01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

Одержимый искусством

Вы здесь: Главная / Новости / Искусство. Музеи / Одержимый искусством

Одержимый искусством

Автор: Галина Артеменко — Дата создания: 19.04.2018 — Последние изменение: 20.04.2018
Участники: Валерий Вальран
В Петербурге отмечают 90-летие Валентина Самарина, легендарного художника, русского парижанина, создателя SANKI – особой техники фотографии на бромосеребряной основе. 27 апреля 2018 в Фонтанном Доме состоится встреча с художником.

90-летний Валентин Тиль Мария Самарин – среди нас, приходит на вернисажи, участвует во встречах, дает интервью – элегантный, в берете и шейном платке...

Наш юбиляр – создатель фотографий SANKI, особой фото-техники на бромосеребряной основе, как художник сам называет их «энергетические проекции метафизического измерения, выявленные фотографическими средствами, метаморфозы энергетических проекций, невидимых в нормальной фотографии, метафизика невидимых проекций Света и Тени спиритуального мира человека, его страстей».

Само слово «sanki» позаимствовано из книги о древнекитайской философии «Сенс-энергетика». Это понятие раскрывает явление невидимых энергетических потенциалов Времени и Пространства, определяющих наше земное существование. Так и особая техника позволяет художнику проявить на фотографиях то, что скрыто от нас на обычных снимках.

На краудфандинговой платформе Planeta открыт сбор на создание фильма  о Самарине «Белая птица», подробнее об этом можно узнать здесь

***

Если вы ничего не знаете о  Валентине Самарине или знаете недостаточно, то  художник Валерий Вальран подготовил биографию Валентина Самарина:

 

Валентин Самарин. Биография

В среде ленинградского андеграунда1970-х годов встречалось немало оригиналов и чудаков. Но даже из них Валентин Тиль Мария выделялся. Фигуру в черном костюме, цветном платке вместо галстука и берете можно было встретить практически на каждой художественной акции «второй культуры». Он был в постоянном движении – появлялся, поднимал фотоаппарат высоко над головой, снимал, молниеносно включался в обсуждение любых проблем и так же неожиданно исчезал. При несомненной образованности и интеллектуальности он был начисто лишен тяжеловесности и догматизма. Мог не раздумывая поддержать любую авантюру, если считал, что она на пользу современному искусству. Альтруизм, легкость, преданность искусству были столь безграничны, что вызывали у некоторых недоумение и сомнение в психической полноценности.

Наталья Жилина и Валентин Самарин. Фото Бориса Смелова. Ленинград, 1978. 

Валентин Самарин родился 4 апреля 1928 года в Ленинграде, в семье военнослужащего. После окончания средней школы учился на физическом факультете Ленинградского университета, в Мореходном училище им. С.О. Макарова, на философском факультете Ленинградского университета, в театральном институте, на факультете русского языка и литературы Ленинградского педагогического института. Помимо философии, театра и литературы в сферу его интересов входило и изобразительное искусство.

Активный интерес к современному искусству не остался незамеченным КГБ. После эпохальной выставки Пабло Пикассо в Эрмитаже в 1956 году поклонники этого художника, в том числе и Валентин Смирнов (настоящая фамилия Самарина),  встретились на площади Искусств у памятника А.С. Пушкину и устроили обсуждение проблем современного искусства. Вторая встреча оказалась последней. Два дня Валентина допрашивали в КПЗ на Литейном, 4 (КГБ), но, ничего не добившись, выпустили.

Алексей Хвостенко в спектакле «Розовый террор» 1995, Париж

Следующий контакт с сотрудниками КГБ оказался не только более «плодотворным», но и судьбоносным. В 1960 году, после того как сбили американский разведывательный  самолёт над территорией СССР, и начали стремительно «охлаждаться» отношения с Западом, Валентин единолично и собственноручно отпечатал и распространил листовку, которую озаглавил «За мир и демократию!» и подписал ее «13 комсомольцев». Автор был немедленно арестован сотрудниками КГБ, и начались изнурительные допросы. Но «миротворец» оказался «неприступным, как скала» – не выдал ни одного комсомольца, соучастника «антисоветской подпольной организации». Тогда арестант был передан на два года на перевоспитание в тюремную психиатрическую больницу – печально известную «психушку» за колючей проволокой на улице Арсенальной, c диагнозом «психопатическая личность со склонностью к декомпенсированным поступкам».

