01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

Новое российское кино показали в Выборге

Вы здесь: Главная / Новости / Кино / Новое российское кино показали в Выборге

Новое российское кино показали в Выборге

Автор: Евгения Литвинова — Дата создания: 21.08.2014 — Последние изменение: 21.08.2014 Когита!ру
Евгения Литвинова ежегодно в августе бывает в Выборге на кинофестивале российского кино «Окно в Европу». Её заметки о ХХII-м главном кинопразднике Ленинградской области и его "прогнозах на завтра".

Ну, вот и всё. Выборг опустел. Снимают афиши с глазами Татьяны Самойловой - чёрно-белый кадр оператора Сергея Урусевского из фильма "Летят журавли стал главной заставкой фестиваля этого года как напоминание об ушедшей актрисе и ее сломанной судьбе. Закончился ХХII кинофестиваль «Окно в Европу». Главный праздник в году позади.

Я видела далеко не все фильмы, хотя и ходила в кино, как на работу: смотрела по 3-4 фильма в день. Поделюсь кое-какими впечатлениями и наблюдениями.

Неудачи фестиваля

Расскажу про три плохих фильма, хотя их было гораздо больше. Их было довольно много.

Определенно: «Виктор» - это провал. (Режиссер – Филипп Мартинез). Фильм сделан специально «под Депардье», но это худший фильм с Жераром Депардье, который я видела. Вместо того, чтобы дать сыграть актеру легкую, веселую комедию – жанр, в котором он всегда хорош,- нам предлагают поставленную со звериной серьезностью криминальную историю, сыгранную на фоне роскошной, витринной Москвы и еще более роскошного Грозного (Кадыров, небось, отдельно приплатил). Развесистая клюква. Не могу сказать, что актеры плохо играли, потому что играть там вообще нечего. Возможно, дело в том, что режиссер – иностранец. Он весьма приблизительно представляет страну, которую снимает. В самом начале нам сообщают, что «Москва – креативный центр мира». И это так. Креатива – хоть отбавляй. Чеченского благородного мафиози – друга русско-французского благородного мафиози – играет почему-то актер из Израиля. Проститутка и дама-следователь выглядят, как сестры-близнецы (одинаково вульгарные лица, наряды и жесты).  Правда, индийский мотив воссоединения разлученной семьи отсутствует. Жаль. Это еще добавило бы креатива. Депардье пока выучил по-русски только «здравствуйте» и «спасибо», поэтому его роль целиком переозвучена. В общем, не фильм, а сплошные находки.  Плюс, на мой взгляд, только один: Депардье приехал в Выборг, его тепло встретили, на «Аллее звезд» появится и его звезда вместе с отпечатком ладони. Выборжане остались довольны.

Еще одна «клюква» – это «Василиса». (Режиссер – Антон Сиверс). Фильм, где с «духовными скрепами» полный порядок. Но кроме скреп не удалось найти ничего достойного внимания. Война 1812 года. Французы - ну, чисто звери: хамят, насилуют всё, что движется, гадят в храмах…  А русские демонстрируют красоту внутреннего мира, цельность натуры, духовность, нравственное превосходство и благородство в каждом порыве. Старая барыня на смертном одре просит прощения у крепостной девки, что помешала ее счастью со своим сыном: почему-то (из вредности?) она не благословила этот вполне естественный для того времени брак дворянина с крепостной крестьянкой. Предатель в фильме один - это помещик с либеральными взглядами. Понятно, что такие убеждения неизбежно толкают на путь предательства. Ничего удивительного. Ну, и сестра героини, которая живет с этим помещиком в грехе (невенчанная) тоже плохая. А главная героиня блюдет себя в чистоте: раз уж не поженились с барином, так и нечего. Она же и Родину от французов спасает. В кожанке, наподобие чекистской. Короче, «комсомолка, спортсменка и просто красавица»(с). Одеты все в начале фильма, как артисты на фольклорном празднике. Потом, правда, чуть попроще. Крепостные изъясняются по-французски... А как им еще разговаривать?

