01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Лица

ЛГБТ-фестиваль «Бок о бок»: новая попытка в октябре

Вы здесь: Главная / Лица / Интервью / ЛГБТ-фестиваль «Бок о бок»: новая попытка в октябре

ЛГБТ-фестиваль «Бок о бок»: новая попытка в октябре

Автор: rashid — Дата создания: 27.07.2009 — Последние изменение: 17.08.2009 Cogita!ru
Интервью с организаторами международного кинофестиваля ЛГБТ (сокращение от лесбиняки, геи, бисексуалы, трансгендеры) «Бок о бок», исполнительный директором Гулей Султановой и директором художественной программы Мэнни де Гуер.

ГС: ЛГБТ-кинофестиваль «Бок о бок» придумала Мэнни больше двух лет назад. Она пригласила людей на этот проект.

МГ: Я приехала из Англии. Во время перестройки у нас в стране был большой интерес к России, и поэтому в университете Бирмингема я изучала русский язык и историю. А затем, в России я написала социологическую диссертацию о русской рок-музыке, рок-культуре. Сейчас я живу в России уже двенадцать лет, преподаю английский язык. В какой-то момент я подумала о том, что поскольку подобный фестиваль, который есть в других странах, в России отсутствует, можно попробовать действовать в этом направлении. Я провела социологическое исследование, и оно показало, что люди хотят, чтобы такой фестиваль был. Я начинала работать с Ириной Сергеевой. Мы собирали людей, потом нам удалось найти деньги, фильмы... Сейчас фестиваль готовят четыре постоянных сотрудника, как имеющие опыт ЛГБТ-активизма, так и нет – и более тридцати волонтеров. И это не только студенты, но и профессиональные дизайнеры, переводчики...

ГС: Основная цель этого фестиваля – создание нового культурного пространства, в которое бы вошли как люди из ЛГБТ-сообщества, так и те, кто не принадлежит к ЛГБТ-сообществу. Наша инициатива направлена на всё общество. Цель в том, чтобы создать диалог, так чтобы у людей была возможность с одной стороны посмотреть фильмы, а с другой стороны обсудить их. К сожалению в России мы, ЛГБТ, достаточно безмолвны, очень мало заявляем о себе. И в обществе сохраняется ряд стереотипов о ЛГБТ, негативного характера. Стереотипы ведут к напряженности в обществе, к неприятию, дискриминации, избиениям и даже убийствам. И мы хотим такие стереотипы развенчать. В феврале этого года Мэнни участвовала в работе жюри Берлинского кинофестиваля, и на торжественной церемонии закрытия фестиваля выступал мэр Берлина, открытый гей Клаус Воверайт, который совершенно правильно говорил о том, что такой ЛГБТ-фестиваль – это общественное явление.

Cogita!ru: Фестиваль проводится регулярно?

ГС: Изначально идея была проводить фестиваль один раз в год в течение четырех-пяти дней. Но получилось так, что первый фестиваль в октябре, который должен был состояться со второго по пятое октября 2008 года, не состоялся. Нам отказала сначала одна площадка, потом другая. Те площадки, с которыми мы все-таки договорились – клубы Sochi и The Place – к ним буквально за двенадцать часов до начала фестиваля, поздно ночью, пришли пожарники с огромным списком нарушений пожарной безопасности и закрыли клубы. Конечно же, это формально не было никак связано с фестивалем «Бок о бок». Попытка провести уличную пресс-конференцию тоже не удалась, потому что за час до намеченной пресс-конференции приехали машины милиции, и мы решили отменить пресс-конференцию, чтобы не допустить печальных инцидентов. Мы просили всех смсками сообщать знакомым, что пресс-конференция отменяется...

Cogita!ru: Может быть, люди в Петербурге пока не готовы к таким фестивалям?

МГ: Нет, мы будем продолжать свою деятельность, потому что иначе люди никогда не будут готовы. Мы настроены на серьезные дискуссии в обществе, на то, чтобы ЛГБТ были признаны как социальная группа.

ГС: Гетеросексуальный человек в нашем обществе обладает всеми правами. Гомосексуальным людям приходится всю жизнь скрывать, кто они. Это очень сложно, постоянно изображать, что ты – кто-то другой.

Cogita!ru: ЛГБТ-организации часто обвиняют в том, что они защищают не просто гомосексульных людей, но людей определенной субкультуры, и этим только загоняют их дальше в гетто.