Однако, учитывая интеллектуальный уровень пациента, его определили для трудовой терапии переплетчиком в больничную библиотеку. Собственно здесь Валентин не только сделал свои первые шаги как художник, но и осознал себя в этом качестве. Из подручных материалов, которые оставались от переплетных работ (картон, бумага, клей, тушь, цветные карандаши), он делал абстрактные композиции.

Иосиф Бродский. Париж, 1990

Судебно-психиатрическое лечение не прошло даром. Валентин продолжал заниматься абстрактной живописью, но резко снизил социальную активность и гуманистический энтузиазм. Он женился, родилась дочь  Маша, построил дом под Лугой. Так продолжалось десять лет.

В начале 1970-х Валентин Самарин углубился в фотографию. В это время он познакомился с экспериментальным балетом Леонида Якобсона. «Все началось с “Хореографических миниатюр” Леонида Якобсона, с его удивительного спектакля, посвященного Огюсту Родену. В семидесятые годы это было откровением. Якобсон нашел интересный ход – он одел танцовщиков в трико телесного цвета, в которых они казались обнаженными. Алла Осипенко и Джон Морковский исполняли танец любви. Так я полюбил балет навсегда». Эта встреча инициировала его поиски адекватных фотографических средств для передачи специфики новой пластики человеческого тела. Самарин начал использовать различные способы деформации и обобщения фотоизображения, приблизившись вплотную к абстрактной фотографии.

Булат Окуджава. Париж, 1990

В Ленинграде начала1970-х годов господствовала официальная фотография. Независимые фотографы – Б. Кудряков, Б. Смелов, Л. Богданов, В. Окулов, В. Михайлов, А. Шишков, Г. Приходько – работали в рамках преимущественно прямой фотографии. Опыты с деформацией изображения и абстрактной фотографией выдвинули Валентина Тиля Марию в лидеры экспериментальной фотографии. Правда, нестандартность поведения и необычность того, как он фотографировал, и того, что из этого получалось, закрепили за ним репутацию городского чудака. И лишь немногие рассматривали его как радикального новатора.

Константин Кузьминский, который был необыкновенно чуток ко всему подлинному и новаторскому, пригласил его участвовать в выставке независимой фотографии «Под парашютом» в октябре 1974 года перед первой официальной выставкой нонконформистов в ДК им. И.И. Газы.

Валентин продолжал снимать балет и активно включился в жизнь второй культуры Ленинграда. Он принимал участие в квартирных выставках, фотографировал художников и поэтов. В 1978 году был постоянным участником художественных акций в бывшей церкви Кирилла и Мефодия, организованных Т. Новиковым. Когда КГБ закрыло этот неофициальный центр (2 июня 1978 года), художники стали устраивать выставки на пленере, в ближайших пригородах Ленинграда (Сестрорецк, Репино). Осенью 1978 года, когда на улице стало невозможно выставляться, Валентин Самарин в собственной квартире на Васильевском острове открыл художественный салон – «Студия 974». Название студии указывает на 1974 год, когда прошли «Бульдозерная выставка» в Москве и ленинградская в ДК им. И.И. Газы.

