01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

Несущественные процессы

Вы здесь: Главная / Новости / Искусство. Музеи / Несущественные процессы

Несущественные процессы

Автор: Татьяна Косинова Дата создания: 28.06.2014 — Последние изменение: 30.06.2014
Участники: Дмитрий Шубин, фотографии
Когита!ру
Сегодня в Арт-центре "Пушкинская-10" открылись несколько юбилейных экспозиций, среди них - авторская выставка петербургского фотографа и художника Дмитрия Шубина "Несуществующие процессы". В большом зале арт-центра Шубин представил фотопортреты всех обитателей Пушкинской-10, сопроводив их звуком их мастерских.

Выставка крупноформатных фотопортретов художников, представляющих Арт-центр, "Несущественные процессы (аудио, фотография)" открылась сегодня как часть юбилейного проекта "ПУШКИНСКАЯ-10. ТЕРРИТОРИЯ СВОБОДЫ".

Дмитрий Шубин (р. 1963) по первому образованию славист, выпускник ЛГУ (1985), художественное образование получил на факультете живописи и графики в Московском заочном университете искусств (1991). Как художник известен с 1989, работал в разных техниках - от живописи и инсталляций до видеоарта, фотографии и саунд-арта, с 1999 предпочтение отдаёт фотографии, её и работы со звуком считает "наиболее эффективными средствами художественного высказывания", как сказано на его персональном сайте.

Сам Дмитрий Шубин живёт прямо на Пушкинской-10, всех коллег знает не первый год. Потому, наверное, портреты не просто удачные - каждый отдельное произведение. Коллегам нравятся, ходят довольные. Получилась юбилейная презентация "Пушкинской-10" в лицах. 

Рядом с каждым портретом - наушники и мини-плеер. В наушника шум мастерской. У кого-то это радио, чей-то разговор, шум улицы, скребок, шуршание кисти, пила... - невидимый, "несущественный" для зрителей, посетителей выставки процесс жизни и творчества художника. Мы его не фиксируем, как правило. Вот и герои портретов не могут сказать, когда Шубин успел записать звук - они этого не заметили. Но звуки похожи на их собственные, только как-то странно их слышать через наушники. Так художник фрагментарно (звук повторяется в плеерах) представляет пространство каждого героя, портреты становятся слышимыми.

Художница Марина Колдобская. Портрет работы Дмитрия Шубина (копия Т.Косиновой).

Концепция вербализована на отдельном стенде (выставки Шубина без слов не обходятся, даром что славист в бэкграунде), цитируем по сайту Арт-Центра "Пушкинская-10:

"Художественный процесс, имея дело с визуальным, имплицитно содержит в себе звуковую составляющую. Даже если в помещении ничего не происходит, полная тишина невозможна. Несущественные звуковые детали: шум улицы, шаги по лестнице, голоса во дворе, трение и удары мастихина, размешивание чая, шорох карандаша по бумаге и многое другое. Аудио, которое по сути представляет здесь так называемые «полевые записи» (field recordings), работает как материал для реконструкции пространств, в которых они были сделаны.

Фотографии в  этом контексте репрезентируются как цитаты, отсылающие к масс-медиа и работающие с языком «глянцевой» фотографии. Soundscape, созданный в ходе работы с аудиопространством, оборачивается очевидной и неизбежной медиализацией визуального ряда - фотографий художников, литераторов, музыкантов, в пространствах которых и происходят эти «несущественные процессы»".

Куратор выставки Дмитрий Пиликин напоминает в аннотации, которая висит в большом зале, что примерно 10 лет назад здесь демонстрировалась выставка крупноформатных портретов, но это были "Немцы" работы Томаса Руфа. Сейчас к юбилею представили лица россиян, "очень разные и совсем не обычные" - сообщество арт-центра, отмечающего четверть века. Выставку стоит увидеть и, конечно, послушать. Она будет открыта месяц, до 27 июля 2014. У проекта есть каталог, продаётся в зале. 

Фотографирую некоторые портреты. Очень удачный женский портрет, Шубин, конечно, мастер. Художницу Татьяну Макарову я не знаю. Но вдруг она материализуется рядом со своим портретом и встаёт в кадр.

 

- А это мой муж, - говорит Татьяна, - он лежит, третий инсульт был в феврале, сейчас уже лучше. Вы видели его "Реквием"? Вообще-то, о нём фильм надо снимать.

