01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

Ведомственный музей — часть корпоративной культуры

Вы здесь: Главная / Новости / Искусство. Музеи / Ведомственный музей — часть корпоративной культуры

Ведомственный музей — часть корпоративной культуры

Автор: Наталья Перевезенцева, текст, фото — Дата создания: 27.09.2014 — Последние изменение: 27.09.2014 Когита!ру
О том, как сделать ведомственный музей неотъемлемой частью культурного пространства Петербурга, шел разговор на семинаре «Корпоративные музеи. Проблемы и перспективы», который проходил 26 сентября на базе Музея истории купечества Санкт-Петербурга и России, расположенного в центре Большого Гостиного двора.

Петербург — город музеев. Эрмитаж, Русский музей — перечислять можно долго. Но, наряду с всемирно известными или известными достаточно широко, существуют небольшие ведомственные музеи, рассказывающие об истории отдельных предприятий. К сожалению, экскурсии туда водят редко, отношение к таким музеям у руководителей предприятий зачастую оставляют желать лучшего. А ведь во всем мире знание истории фирмы — обязательный элемент корпоративной культуры, и ведомственные музеи играют здесь первостепенную роль.

Вчера (26.09.2014) в Музее истории купечества Санкт-Петербурга и России, расположенного в центре Большого Гостиного двора говорили о том, как сделать ведомственный музей неотъемлемой частью культурного пространства Петербурга. Здесь состоялся однодневный семинар «Корпоративные музеи. Проблемы и перспективы». Организован семинар был музейной секцией Санкт-Петербургского отделения Российского творческого союза работников культуры.

Сразу скажу, что побывала я внутри Большого Гостиного двора много лет назад вместе с журналистом Виктором Михайловичем Бузиновым. Мы делали радиопередачу о Гостином дворе. Меня поразило тогда, как мало мы знаем о самом большом универмаге города. Например, о том, что внутри Гостиного существует второй Гостиный двор, внутренний, точно повторяющий очертания внешнего. То есть наш любимый Гостиный, Гостинка, где мы часто бываем — это часть большого комплекса, складывавшегося на протяжении всех трех веков существования Петербурга.

И, конечно, история Гостиного — это не только история его стен. Прежде всего, это судьбы тех, кто торговал в лавках Гостиного, кто вводил новые методы торговли (или сопротивлялся им), кто создавал и поддерживал купеческие обычаи (или разрушал их). Династии Елисеевых, Целибеевых, Дурдиных — это история российской торговли. Ну, а если считать, что «торговля — двигатель прогресса», то неудивительно, что в стенах Гостиного двора появился Музей истории купечества.

Пока что музей небольшой, раритетами, прямо скажем, не блещет, но, тем не менее, пытается представить историю Гостиного двора как можно шире. На стендах — портреты купцов, сведения о купеческих династиях. Состав владельцев лавок в Гостином дворе интернационален. Наряду с портретами Дойникова, Постникова Лелянова и других видим портрет шведа, изобретателя арифмометра, Вильгольдта Однера. Его изобретение произвело подлинный переворот в бухгалтерии. Среди купцов, торговавших в Гостином дворе, был и немец Генрих Шлиман, известный нам, правда, не своими коммерческими успехами, а неутомимыми поисками затерянной Трои. А если говорить о книжной торговле, которая тоже велась в Гостином дворе, то нельзя не упомянуть поляка Маврикия Вольфа.

Маврикий Осипович Вольф (или Болеслав Маурыцы Вольф) родился в 1825 году в Варшаве. Он был сыном врача, но по стопам отца не пошел, а стал книготорговцем. И начал свою карьеру в Гостином дворе в 1848 году у известного книготорговца Якова Исакова. За короткое время Маврикий Вольф сумел показать себя и сделал магазин Исакова центром торговли иностранными книгами в России. Уже в 1853 году он открывает собственный магазин там же в Гостином дворе. Николай Лесков называл Вольфа «царем русской книги». К нему заглядывали по пути в Публичную библиотеку, и среди любителей чтения бытовал шутливый стишок:

В Публичную пойдешь — не найдешь.

К Вольфу заглянешь — достанешь.

Вольф был не только книготорговцем, но и книгоиздателем. Он издавал и серьезную литературу, в том числе книги Чарльза Дарвина, и книги для детей. А книжный магазин Вольфа в Гостином был не просто магазином, но и неформальным местом встречи любителей книги. Наследники продолжили дело Вольфа, и магазин в Гостином существовал до 1917 года, когда, как вы понимаете, стало не до книг и вообще не до торговли.

Возвращаясь к семинару, отмечу, что проблемы корпоративных музеев, естественно, связаны и с недостаточным финансированием. Но, как рассказала собравшимся Галина Кляровская, директор Музея истории пивоварения (кто не был — обязательно соберитесь, музей по-настоящему уникален), ведомственные музеи собираются подчинить… Росатому. Если говорить о музеях заводских, то это еще понятно. Но тот же Музей истории пивоварения, или Музей истории купечества… не знаю, не знаю. Как всегда, будем надеяться на лучшее.

Подводя итоги семинара, председатель Музейной секции СПб отделения РТСРК (и директор музея ОАО «Пролетарский завод») Полина Кривская вспомнила слова Александра Крейна, первого директора Государственного музея А.С. Пушкина. «Директор музея: должность? профессия? синекура? жертва? миссия?». Боюсь, что для многих директоров корпоративных музеев пока это миссия, связанная со многими жертвами.

 

Наталия Перевезенцева, фото автора

comments powered by Disqus