"Бесы". Фильм не от создателей телесериала. Режиссер – Роман Шаляпин. На мой взгляд, фильм конъюнктурный. Но, говорят, телесериал еще хуже. Не знаю. Не видела. Линии Ставрогиных - старшего и младшего – в кино вообще нет. Сплошной Верховенский. Причем он произносит тексты, взятые из Нечаева и даже из Ленина, чтобы «усилить впечатление». Но оператор хорош. Красиво снято.

Фильмы, которые смотреть стоит 

"Братья Ч".  Режиссер - Михаил Угаров. Семья Чехова. История из русской жизни. Один летний день на даче. 80-е годы XIX века. Юный Антон Чехов содержит большую семью. Крутится, как может, -  сказали бы сегодня. История, рассказанная как бы чеховским языком, но откровеннее и злее. Как бы и горьковским («Мещане», например). Оно и понятно: мы уже знаем, чем всё закончилось. Никаких «вишневых садов»…Природа лирична, герои – нет. Герои оскорбляют друг друга, подозревают друг друга в неискренности, в корысти. За внешней красотой жизни обнажаются болезни – чахотка, алкоголизм. Мир обречен. Об этом сообщает послесловие, где рассказывается о трагической жизни и смерти семьи. Надежда в одной фразе: у брата Антона Павловича родился сын – Михаил Чехов.

"Берцы". Сюжет напоминает «Калоши счастья» Андерсена. Но, в отличие от сказки, берцы обещанного счастья его обладателям не приносят. На экране  две обычные семьи, отвратительные своей животной жизнью. Любопытная деталь: в их квартирах постоянно работают телевизоры. А главные герои фильма - журналисты. И не просто журналисты, а телевизионщики, то есть те самые люди, которые производят жвачку для всех остальных. Они не какие-то ужасные циники. О своей ответственности они просто не задумываются. В конце фильма парень превращается в пятилетнего ребенка. Теперь уж точно на нем нет никакой ответственности. Можно сказать, берцы вывели его на желанную дорогу.

"Вкус Америки". Режиссер – Ефим Грибов. По Улицкой ("Веселые похороны"). Экранизация не хуже авторского текста.  Ярко, живописно показана питерская и московская богема: бесконечные гости, алкоголь, разговоры до утра, любовные истории. «Тусовка» очень узнаваема. Только перенесена на американскую почву. Кажется, наши бывшие земляки сумели сохранить себя целиком, ничего не утратив по дороге. Некоторые даже принципиально отказываются учить английский. Но надо ли «ехать в Тулу со своим самоваром»? Надо ли тащить за собой всего себя прежнего? И наоборот: можно ли «убежать от себя»? И нужно ли? Такая "довлатовская" история...

"Пассажир из Сан-Франциско". Режиссер – Анатолий Бальчев. По-моему, как-то рыхло, неструктурированно. А фильм, можно сказать, остросюжетный: наркотики, наркоторговцы, таможенники, спецслужбы России и США. Мужу понравилось. Говорит, что кино точно передает ощущение всеобщего распада, когда нет стержня, нет системы ценностей ни в ком и никакой, когда нет ничего, за что зацепиться. Ну, возможно... На мой взгляд, главный плюс фильма в том, что он снимался не в последние полгода. Отсутствует нынешнее помешательство: поиск врагов повсюду. Российские и американские службы по борьбе с наркотрафиком действуют совместно, слажено и дружески. Прямо интересно смотреть на американцев не в образе врага №1.
"Я не вернусь". Режиссер – Илмар Рааг. Две девочки-сироты. Дорога - символ, поиск своего пути, - еще одно "действующее лицо", прямо как из американской книжки или американского кино конца 50-х и далее. Старшая – Аня – уже взрослая девушка. Она вполне благополучна: учится в аспирантуре, преподает в институте. Но детдомовское прошлое догоняет ее: друг детства приносит к ней в квартиру пакет с наркотиками. Благополучная жизнь кончилась. Любимый мужчина, узнав о неприятностях, тут же, естественно, предает ее. Остается одно: бежать. Аня переодевается подростком и скрывается в детском приемнике – маленькой зоне. Тут Аня и знакомится с Кристиной, которая мечтает попасть к бабушке в далекий Казахстан. И они путешествуют вместе в поисках Казахстана – «земли обетованной». Добротно сделанное кино.