Виктор Некрасов и Юрий Любимов. 1987

С октября 1978 года по 4 апреля 1980 В. Самарин в «Студии 974» устраивал «понедельники». Если не проходили заранее запланированные выставки, то каждый художник или фотограф мог принести работы и повесить их на стенку. Тотальный демократизм – никакой цензуры. В «Студии 974» прошли персональные выставки Г. Богомолова, И. Журкова, Б. Четкова, А. Исачева,  Л. Кропивницкого. В групповых выставках участвовали В. Кубасов, В. Лисунов, А. Аветисян, И. Иванов, Г. Устюгов, К. Лильбок, Т. Новиков, И. Сотников, Е. Фигурина, Вик, К. Миллер и многие другие. Из фотографов постоянными участниками были два Бориса – Смелов и Кудряков. Последний в «Студии 974» скрывался от КГБ. В. Афанасьев здесь не только выставлял свои работы, но играл на скрипке. Поэты: В. Кривулин, О. Охапкин, К. Унксова, В. Нестеровский, Б. Куприянов, Слава Лен, Г. Григорьев – читали стихи. С июля  по сентябрь1979 года в «Студии 974» параллельно официальной выставке «Москва – Париж» проходила неофициальная «Москва – Ленинград – Париж», в которой участвовали 40 художников из Ленинграда и Москвы. После нескольких задержаний милицией, предупреждений и угроз, студию пришлось закрыть, и Валентин два месяца скрывался в Сестрорецке на даче А. Осипенко и Дж. Морковского.

В конце 1970-х годов Валентин стал членом феминистского клуба «Мария» (руководитель – Т. Горичева) и распространял его нелегальный журнал. Начались систематические преследования КГБ.

2 июня 1980 года В. Самарин участвовал в акции у Петропавловской крепости, посвященной Дню художника. После этого его принудительно на три месяца поместили в психиатрическую больницу. В конце концов, он был вызван в КГБ, и ему предложили на выбор – покинуть СССР или остаться, но в качестве заключенного или пациента психиатрической больницы.

Валентин Мария Тиль Самарин уехал из СССР 30 января 1981 и поселился в Париже в статусе политического беженца. Там он активно включился в жизнь парижского андеграунда. За 25лет Валентин сменил 14 мастерских в сквотах (от английского squat–«селиться на чужой земле»; пустующие помещения, которые художники нелегально захватывают под мастерские, впрочем, где нередко и живут). Причем ряд сквотов он организовал сам или совместно с А. Хвостенко. Жил В. Самарин (с 1981 по 2001) в Монжероне – русском культурном центре в двадцати километрах от Парижа, где прошла его первая персональная выставка в 1982 году. В первой половине 1980-х годов вместе с Т. Горичевой, К. Сапгир, А. Хвостенко, Владимиром  Котляровым («Толстый») он издавал журнал «Назад». Было выпущено 11 номеров.

Художники на Монмартре. Празднование двойного 60-летия. Париж, 1988

Валентин снимал выставки, тусовки и просто жизнь русских художников. Ряд фотографий образуют выставочные циклы – «Большая Медведица», посвященный Наталье Медведевой в Париже, театральные постановки Алексея Хвостенко (11 спектаклей) в русском клубе «Симпозион» (1998–2003), где в 2003 году прошла  персональная выставка В. Самарина. В клубе «Симпозион» проводились концерты, выставки, спектакли. Валентин был одним из основателей клуба, А. Хвостенко – председателем.

Поскольку фотограф Валентин Самарин невероятно активен, то он всегда оказывался с фотоаппаратом в нужное время в нужном месте: отпевание А. Тарковского в соборе Александра Невского, где М. Ростропович исполнял 6-ю симфонию П.И. Чайковского,  Ю. Любимов на репетиции в театре «Одеон», выступления И. Бродского, Б. Окуджавы, крестный ход в Сергиевском подворье, русские артисты в русском ресторане «Анастасия» позируют на фоне огромной копии картины И. Репина «Запорожцы», исполненной ленинградским художником Н. Любушкиным.

Во Франции В. Самарин продолжает снимать балет и театр. И не только в Париже. Балеты Роллана Пети он фотографировал в Марселе, постановку Валерия Панова «Весна священная» – в Антверпене. Великолепную серию фотографий балетов Филиппа Толляра Валентин сделал в Мангейме.

Русский ресторан "Анастасия". 1990

С 1985 года он участвовал в выставках в Германии, которые организовывала галерея М. Штайнера (Хайдельберг). В 1991 году М. Штайнер инициировал поездку 7 художников из разных стран в Марокко. Художникам предоставили на месяц мастерские в замке, и результаты работы за этот месяц затем были показаны на выставке. В. Самарин написал фрески во внутреннем дворе замка и расписал ковры. С 1993 по 1996 год М. Штайнер ежегодно выставлял работы Самарина на «Мессе» в Дрездене.

