01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Лица

"Мы ожидаем сильнейшей девиртуализации зимы...": Дима Воробьев о жизни в городе в жару

Вы здесь: Главная / Лица / Интервью / "Мы ожидаем сильнейшей девиртуализации зимы...": Дима Воробьев о жизни в городе в жару

"Мы ожидаем сильнейшей девиртуализации зимы...": Дима Воробьев о жизни в городе в жару

Автор: Саша Тесакова — Дата создания: 28.07.2010 — Последние изменение: 01.08.2010
Участники: Фото: Дмитрий Воробьев
Когита!ру
Социолог Дмитрий Воробьев рассказывает о своей выставке "Виртуальной кондиционер", открывшейся 26 июля 2010 в ГЭЗ-21, о жизни в городе в жару, спекуляциях массового сознания и креативных выходах из общего коллапса, вызываемого то экстремальной зимой. то экстремальным летом. Записала для Когита!ру Саша Тесакова.
26 июля 2010 в галерее ГЭЗ-21 открылась выставка «Визуальный кондиционер». На ней представлены фотографии прошедшей петербургской зимы, сделанные социологом Дмитрием Воробьевым.
Нам удалось побеседовать с автором.

 

- Дима, расскажите подробнее, как родилась идея выставки?

 

- Идея родилась довольно давно: хотелось сделать выставку про прошлую зиму, как она есть. Зима была действительно экстремальная и поводом для того, чтобы сконденсировалось мое восприятие зимы стало жаркое лето. Сейчас приятно думать о том, что у нас скоро снова будет зима. Или хотя бы, что она была. Потому что сейчас мало кто в неё верит.

 

- Как вы думаете, это произошло с вами – или все-таки в массовом сознании петербуржцев?

 

- Те, кто остались в городе, сейчас живут именно духотой, жарой, нехваткой кондиционеров.

Воробьев_зима_3.JPG 

- Как зимой жили сосульками, сугробами, отсутствием лопат и т.д.?

 

- Верно. К сожалению мы забываем всё буквально за пару недель. Представьте, если завтра станет холодно, то сначала будем вспоминать как было жарко ранее. Но через месяц холодов это забудется – будем уже стонать «как ужасно, опять этот холод!» На этой выставке мы спекулируем коллективной памятью горожан. И данные фотографии - это подсказка на которой мы сможем остановить свой взгляд, это квинтэссеция прошедшей зимы. Новогодние игрушки, мишура, которые можно видеть на выставке, создают ощущение, что находишься перед самым Новым годом. Все это неосознанно переносит нас в зимнее пространство.

 

 - Вот-вот, если остановиться на идее летнего Нового Года… Как известно, администрация города также ищет альтернативные методы борьбы с жарой. Сегодня, в самый жаркий день лета, Комитет по культуре проводит общегородской праздник, на котором люди в костюмах Дедов Морозов и Снегурочек разыгрывают летние призы с людьми, одетыми в шубы и ушанки. Будут запускаться в небо шарики с лозунгами «Я люблю жару!» Это поможет?

 

- Призвать циклон? На следующей неделе он придёт и без этого архаичного обряда. Эффект от этого мероприятия? Большинство людей улыбнётся смотря репортаж по телевизору где-нибудь у себя на тихой даче. У нас примерно треть жителей имеют дачи, и многие уже давно уехали из города. А так, продолжаем догонять Европу. В Копенгагене только что закончился Всемирный летний конгресс Санта Клаусов. В мегаполисах Европы схожая ситуация, муниципалы стараются из всех сил снизить градус, в том числе и политический. Так и у нас - город проводит акцию 28-го, а неравнодушные жители - 31-го числа.

Воробьев_зима_5.JPG 

 - Кто же тогда будет принимать участие в это празднике?

 

- Сложно сказать. Люди, у которых нет дач? Массовка Ленфильма? Чиновники Комитета по культуре? Другое дело на нашей выставке с девизом - «помоги себе сам». Так же и в целом - можно не просто жить при невыносимой жаре, но наконец, что-нибудь делать: занавешивать окна алюминиевой фольгой, развешивать мокрые простыни, аккуратно относиться к пространству, в конце концов – будь это личное приватное пространство или кафе. В данном кафе развешены фотографии - и они уже работают, они кондиционируют пространство.

 

 - То есть любой житель Петербурга, страдающие от жары, может заглянуть в свой фотоархив, просмотреть фотографии этой - или любой другой зимы – и также подвергнуться воздействию «Визуального конденционера»?