Фрагмент портрета Люциана Долинского (Приходько) работы Дмитрия Шубина (копия Т.Косиновой)

И Татьяна Макарова начинает рассказывать о муже. Люциан Долинский (Приходько Люциан Петрович) родился в Карлаге, в Долинке (отсюда и псевдоним) в 1942 - дитя Гулага. Точная дата не известна, кто его родители, он не знает. На сайте "Пушкинской-10", в проекте Музея Анны Ахматовой "Реквием", в публикациях Татьяны Артёмовой для журнала "Посев", в журнале Юлия Рыбакова Terra Incognita и книге немецкого историка Майнхарда Штарка и других текстах и фильмах, правда, преимущественно иностранных, изложена канва его биографии. рождение в Гулаге, жизнь в ссылке с приёмной матерью, долгое молчание (не немота, а именно не-говорение), на счастье в лагере его научили рисовать, и это стало основным способом самовыражения с детства. Художник-самородок, которого не взяли в Мухинское училище как сложившегося (в его мастерской есть его работы, с которыми он пытался поступать), но всё равно он смог получить образование художника-оформителя, смог и в той же "Мухе" учиться (нелегально, но был так ярок и так выделял его художник Петров, что все воспринимали его обычным студентом). Вся жизнь - скитания по Советскому Союзу, болезни, преследования, уничтожение работ, увольнения. Люциан всё время выбивался из формата соцреализма, раздражал, вызывал ярость... Мы с Татьяной Макаровой оказываемся перед уже закрытой дверью галереи "Артлига" и скульптуры Люциана Долинского "Реквием" я не увижу, но меня зовут в мастерскую. Мне неловко: Люциан Долинский в феврале перенёс третий инсульт и операции ноги (сломал при падении во время инсульта), он не встаёт...

- Ничего, он будет рад. Знаете, он хотя бы говорить стал в мае. Идёмте. Собаку нашу не бойтесь. 

Собака Джина нас "проспала", её место у кровати хозяина, а там включён телевизор, но за лакомством к Татьяне всё равно подходит. Живёт у художников уже 11 лет. "Очень умная", драки разнимает на улице, никого не кусает, только рыком и лаем, "на породу французских полицейских собак похожа", - говорит Татьяна.

Люциан с Татьяной поженились в 1994-м. Стены в мастерской раздели: по одной стороне её стол и работы (стена короче), по другой - Люциана. Работ Люциана намного больше, Татьяна, по преимуществу, пишет графические работы. Люциан говорит, что полотна ему мешают, отвлекают, но Татьяне нравится, что они висят и стоят - некоторые скульптурные работы здесь тоже стоят, несмотря на небольшое пространство.    

Востребованность, понимание и поддержка пришли к Люциану Долинскому лишь в перестройку. В 1987-м он "знакомится с питерскими нонконформистами, входит в ТЭИИ, участвует в выставках, вступает в Гуманитарный фонд «Свободная Культура»" - как написано на сайте "Пушкинской-10". Здесь он ветеран. Собственно, для таких, как он это место задумано и существует. Последняя его персональная выставка здесь демонстрировалась в ноябре-декабре прошлого года. Люциан живёт и работает здесь с 1989 года, он самый что ни есть юбиляр и герой торжества. 

- Раньше было как-то сплочённее, сейчас уже дух единения немного рассеялся. Но с возвращением Юлия Рыбакова в 2008 году этот дух вернулся, так мне кажется, - говорит Татьяна Макарова и показывает свои работы, работы мужа, книги, написанные о нём. Последняя - немецкого историка, доктора Штарка.

В последние месяцы Татьяна попыталась заменить мужа на курсах рисования для детей-инвалидов, но Люциан был недоволен, взревновал, - перестала. Лежащий в кровати Люциан не столько курит, сколько посасывает трубку ("врачи разрешили", говорит жена), смотрит телевизор. Показалось, что он был рад встрече, зря я сомневалась, очень удачно всё получилось.  

- Раз выжил, значит, ещё порисую - говорит Люциан на прощание.

"Пушкинская-10" - единственное в Петербурге место, где, оказавшись на вернисаже, можно на удачу попасть в мастерскую и домой к Художнику.

В субботу здесь открылись ещё несколько юбилейных  экспозиций: выставка-игра "Бесконечный автор", "Реалии Русского Рока" в музее рок-музыки, выставка-презентация Архива "Пушкинская-10. Досье", подготовленная, в том числе, Ю.Ю.Рыбаковой, и другие. Не пропустите. 

В тексте упоминается не переведённая в России книга Майнхарда Штарка "Детский Гулаг. забытые жертвы" (Meinhard Stark “Gulag-Kinder. Die vergessenen Opfer“) опубликованная в 2013 году в Берлине в издательстве Metropol-Verlag).

 

Ранее на Когита!ру:

Интервью с Сергеем Ковальским о периоде перистройки и создании "Пушкинской-10"

Сергей Ковальский о праздновании 25-летия "Пушкинской-10" 

 

Upd 30.06.2014 исправлены опечатки, добавлены ссылки на предыдущие материалы.

comments powered by Disqus