И, тем не менее, большинство русских художников в Париже живут в своеобразных гетто. Их мастерские обычно в русских сквотах, где они работают, чаще всего живут и делают выставки. Основной состав посетителей этих выставок – тоже русские. Вырваться из этого круга чрезвычайно сложно.

2 ноября 2004-го, через 23 года, Валентин вернулся в Петербург на Фестиваль независимого искусства (30 лет выставки в ДК им. И.И. Газы) и на собственную выставку в рамках этого фестиваля. В 2006 году, через 25 лет после того как его лишили гражданства СССР, Валентину Смирнову-Самарину было возвращено гражданство Российской Федерации. С этого времени он живет в Санкт-Петербурге и Париже.

Майя Плисецкая, Федра. 1987

После возвращения Валентин активно включился в российскую культурную жизнь. Участвует в художественных акциях, фестивалях, групповых выставках. Выступает с докладами на конференциях и дает мастер- классы. Его персональные выставки прошли в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Московском музее современного искусства, Ярославском художественного музее, Новосибирском государственном художественном музее, Музее нонконформистского искусства (Санкт-Петербург), Государственном музее городской скульптуры (Санкт-Петербург), Литературно-мемориальном музея Ф.М. Достоевского (Санкт-Петербург), Всероссийском музее А. С. Пушкина (Санкт-Петербург),Государственном культурном центре-музее В.С. Высоцкого (Москва),Музее современного искусства «Эрарта» (Санкт-Петербург),Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме (Санкт-Петербург).

 

***

Выставки  в Петербурге к 90-летию Валентина Самарина

Еще 15 марта в галерее Art of Foto до 15 апреля демонстрировалась выставка «Балет Валентина Самарина».

За пятьдесят лет Валентин Самарин сделал 25 тысяч негативов и 10 тысяч фотографий. Из них более половины – балет и пластический театр. В Ленинграде – Алла Осипенко и Джон Морковский в хореографических миниатюрах Леонида Якобсона и в постановках Бориса Эйфмана. На Западе – звезды балета в спектаклях Мориса Бежара, Каролин Карлсон, Валерия Панова, Роллана Пети, Пины Бауш (балет из Вупперталя), Филиппа Толляра. «Всё, что связано с танцем или с балетом, изменят ход обычного восприятия; наступает слияние – и музыки, и движений танцора, и работы постановщика, – так открывается вход в иное пространство. И сочетание колоссального количества информации с подпространственной энергетикой облегчает мне как фотографу мою задачу – сделать сокрытое видимым»,   говорит Валентин Самарин.

***

В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме демонстрировалась выставка фотографий Валентина Самарина «Русские в Париже». 

На выставке «Русские в Париже» экспонировались фотографии французского периода творчества Валентина Самарина: 1981–2006 годов. Он снимал балет, театр, художников в мастерских, акции и выставки, выступления русских поэтов, писателей, бардов, принимал участие в выставках и организовывал их сам. Самарин инициировал и организовал не один художественный сквот, а затем и русский клуб «Симпозион» совместно с Алексеем Хвостенко.

Наряду с портретами знаменитых русских – Майи Плисецкой, Галины Вишневской, Виктора Некрасова, Никиты Струве и других, он снимал перформансы и спектакли русских художников (Алексея Хвостенко, Наталии Медведевой, Владимира Котлярова «Толстый» и т.д.), выставки и тусовки, дни рождения и похороны. Наряду с русскими постановками в знаменитых парижских театрах здесь представлены акции в сквотах (дома, нелегально занятые под мастерские художников), в русских клубах и ресторанах.

В Музее Анны Ахмтовой в Фонтанном Доме 27 апреля в 17 часов состоится встреча с художником.

 

Публикуемые фотографии Валентина Самарина предоставлены Валерием Вальраном. 

относится к: , , , ,
comments powered by Disqus