 

 

 - Конечно! Меня удивляет, почему идея не развивается. Наступил отличный момент для девиртуализации всего того, что было накоплено за зиму. Вы, наверное, знаете, что в социальных сетях зимние фотографии просто в избытке. Но почему мы не можем увидеть их в реальности? Задумайтесь, помогает ли просмотр зимних фотографии на мониторе? Если бы тысячи наших прекрасных фотографов заказали хотя бы пару оттисков своих фотографий, подарили бы своим друзьям, которые в свою очередь просто носили бы их в кошельке, а иногда – рассматривали их полном автобусе или душной электричке. А потом украсили ими кафе, дворы, улицы – это была бы просто бомба!

Воробьев_зима_04.jpg
 

Но кроме прямого действия, есть еще один интересный момент: мы бы получили бы полный срез того, что происходила в городе зимой – глазами самих жителей этого города. Меня очень волнует этот срез: почему так страшно было в городе жить зимой – когда со всей снегоуборочной техникой творилось что-то неладное – видимо, была направлена куда-то по лендлизу? в качестве гуманитарной помощи Мурманску или другим городам – сложно догадаться. Потом все эти сугробы и сосульки-убийцы… это выражение - совершено непереводимая вещь. Зима была такая яркая, что от нее остались тысячи фотографий. И сейчас как раз время печатать, развешивать и т.д. Я хотел бы увидеть их везде. И это стало бы неким тотальным общественным диагнозом того, чем на самом деле являлась эта зима. Некое подведение итогов и расстановка оценок самими жителями города. Тот архив, который скопился хотя бы даже у меня - диагностирует ситуацию, напоминает, через что мы прошли, и что нас, возможно, ожидает в дальнейшем, грядущей зимой… Повторяю главный тезис – мы все забываем. Буквально за две-три недели. Мы же планируем на этой осенней выставке пройти по всем болевым точкам прошедшей зимы. Точкам, которые были нащупаны самими горожанами, всем этим невероятным косякам в хозяйстве города.

- Вы много общаетесь с европейцами. Можете ли сказать, каким образом в Европе справляются с жарой – администрации и муниципалитеты, либо же сами горожане? Какие методы там существуют?

 

 - Все эти меры известны, и уже отчасти действуют и в Петербурге. Вот, например, передовая часть города – наши депутаты – уехали из города до начала сентября. Это всегда выход, европейцы на июль-август уходят в отпуск. Приезжают в город туристы. Для туристов делается все: многочисленные фонтаны, палатки холода, как в Париже на Елисеевских полях. Библиотеки открываются для всех, потому что это часто монументальные здания с довольно прохладным микроклиматом. Кондиционеры в общественном транспорте. Капиллярное распыление воды на пешеходных улицах. И может быть самое главное – автотранспорта в центре города. Ведь почему в Питере так сложно переносить жару? Если бы было хотя бы треть меньше машин, то здесь можно было бы дышать.

В последнем «Петербургском дневнике» были статьи, посвященные проблеме автотранспорта, возможности перехватывающих парковок. Это ни для кого не секрет, проблему понимают и осознают. Но происходит странное вытеснение проблемы из сознания горожан. Нам легче написать об этом пару статей в «Петербургском дневнике» – и можно думать, что все, проблема решена. Или – если говорить о жаре - позвать Дедов Морозов, чтобы они побегали по городу – и все, наверное, тоже должны быть счастливы… Но что меняется в городской инфраструктуре? В интернете сейчас возникают целые сообщества, которые пытаются, например, отслеживать: а ходят ли у нас поливальные машины по городу? Если поливальные машины ходят в правильное время, по грамотным маршрутам – это реальная возможность понизить температуру в городе градуса на 3, что довольно ощутимо. Но мы очень мало знаем о работе машин, остается только строить догадки. Мне очень понравилась зимняя идея администрации города - оперативно был создан веб-сайт, на котором можно было отслеживать передвижение всех снегоуборочных машин. Каждая из них, оказывается, была снабжена GPS- передатчиком. Жители могли зайти на этот сайт, посмотреть, что все хорошо, машины передвигаются, снег убирается, успокоиться. К сожалению, с поливальными машинами я пока такого не видел.

Воробьев_зима_2.JPG
 

Как еще можно бороться с жарой? Я легко могу представить, например, «палатку холода» где-нибудь на Дворцовой площади, куда может спокойно зайти каждый желающий, и просто отдохнуть. Или подобные павильоны на остановках транспорта на Невском. Но на сегодня это кажется утопией. Поэтому нам остаются «визуальные кондиционеры», которые не снижает реальную температуру, но снижает стресс и приводят к пониманию, что даже малыми силами можно что-то изменить: вывесить зимние фотографии в любимом кафе, сделать приятное себе и друзьям.

Зима_Воробьев_1.JPG
 

См. также на Когита!ру:
Дима Воробьев представил "Визуальный кондиционер"

 

comments powered by Disqus