другу на ухо». 

Все изменилось в начале ХХ века. Может быть, существуют какие-то волны интереса к поэзии. Этого я не знаю.

Роли поэта в обществе нет. И этого не нужно. Поэт – не политический деятель.  Поэт пишет стихи. Если поэт хорошо пишет стихи – это главный подвиг его жизни.  Политикой пусть занимаются профессионалы. Нынешнее время в этом смысле мне нравится.

Можно понять Мандельштама, который, написав «Мы живем, под собою не чуя страны»,  сказал жене: «Глупая. Не плачь! Где ты еще найдешь страну, где за стихи ссылают?» Но я не хотел бы, чтобы на поэтов  свалился такой ужас. Более того, я бы не хотел, чтобы Мандельштам написал то стихотворение. Я считаю, что был прав Пастернак, который просил не читать его эти стихи. Приятно сказать правду, но один раз скажешь – больше ничего не напишешь. Разумеется, я говорю спорные вещи. Разумеется, слава Богу, что написаны эти стихи. Но лучше писать стихи, не завися от власти. Научимся!"

Алексей Пурин, поэт, переводчик, литературный критик:
"Я работаю в «Звезде» с 1990 года. Поток стихотворных рукописей не стал меньше. Наверное, это показатель того, что ничего плохого с поэзией не происходит. Есть определенный слой людей, интересующихся поэзией, этого достаточно, наверное".

Андрей Арьев, соредактор журнала «Звезда»:
"Что такое поэзия? Это архаика? Или это бунт?  Помните, Мандельштам говорил: «Поэзия – это непрерывная война, а когда войны в поэзии нет, значит, общество состоит из идиотов?» 

Общего мощного потока сейчас нет. Если поэзия исчезнет, то исчезнет и язык, а вслед за ним и мы все растворимся. 

Со временем поэзия очищается от всего наносного и становится чистой речью, становится лирикой. Уже давно никто не пишет поэм , уже на поэзию не возлагают надежд, что она скажет что-то основополагающее для общества.

Лирика говорит о ценностях внутреннего бытия личности. Непроизвольно, бессознательно творит в лирическом стихотворении сам себя язык. Таким образом, язык не глохнет, создается общий речевой фон. Если взглянуть на русскую речь за последние полтора века, то   окажется, что меняется словарный состав, хотя он не уменьшается.

Если в позапрошлом веке от слова «любить» образовывалось 100 однокоренных слов, то сейчас их 10. Поэзия чутко улавливает состояние общества и вектор его развития".

Яков Гордин, соредактор журнала «Звезда»:
"Я состою в жюри премии «Поэт». Она была учреждена, чтобы стимулировать общественное внимание к поэзии.  Эта премия дается в качестве воздаяния за крупные заслуги.  Ее получают поэты с именами. Первым был Александр Кушнер, затем – Олеся Николаева, Олег Чухонцев, Тимур Кибиров, Инна Лиснянская.

Я думаю, что с поэзией все в порядке. Проблема не в поэзии, а в читателе. Самым читаемым поэтом становится не самый лучший поэт. Был очень популярен Эдуард Асадов, который писал плохие, но трогательные стихи. Но я не считаю, что Асадов был вредным явлением.

Вообще, вся словесная культура началась с поэзии. Это ритмическое осмысление мира. Поэзия просто не может никуда уйти. В каждом человеке заложена потребность такого взаимодействия с миром. Недаром пьяные люди начинают петь песни. Так они выражают свою связь с окружающей реальностью".

Александр Леонтьев, поэт:
"Любое «сегодня» лучше рассматривать «завтра». Людей, обладающих поэтическим слухом не так много. Ждать общественного интереса к поэзии абсурдно.  Даже если читатели не до конца понимают, что они читают, важно, чтобы они читали.  Это общекультурная проблема".

Алексей Машевский, поэт:
"Надо проблему разделить. Отделить мух от котлет. Стихи – это действительно архаика, но именно поэтому они и будут жить дальше. Переживут и нас. Архаическое – это то, что опробовано человечеством. 

Проблемы есть в обществе. Не думаю, что 1960-е годы были золотым веком поэзии. Уровень текстов тогда был низок. Популярность поэзии связана была с тем, что у людей не было иных форм деятельности.

Я думаю, что сейчас наступает новая пора возвращения к поэзии. Мы переселяемся в эпоху дописьменной речи. Наши дети перестают читать. Книги появились потому, что никакой иной формы фиксации информации не было. 

Сейчас мы идем к аудиокниге. Современная культура идет в направлении устной речи. Для поэзии наступают райские времена. Поэзия – искусство, которое учит нас богатству речи.

Мы постепенно  уходим от всего  массового. В массовом  все поддельное: поддельные политические лозунги, поддельные цели, поддельные культурные приоритеты.  Все возвращается на круги своя. Все возвращается на уровень личного контакта человека с подлинным, с настоящим. Общество проваливается. Но люди не проваливаются. Они пишут. Они издают книги малыми тиражами. Они покупают книги. Они обсуждают книги в интернете. Этими усилиями все и существует".

comments powered by Disqus