01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

Правозащитники пытаются вернуться в правовое поле

Вы здесь: Главная / Новости / Хроника 2009-2012 / Правозащитники пытаются вернуться в правовое поле

Правозащитники пытаются вернуться в правовое поле

Автор: Андрей Рысев — Дата создания: 31.10.2009 — Последние изменение: 31.10.2009 Когита!ру
Скандальное отстранение от должности Уполномоченного по правам человека Игоря Михайлова удивительным образом продолжает оставаться в топе новостей и влиять на городское сообщество. Останется или нет Игорь Михайлов на своем посту пока не ясно, но дискуссия о его персоне перешла в острую фазу, как с юридической, так и с политической стороны. Своими наблюдениями с читателями Когита!ру делится Андрей Рысев.

«Ты помнишь, как все начиналось…»

 

Порочность системы кулуарного решения кадровых вопросов в органах власти как злокачественный прыщ, наконец-то прорвало. Произошло это, как не странно, «благодаря» процедуре досрочного увольнения «в запас» Игоря Михайлова с поста Уполномоченного по правам человека.

Напомним, что его избрание два года состоялось не без участия так называемого административного ресурса. В ходе выдвижения кандидатов на главный правозащитный пост Петербурга происходили очень удивительные события. Многочисленные общественные организации выдвинули своего кандидата – Наталию Евдокимову. Партия «Единая Россия», голосами действующих депутатов выдвинула на этот пост своего бывшего коллегу Игоря Михайлова. Нельзя не вспомнить, что после многолетнего пребывания в Мариинском дворце Игорь Павлович не прошел в ЗакС по волеизъявлению жителей Фрунзенского района, где он уже два срока был депутатом. Но наиболее неожиданный ход сделала Валентина Матвиенко, которая выдвинула «своего» кандидата – Юлия Рыбакова. Решение было принято, в том числе, благодаря поддержке партии власти коммунистами. Чаша весов склонилась в сторону Игоря Михайлова.

Два года работы первого городского омбудсмена были неоднозначными. И, на мой взгляд, это понятно. Невозможно на публичной должности быть угодным всем. Игорь Михайлов на своем посту постепенно вник в суть основных претензий граждан Северной столицы. Как отмечают в аппарате омбудсмена, порядка 90% обращений жителей города так или иначе были связаны с вопросами собственности. В актив Игоря Михайлова, без сомнения, можно занести работу по борьбе за права жителей общежитий (Петергофский проспект 73, общежитие на  улице Коллонтай и т.п.). Также невозможно не обойти вниманием работу с обманутыми дольщиками.

С другой стороны были и отрицательные моменты. Здесь, в пассиве, нельзя не отметить детей, которых необходимо воспитывать так, чтобы не отбить внутренние органы и, например правоту милицейского, фактически «налета» на клуб «Арктика» и ряд других историй. Одним из итогов стало появление «теневого» альтернативного Правозащитного совета Петербурга, куда вошли виднейшие представители данного сообщества. Совет при этом достаточно часто и, как правило, не без основания, критиковал деятельность омбудсмена.

Омбудсменский закат

Однако ни скандальные «признания» Игоря Михайлова, ни его действительно правозащитная деятельность стали причиной большого интереса к его персоне в последние дни. О том, что происходило по средам на пленарных заседаниях ЗакСа 14, затем через неделю, 21 октября, мы подробно писали ранее. На заседании ЗакСа 21 октября – Игорь Михайлов 36 голосами «за» был досрочно снят со своего поста. Но на этом, к удивлению многих наблюдателей, скандал не закончился.


А где же истина?

Не вдаваясь в подоплеку произошедших событий, хочется отметить иной аспект. Проштудировав законодательство Петербурга и РФ можно четко установить, что причиной досрочного прекращения полномочий Уполномоченного по правам человека могут быть лишь два условия: уход гражданина, замещающего должность Уполномоченного на другую государственную должность, либо решение суда. Игорь Михайлов, хоть и находился в день его снятия в Москве, явно не собирался занять одну из московских вакансий – он встречался с российским омбудсменом, Владимиром Лукиным. Ну а помимо суда его бывших коллег по партии (Игорь Михайлов при вступлении в должность приостановил свое членство в «Единой России») никто никаких решений не принимал. Но о решениях «товарищеского суда» в Законе ничего не прописано.

К  удивлению многих, практически сразу же после скандального решения ЗакСа, появилось заявление Правозащитного совета от 21 октября 2009, «с самого начала рассматривавшего г-на Михайлова как фигуру совершенно неприемлемую для должности Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге…».

Если прочитать более конкретно, то получается «мы поддерживаем, пусть даже не правовое решение депутатов от партии «Единая Россия»». Я, конечно, не жил в середине прошлого века, но ситуация чем-то напомнила "всенародную поддержку" чисток "без суда и следствия".