Следующие два фильма, подрывают устои. Теперь опасаюсь за свои духовные скрепы...

"Девять дней и одно утро". Режиссер – Вера Сторожева. Фильм занял третье место в конкурсе «Выборгский счет». Тех, что оказались на первом и втором месте - «Мама дарагая!»и «Дедушка моей мечты» я не видела. Что-то мне их анонсы не понравились. А "Девять дней и одно утро" получил приз вполне заслуженно. В центре сюжета две сестры-детдомовки. Мать-алкоголичка умерла. Судьбы у сестер сложились по-разному. Старшую - Анну - удочерили французы. Младшая - Люба - осталась на Родине. Старшая - красавица, топ-модель. Приехала в Россию с благотворительной миссией. Младшая работает в бане. Хромоножка. Мама устроила в доме пожар, на ребенка свалилась балка. С тех пор проблемы с ногой, а денег на операцию нет. Действие происходит в Ростове Великом. Потрясающей красоты храмы, а вокруг нищета и убожество. Директор детдома, чтобы прокормиться, вынуждена была продать квартиру и купить полдома на окраине. Держит козу. В самом детдоме ремонт делали еще при СССР: стена актового зала украшена мозаикой с революционными матросами и чем-то типа "Славы КПСС". Главная и никак не решаемая задача директора и завхоза - покупка 19 новых бачков для детдомовских унитазов. Старые текут. При этом все ростовчане возлагают огромные надежды на иностранку в плане выкачивания денег, а с другой стороны, причитают над ее "не сложившейся женской судьбой": мужа нет, детей нет, и вообще - в Париже страшно: сумки прямо на улицах воруют. Правда, и в Ростове у Любы хулиганы выхватили сумку. Но общими усилиями удалось вернуть.
Хорошее кино. Мы из-за режиссера решили смотреть. И не ошиблись.

Второй фильм, снятый в предыдущую эпоху и не отражающий "текущий момент", - "Раскоп". Режиссер – Сергей Дахин. Герои говорят то по-русски, то по-украински. Можно сказать, на языке противника разговаривают. Действие происходит на Украине. Киев такой красивый... Легкий, остроумный, добрый фильм. Сценарист - Максим Курочкин. Артисты из театра «Мастерская».

"Зимы не будет" Режиссер – Илья Демичев. Его предыдущий фильм – «Какраки» был представлен не только в Выборге, но и на Венецианском фестивале. Действие «Зимы не будет» происходит перед «концом света», который, правда, опять не состоялся. Черная комедия. Вроде как не наш жанр. Но получилось хорошо. В ролях Ксения Раппопорт и Ингеборга Дапкунайте. Фильм получил диплом за актерский ансамбль.

Два лучших фильма


"На дне". Режиссер – Владимир Котт. От того же продюсера, что в прошлом году представлял "Дубровского". И тоже действие перенесено в сегодня. Авторский текст сохранен, но за 100 лет наша страна прошла определенный путь. Поэтому у Горького герои живут в ночлежке (значит, государство или частные благотворительные организации оплачивают помещение, еду, постельное белье и работу сотрудников), а в фильме действие происходит на обычной мусорной свалке. Ну, что ж. Всюду жизнь... Режиссер рассказал, что и съемки происходили на реальной помойке. Стихов Беранже: "Господа, если к правде святой мир дорогу найти не сумеет, честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой" в фильме нет. И не надо. Вопрос ясен. Ни дороги к правде святой, ни золотого сна не будет. Не о чем и говорить. Лука в фильме не старик, а ребенок лет 12. И это очень круто. На любом взрослом печать вины за свою судьбу, а тут к обитателям "дна" спустился ангел. Вдруг выкатился из кучи мусора. В конце фильма его убивают. Ангелу не место в нашем мире. Хороши детали: проститутку Наташу на работу возит иномарка, украшенная георгиевской ленточкой, Артист повесился не после слов Сатина (хотя Сатин их произносит, но не зло, не так, чтобы довести до самоубийства). Обитателям свалки достался телевизор. Маленький, черно-белый, но удалось включить. Вот, посмотрев юмористическую передачу по российскому каналу, Артист и повесился. Сама передача и радостно хохочущие зрители - связь "дна" с остальным "Русским миром" - вне свалки - и приговор этому миру. Артиста играет Михаил Ефремов. Василису – Евгения Добровольская. Луку – Семен Трескунов. Фильм получил специальный приз жюри за актуальное прочтение классики.