ГС: Когда люди не могут быть приняты обществом, они собираются в субкультуры, в гетто. Когда они понимают, что понять их могут только там. В России гораздо легче узнать лесбиянку на улице по определенным кольцам, сережкам, – а в тех странах, где права ЛГБТ защищаются лучше, чем у нас, – ты не узнаешь на улице гея или лесбиянку. Наша цель как раз состоит в том, чтобы люди могли выйти из гетто. Я не стану дружить с человеком только потому что он гей или лесбиянка. Должны быть общие интересы, общее мировосприятие, общие вкусы. И чем больше люди чувствуют себя свободными в выборе своего стиля жизни, тем меньшее значение имеют субкультурные различия. В конце концов, мы же не говорим о гетеросексульной субкультуре.

Cogita!ru: А сколько людей должно было прийти на ваш фестиваль в октябре?

ГС: Должно было прийти много людей, и хотя мы все отменили, в результате пришло человек тридцать – в том числе журналисты, люди которые поддерживают ЛГБТ, антифашисты... Вообще изначально залы были расчитаны на 60 (в Sochi) и 120 человек (в The Place)... Несмотря на все сложности, были взяты интервью, было освещение в прессе...

МГ: На фестиваль многие люди успели купить билеты. Изначально мы собирались показывать фильмы в центре «Пик», и когда «Пик» нам отказал, уже много билетов было продано в этот зал. На фестиваль приехали люди из Москвы и из провинции...

ГС: В декабре 2007 года мы представили нашу программу ЛГБТ-фильмов в «Дом кино». «Дом кино» очень заинтересовался, и заявил о своем желании стать площадкой для кинофестивался – правда, никаких официальных договоров не было, была только устная договоренность с директором. В январе, когда вышел пресс-релиз о том, что в «Доме кино» состоится фестиваль «Бок о бок», в ответ поднялась мощная гомофобная волна.

Cogita!ru: Это тогда вас поддержал известный кинорежиссер Александр Сокуров?

ГС: Да, эту гомофобную волну в общем-то остановил Александр Сокуров. Он сделал несколько заявлений, и всё успокоилось. Но в результате этого, «Дом кино» отказался. Причина была названа такая, что именно в это время в «Доме кино» должны пройти ремонтные работы.

Это тяжелейшая проблема — трагичная проблема. Видимо, мучительная жизнь. Фестиваль тематического характера, конечно, может что-то разъяснить в жизни, внутреннем облике других людей... Мне кажется, ни у кого нет права дискриминировать человека по каким бы то ни было признакам. Дискриминация — гуманитарное преступление. Борьба с дискриминацией — основополагающий принцип европейской цивилизации. Гомосексуализм, по моему мнению, — это никак не болезнь, это другая конструкция человеческой души и тела. И это «другое» — есть результат процесса развития жизни, такого же уникального, божественного, как и все прочие формы существования. Это люди обязаны, в конце концов, принять. Из интервью, опубликованного на сайте Александра Сокурова, 4 февраля 2008 года.

Cogita!ru: А что вам кажется, могло напугать «Дом кино» в вашей программе? «Дом кино» показывал в свое время, например, ретроспективу Дерека Джармена...

ГС: У нас абсолютно невинные фильмы, с одной стороны – киномейнстрим, с друго стороны – фильмы, имеющие призы международных кинофестивалей, например Берлинского кинофестиваля. Два фильма имеют «Оскар». У нас есть целый пул документальных фильмов. Я думаю, что испугать могли не фильмы, а открытое позиционирование фестиваля как ЛГБТ-фестиваля. Именно такое позиционирование на городском уровне, на уровне администрации, могло вызвать такую негативную реакцию. Если бы мы, например, стали позиционировать фестиваль по-другому, или если бы мы показывали фильмы только в гей- и лесби-местах (например, в Центральной станции), никто бы из администрации не стал этим интересоваться. Но выход в открытое пространство для диалога...

МГ: Программа подразумевала дискуссии после каждого фильма...

ГС: У нас ряд художественных, развлекательных фильмов. Но есть и фильмы более серьезного характера, например, рассматривающие проблематику «камин-аута»: когда человек говорит о своей гомосексуальности. Каждый человек из ЛГБТ должен рано или поздно это сделать: с родителями, с друзьями, на работе. Как это сделать, какая на это может быть реакция. Об этом – американский фильм «Любой и каждый».

«Любой и каждый»

Родители происхождения Американского, Японского, Боливиского, Индийского, а также разных вероисповеданий, Мормоны, Евреи, Хиду, Католики и Баптисты, рассказывают личные истории о том, как их дети раскрыли свою сексуальную ориентацию, обсуждают свои переживания и делятся мудростью семейной любви и принятия. Родители также говорят о страданиях и боли своих сыновей и дочерей, когда их не принимают родственники или друзья, а также об отвержении со стороны общества и религиозных приходов. В США 26% ЛГБТ подростков, рассказавших своим родителям о своей гомосексуальности, изгоняются из дома. Из 1.6 миллионов бездомных американских подростков, 20-40% идентифицируются как геи, лесби, транс и би. Исследования также показывают, что около 40% ЛГБТ старшеклассников совершают попытку самоубийства, в сравнении с 10% их гетеросексуальных сверстников. Подробнее>>

Cogita!ru: А это все коммерческие фильмы? Есть ли в вашей программе некоммерческое кино, которое вы могли бы, например, показывать на своем сайте в интернете?