Справедливости ради стоит отметить, что именно Правозащитный совет первым заявил о своем возвращении в правовое поле.

На состоявшемся на этой неделе заседании, члены Совета признались, что «приняли заявление впопыхах». Об этом заявили фактически все члены Совета. В принятом решении Правозащитный совет Санкт-Петербурга пока отказался выставлять своего кандидата на должность регионального уполномоченного по правам человека: «Игорь Михайлов обжаловал в суде решение депутатов освободить его от должности. Поэтому прежде чем выдвигать свою кандидатуру, надо дождаться окончания суда», – заметил экс-депутат ЗакСа Леонид Романков. Наталия Евдокимова при этом указала, что, «статус УППЧ серьезно подорван после того, как депутаты внесли в закон возможность досрочного освобождения омбудсмена от должности». При этом правозащитники пошли дальше. Они намерены инициировать возвращение в закон положения о несменяемости уполномоченного, а Юлий Рыбаков предложил поставить вопрос об изменении в закон, которое позволило бы избирать УППЧ не депутатским корпусом, а всенародно.

Почти сразу же (27.10.2009) отреагировал и Владимир Лукин. В тексте его заявления, вызванного ситуацией в Петербурге, сказано, что «этот случай послужит стимулом для совершенствования законодательства, регулирующего правозащитную деятельность региональных омбудсменов, и позволит создать правовые условия для их взаимодействия с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации». Он также обозвал решение петербургских депутатов «средневековой удельщиной», а саму деятельность омбудсмена назвал миссией, которая «должна основываться на принципах его неподотчетности и неподконтрольности каким-либо органам госвласти».

 

Как следствие, в суд (не товарищеский – А.Р.) отправился и сам Игорь Михайлов. Причем после принятого заявления Октябрьским районным судом Петербурга от Игоря Михайлова, где высказана жалоба на действия депутатского корпуса, приняты обеспечительные меры по иску отстраненного от должности омбудсмена Петербурга, согласно которым Законодательному собранию запрещено запускать процедуру выборов нового Уполномоченного по правам человека до разрешения его вопроса в судебном порядке. К слову данную процедуру депутаты уже грозились назначить на этой неделе. И уже даже назначено первое заседание суда – оно состоится 12 ноября. Причем, как сообщил Михайлов, в случае проигрыша на районном уровне он намерен добиваться решения вплоть до высших судебных инстанций и даже готов дойти до Европейского суда по правам человека. К тому же он даже пригрозил судом тем, кто попытался с ним расправиться – депутатами ЗакСа и, в первую очередь, с Сергеем Анденко.

В свою очередь в сторону правового поля отправились и сами депутаты. Спикер ЗакСа Вадим Тюльпанов сообщил, что парламент обжалует принятые судом обеспечительные меры, но выборы «пока проводить не будет». Глава юридического управления Собрания Светлана Коновалова, правда, уточнила, что иск господина Михайлова и определение о запрете проведения выборов официально в парламент еще не поступали, а депутат Юрий Карпенко даже напомнил о разделении властей: судебная власть в работу ЗакСа вмешиваться не имеет право. Но все же процедура избрания нового омбудсмена пока не начата…

Нельзя обойти вниманием вышеупомянутое закулисное управление - как государством, так и Петербургом. В своем выступлении перед журналистами в агентстве «БалтИнфо» Игорь Михайлов рассказал, что вице-губернатор Петербурга Александр Вахмистров приглашал его в свой кабинет уже после того, как в адрес омбудсмена были выдвинуты первые обвинения в Законодательном собрании города. Со слов Михайлова «Вахмистров предложил мне покаяться и уйти в отставку, т.е. фактически, меня поставили перед выбором: либо застрелиться, либо меня застрелят, либо «волчий билет»». При этом, в чем нужно каяться, вице-губернатор не уточнял. Тут власть сама того не желая из своего протеже сделала Игоря Михайлова «униженным и оскорбленным», которых в России, как правило, жалеют и жалуют.

С другой стороны, в кулуарах ЗакСа я услышал сообщения о том, что кандидатура нового омбудсмена – на замещение этой должности прочат Игоря Риммера, «уже согласована с Борисом Грызловым». Правда ли это, или сплетни – неизвестно, хотя забавно, что вопрос о защитнике прав петербуржцев решается на партийном уровне (если это действительно). А может и правда стоит избирать омбудсмена всенародно? И вообще – не пора ли вернуть региональные и все остальные выборы в правовое поле?..

 

Как породили, так и сняли: Комментарии отставки Игоря Михайлова

"Единую Россию" перестал устраивать питерский омбудсмен

Открытое письмо руководителя и сотрудников Аппарата Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге Михайлова И.П.

comments powered by Disqus