01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

Варлам Шаламов: 110

Вы здесь: Главная / Новости / Литературные новости / Варлам Шаламов: 110

Варлам Шаламов: 110

Автор: Людмила Якушева, Вологда: текст, фото — Дата создания: 26.06.2017 — Последние изменение: 26.06.2017
Участники: Варлам Шаламов (выборка цитат)
О праздновании 110-летия Варлама Шаламова в Вологде написала для Когита!ру Людмила Якушева.

18 июня 2017 исполнилось 110 лет со дня рождения писателя Варлама Тихоновича Шаламова (1907-1982). В Москве и в Вологде прошли мероприятия, посвященные памяти человека, чье творчество стало императивом правды о сталинских лагерях, а личная судьба – информативным конденсатом биографии молодого поколения 1920-х, с их мечтами о новом государстве и крахом демократических надежд.

Жизненный путь Шаламова – это бремя политзаключенного ХХ века, пережившего контрреволюцию (как он понимал сталинский режим), не питавшего иллюзий по отношению к последующей архаизации власти, так и не давшей человеку ни права на свободу, ни права на достойную жизнь.

Тема Колымы, человеческих страданий, насильственной смерти и социальной несправедливости несут негативную коннотацию. И современное общество предпочитает эти темы обходить, зашоривая органы восприятия, атрофируя память. На этом фоне проект «Шаламов-110» приобретает особую значимость.

В разных доступных для современного читателя и зрителя формах, а это – презентация книги «Четвертая Вологда», международная конференция «Проблемы российского самосознания: судьба и мировоззрение В. Шаламова», выставка иллюстраций Б. Забирохина к книге «Колымские рассказы», литературно-музыкальный вечер, спектакли Московского театра сфера и В.Смехова, можно было познакомиться с философским и художественным наследием классика русской литературы ХХ века мирового уровня. В художественной галерее «Красный мост» (Вологда) открылась выставка «Жить или писать» (кураторы К. Линкс, В.-Ф. Шеллер, Германия).

...Всматриваюсь в молодое лицо Шаламова. В 1924 году он уезжает из Вологды (в 17 лет). После 2 лет работы на заводе, он поступает в МГУ на факультет советского права. «В момент утверждения сталинской диктатуры оказался среди демократически настроенной молодежи, увлеченной идеями левой оппозиции во главе с Троцким <…> В 1929 году Шаламов попал в заключение за участие в антисталинской оппозиции как социально вредный элемент». Официально за то, что скрыл свое происхождение, а по факту доносчиками стали товарищи Шаламова по университету, стремившиеся получить место в общежитии.

2017 год. Молодежь выходит на несанкционированные митинги. История повторяется, уплотняясь и переводя ее уроки в абсурд.

Еще два срока Шаламов получает в 1937 и 1943 годах (за антисоветские высказывания и за похвалу в адрес писателя И. Бунина) После освобождения, в 1954 году начинает работать над «Колымскими рассказами»…

В Шаламов «Что я видел и понял в лагере» (выборка):

  • Чрезвычайную хрупкость человеческой культуры, цивилизации. Человек становился зверем через три недели — при тяжелой работе, холоде, голоде и побоях.

  • Понял разницу между тюрьмой, укрепляющей характер, и лагерем, растлевающим человеческую душу.

  • Понял, что сталинские «победы» были одержаны потому, что он убивал невинных людей — организация, в десять раз меньшая по численности, но организация смела бы Сталина в два дня.

  • Понял, что человек стал человеком потому, что он физически крепче, цепче любого животного — никакая лошадь не выдерживает работы на Крайнем Севере.

  • Легче всего, первыми разлагаются партийные работники, военные.

  • Понял, что можно жить злобой.

  • Понял, что можно жить равнодушием.

  • Понял, почему человек живет не надеждами — надежд никаких не бывает, не волей — какая там воля, а инстинктом, чувством самосохранения — тем же началом, что и дерево, камень, животное.

  • Горжусь, что решил в самом начале, еще в 1937 году, что никогда не буду бригадиром, если моя воля может привести к смерти другого человека — если моя воля должна служить начальству, угнетая других людей — таких же арестантов, как я.

  • И физические и духовные силы мои оказались крепче, чем я думал, — в этой великой пробе, и я горжусь, что никого не продал, никого не послал на смерть, на срок, ни на кого не написал доноса.

  • Видел, что женщины порядочнее, самоотверженнее мужчин — на Колыме нет случаев, чтобы муж приехал за женой. А жены приезжали, многие (Фаина Рабинович, жена Кривошея)

  • Убежден, что лагерь — весь — отрицательная школа, даже час провести в нем нельзя — это час растления. Никому никогда ничего положительного лагерь не дал и не мог дать.
    На всех — заключенных и вольнонаемных — лагерь действует растлевающе.

  • Что писатель должен быть иностранцем — в вопросах, которые он описывает, а если он будет хорошо знать материал — он будет писать так, что его никто не поймет.