МГ: На нашем сайте мы показываем трейлеры фильмов. Несколько режиссеров разрешили нам показывать кино на нашем сайте, возможно это будет через полгода.

ГС: Наш фестиваль покупает лицензии на определенное количество показов, и все это оговорено в лицензионном соглашении. Возможно, какие-то из этих фильмов можно найти в интернете. У нас фильмы идут в хорошем качестве, с хорошим переводом, с субтитрами...

Cogita!ru: А все-таки, есть ли в вашей программе кино, сделанное активистами, общественными инициативами?

МГ: Практически все фильмы в нашей программе – это профессиональное кино, имевшее большой успех, в том числе коммерческий.

ГC: Собственно, активистский – только один, фильм о котором мы уже говорили, «Любой и каждый». Женщина-художник, но из общины мормонов, чей сын заявил о своей гомосексуальности, была потрясена его заявлением, ей было очень сложно это пережить, сопоставить, что такое возможно. Она сумела выйти из такого сложного состояния именно через свой фильм, в котором она исследует этот вопрос. Фильм был снят специально для показа в общественных иниациативах. У нас есть право на прокат этого фильма, возможно мы будем выпускать этот фильм на DVD. А всё остальное – чисто профессиональное кино, фестивальные фильмы, не «альтернативное» кино, не арт-хаус. Хотя у нас есть идеи в следующую программу включить экспериментальные фильмы, фильмы арт-хаусного формата.

Cogita!ru: А есть ли эти фильмы в российском прокате?

МГ: Я думаю, что нет. Некоторые фильмы из нашей программы показывали другие фестивали Петербурга. Например, аргентинский фильм «XXY» показывал Фестиваль латиноамериканской культуры в конце мая в «Доме кино». Французский институт показывал фильм «Водяные лилии», этот фильм тоже есть в нашей программе.

ГC: После сложностей с проведением фестиваля в октябре, мы поняли, что если ограничиваться фестивалем раз в год, мы серьезно рискуем. Мы информировали Комитет по культуре, встречались с представителями комитета, чтобы убедить их в том, что это фильмы хорошего качества, нацеленные на общественную дискуссию, не порнография, что тут нечего бояться. Комитет ответил, что они не имеют ничего против фестиваля, но для них фестиваль не имеет социальной значимости. И на встрече, представитель комитета снова уверила нас в том, что не имеет ничего против – после чего сделала значительную паузу и добавила – но главное, чтобы не было

«пропаганды гомосексуализма».

Cogita!ru: Понятно. А вы не планировали «пропаганду гомосексуализма»?

ГC: Я не могу себе представить, что такое эта страшилка - «пропаганда гомосексуализма». Сексуальность – часть личности, будь то гомосексуальность , гетеросексуальность или бисексуальность. Если человек посмотрит фильм о геях, он только из-за этого фильма геем не станет. Наша цель в другом – заявить о своем существовании, вызвать широкий диалог в обществе. И тогда мы решили, помимо фестиваля раз в год, проводить ежемесячные показы. Первый наш показ был в конце декабря в клубе Sochi, который не побоялся нас пригласить снова, совместно с организацией «Выход». Мы показали короткометражки Берлинского кинофестиваля. Потом мы показывали фильм-лауреат «Золотого глобуса», «Хедвиг» известного режиссера Джона Камерона Митчелла. Кинотеатр «Киномакс» поставил условие, что не должно быть рекламы, и мы решили пока отказаться от такой практики. Фестиваль «Открой глаза» – против расизма и ксенофобии – показывал наше кино (нам был выделен отдельный день в программе). Мы показывали фильм «Пузырь» о любви араба-палестинца, нелегально приехавшего в Тель-Авив, и израильтянина. Палестинец живет в очень свободном районе Тель-Авива, в среде людей, выступающих против войны и фактически против израильской оккупации. Но потом вынужден вернуться домой, а его сестра выходит замуж за террориста-смертника. В фильме показан конфликт, культурный и этнический. Кстати, на фестивале «Открой глаза» наша дискуссия была самой спокойной. Кроме того, мы устраивали показ при поддержке «Гёте-института». Также «Фестиваль фестивалей» показал шесть наших фильмов, правда два наших фильма в кинотеатре «Родина» не состоялись после звонка Комитета по культуре. У нас было ещё несколько показов в пресс-клубе «Зеленая лампа». А ещё мы покажем наши фильмы в магазине «Буквоед» на площади Восстания.