Главный фильм и главное событие фестиваля: "Инородное тело". Режиссер – Кшиштоф Занусси.  Предпремьерный, закрытый показ. Сам Занусси приехал представить картину. Действие происходит в современных Италии, Польше и России. Каждый из героев «проверяется на прочность»: всё время оказывается перед нравственным выбором. Хотя не каждый осознает этот выбор. Среди испытаний, через которые проходит юный итальянец, есть и расставание с любимой девушкой (ушла в монастырь – стала невестой Христовой), есть и искушения соблазнами, есть и боль, страх, унижение, которые ему пришлось пережить в русской тюрьме. Путь героев – это и богоборчество, и богоискательство. Есть и столкновение разных систем ценностей. Мне трудно судить, насколько католицизм - живая религия вообще, но у Занусси постоянный напряженный диалог с Богом - это естественная часть повседневности. Без пафоса. Просто жизнь сверяется с этим камертоном.  Не знаю, мог бы появиться подобный фильм в нынешней России. На пресс-конференции Занусси сказал, что «мистика в западном мышлении – это контакт с Богом напрямую». Вот это «прямой контакт с Богом» мы и видели в фильме «Инородное тело». Этот диалог – продолжение разговора, начатого в предыдущих фильмах Занусси.

 

А теперь собственно про фестиваль. Я, кажется, поняла: в чем тут дело. Почему в этом году так много плохих фильмов. В этом году состоялся уже 22-й фестиваль "Окно в Европу" в Выборге. Мы каждый раз ждем очередного фестиваля с некоторым напряжением и тревогой. Как отразятся все "новации" Мединского и Михалкова на качестве фильмов? Но кинопроизводство - процесс длительный. Пока как-то обходилось. И вот дождались. Перед самым началом фестиваля случился "вброс" новой идеи Минкульта: требование прокатных удостоверений для фестивальных фильмов. Потом говорили, что это отменят. Теперь, как я поняла, не отменили. Зачем прокатные удостоверения фильмам, которые почти никогда не попадают в прокат? Какая связь между фестивалем и прокатом? Прокатное удостоверение = "литование" времен СССР = цензура. Прокатное удостоверение, в частности, не получит фильм, использующий мат. Соответственно, о людях, которые говорят на таком языке, мы больше фильмов не увидим. Нам эти люди больше не интересны, видимо. Или мы в их рты вложим речи академиков? Марина Разбежкина сказала, что ни она сама, ни ее ученики больше в российских фестивалях не участвуют. Наверное, не она одна. Вот такое теперь кино...

И еще о фальши и пошлости нашего времени. Мы смотрели по три-четыре фильма ежедневно. И каждый раз перед началом сеанса появлялась надпись: "Этот фильм содержит сцены курения. Помните, что курение опасно для вашего здоровья". Вообще-то в кино много всяких сцен: кто-то дерется, кто-то занимается сексом, кто-то пьет спиртное прямо из горла. Но наших нянек из Минкульта интересуют только две проблемы: мат и курение. Мат они победили. Запретили выдавать фильмам с нецензурной лексикой прокатные удостоверения и, заодно, запретили показывать на фестивалях фильмы без прокатных удостоверений. Теперь Минкульт борется со "сценами курения". И мы об этом читаем несколько раз в день. Мне всё время советуют "не думать о белой обезьяне". И я всё чаще ловлю себя на мысли: не начать ли мне курить.

относится к: , , , ,
comments powered by Disqus