Cogita!ru: А что будет дальше?

МГ: В октябре будет фестиваль. Сейчас мы готовим новую программу, добавим документальные и короткометражные фильмы. Свою поддержку нам пообещал «Гете-институт», который, кроме того, включит фильм из нашей программы в Фестиваль немецких фильмов в декабре.

Cogita!ru: А кто отбирал фильмы?

ГC: Мэнни просмотрела более пятисот фильмов, чтобы составить программу. Фильмы были присланы нам самыми разными людьми из разных стран.

Cogita!ru: А есть ли в программе российские фильмы?

ГC: Когда был объявлен конкурс, из России прислали только две заявки из пятисот. В России к сожалению, почти нет профессиональных, расчитанных на широкую аудиторию ЛГБТ-фильмов. И наша цель – в том, чтобы инициировать такие фильмы. Сейчаса в нашей программе есть один один российский, замечательный репортаж режиссера Максима Зирина «Чужое тело». Фильм о трансгендерах. Причем режиссер до этого фильма не общался с трансгендерами, но в какой-то момент решил, что должен изучить эту тему. Это непредвзятый, профессиональный репортаж с множеством героев. В октябре мы сделали несколько закрытых показов, людям очень понравился фильм. На показ для дискуссии после фильма мы приглашали специалиста, который делает операции по смене пола, а также героиню этого фильма Джульетту. Раньше, шесть лет назад она была мужчиной.

Cogita!ru: А сколько таких людей в Петербурге?

ГC: Мы не знаем точно. По одним оценкам, ЛГБТ составляют в обществе до десяти процентов, по другим – три-пять процентов. Трансгендеры это самая малочисленная группа среди ЛГБТ, тем не менее они есть, и если смотреть в масштабах города, и в масштабах страны – это уже значительное количество людей. Тем более, что в Петербурге находится специализированный институт, занимающийся проблемами трансгендеров.

Чужое тело

Каково это каждый день, смотря на себя в зеркало, видеть совсем другого человека, не того, кем ощущаешь себя внутри? Конфликты с родственниками, непонимание общества, потеря друзей, работы и постоянное желание покончить с собой – это лишь малая часть того, что переживает человек, который решил поменять пол. Подробнее>>

МГ: Также в нашей программе есть фильм «Право на наследство», о том как создать семью, какие проблемы ожидают ЛГБТ. Есть также фильмы на тему ВИЧ-СПИД. План нашего показа – показывать по очереди документальные и художественные фильмы, и затем устраивать дискуссию.

Cogita!ru: Кино это очень финансово затратная вещь?

МГ: Да, но мы смогли найти средства, мы очень хотели это сделать.

ГC: В основном средства нужны на приобретение прав на показ фильмов, а также на изготовление субтитров. Это действительно очень затратно, тем не менее нас поддержал ряд организаций. Например, один фонд, который, правда, просил не оглашать его название.

Cogita!ru: Они опасаются проблем в России из-за поддержки вашего фестиваля?

ГC: Вероятно да. Кроме того, нас поддержали российские коммерческие организации «Женское такси» и «Сумки без затей» – это маленькая поддержка, но это очень важно. В следующем году мы надеемся расшириться и пойти в регионы. Мы постоянно получаем письма от людей из разных городов с просьбами показать фильмы у них. И ещё, чтобы ситуация прошлого года не повторилась, мы нуждаемся в поддержке других общественных организаций и инициатив. Мы видим, что общественные организации в Петербурге теперь начинают осознавать проблемы ЛГБТ, наш фестиваль вместе с другими организациями сейчас вошел в широкую коалицию «Ксенофобии – нет». Это очень важно. Кроме того, мы готовы показывать фильмы в общественных организациях, которые заинтересуются в нашей программе. Кроме того, мы намерены расширить тематику фестиваля, и взять тему «инаковости» в обществе по самым различным признакам. Многие общественные организации занимаются проблемами людей, к которым в обществе относятся как к «иным». Например, мы видим обычно только инвалидов, просящих деньги, но большинство инвалидов сидят по домам, для общества их нет, и об их удобстве – в транспорте, в городских учреждениях – как правило никто не думает. Чем больше общество поворачивается лицом к своим социальным группам, тем больше мы понимаем, сколько людей живут сами по себе, что общество не учитывает их интересы.

К слову сказать, те люди, которые агрессивно выступают против ЛГБТ, обычно также являются ксенофобами, так сказать, широкого профиля, они не уважают права и других групп, а не только по признаку сексуальной ориентации.

Cogita!ru: Повлиял ли на ваш фестиваль финансовый кризис?

МГ: Пока нет.

 

Сайт фестиваля.

 

 

comments powered by Disqus