01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

Мы замкнуты в себе, как треугольник, где каждый угол может быть вершиной

Вы здесь: Главная / Новости / Искусство. Музеи / Мы замкнуты в себе, как треугольник, где каждый угол может быть вершиной

Мы замкнуты в себе, как треугольник, где каждый угол может быть вершиной

Автор: Галина Артеменко — Дата создания: 21.05.2019 — Последние изменение: 21.05.2019
«В поисках образа. По мотивам текстов Льва Выготского» – в Музее Анны Ахматовой проходит выставка фотографий Галины Зерниной.

Фотограф, преподаватель русского языка и литературы Галина Зернина и педагог, издатель, основатель частной школы «ЭпиШкола» Михаил Эпштейн несколько лет назад задумали выставку о Януше Корчаке – человеке между двумя мирами, двумя культурами. Выставка состоялась в галерее «Сарай» Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме: с фотографиями Галины Зерниной, с текстами Корчака, который в свое время хотел уехать в Палестину, но так и не уехал, остался в Польше. После выставки о Корчаке Зернина и Эпштейн сделали еще две выставки по тому же принципу: об Иосифе Бродском и Наоми Френкель. И вот – Лев Выготский. Выставку назвали «В поисках образа. По мотивам текстов Льва Выготского». Она снова проходит в галерее «Сарай» Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.

Галина Зернина с 2013 года живет в Израиле, работает в детском саду. Сама о себе она тоже говорит как о человеке «между мирами». И остается в контексте русской литературы – ведь бывших учителей не бывает. Поэтому все фотоизображения Зерниной – многослойные, в разных техниках. Это рассказы, новеллы, реплики.

На выставке «В поисках образа. По мотивам текстов Льва Выготского» представлены работы четырех серий – «Традиция. Взгляд со стороны». Галина говорит, что взгляд со стороны – это ее собственный взгляд, потому что она сама никогда не была «внутри традиции». Другие блоки: «Дети. Непосредственное переживание», «Театр. На стыке формы и содержания» и «Метафоры и знаки на пути».

Галина Зернина говорит о том, что в ее собственной жизни «знаки на пути» играют роль, они важны, впрочем, как у каждого человека, даже если он на этом не акцентирует внимания.

Театр. Выготский много писал о театре. Его текст «Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира», созданный в 1914 году, но опубликованный спустя полвека – одно из самых глубоких исследований трагедии Гамлета. «Трагедия именно потому может совершать невероятные эффекты с нашими чувствами, что она заставляет их постоянно превращаться в противоположные, обманываться в своих ожиданиях, наталкиваться на противоречия, раздваиваться; и когда мы переживаем «Гамлета», нам кажется, что мы пережили тысячи человеческих жизней в один вечер, а точно – мы успели перечувствовать больше, чем в целые годы нашей обычной жизни».

Выставка Галины Зерниной – важный повод обратиться к истории жизни Льва Выготского, перечитать биографию еврейского юноши из просвещенной семьи, невероятно разностороннего, талантливого. Выготский умер в Москве в 1934 от обострения туберкулеза, успев многое - он заложил основы советской дефектологии, написал «Педагогическую психологию» отстаивающую интересы ребенка», последняя монография Выготского «Мышление и речь», посвященная проблемам структуры сознания, была опубликована уже после его смерти в 1936 году. Страшно говорить такое, но Галина Зернина произносит: «Он вовремя умер, на него уже начались гонения, но Большой террор еще не наступил». Жертвой Большого террора стал двоюродный брат Выготского Давид, который был арестован в Ленинграде в феврале 1938 года по «делу переводчиков» и погиб в лагере в 1943-м.

«Невероятность, лежащая в основе трагедии, спасена, потому что она обставлена с
двух сторон надежными стражами: с одной стороны, громоотвод откровенного бреда,
рядом с которым трагедия получает видимый смысл; с другой стороны, громоотвод
откровенной фиктивности, лицедейства, второй условности, рядом с которой первый план
кажется настоящим. Это напоминает то, как если бы на картине находилось изображение
другой картины», – писал Лев Выготский о «Гамлете» в 1914 году, даже не представляя себе всех трагедий новоявленного века.

 

Галина Зернина поставила себе сложнейшую художественную задачу – найти визуальный язык для передачи собственного «удивления и восхищения от текстов, идей, философских построений блестящего ученого».

 

Cонет утверждений

Как треугольник, знак святой тревоги,
Смыкает на отлёте журавлей,
Так нас пускай сомкнёт тоска по ней
В магический свой треугольник строгий,
Мы в глупой мелодраме трёх любвей
Не встанем пошло на чужой дороге –
«В дому любви обители суть многи»,
И сладко знать, что каждый лишь в своей.
Страны чужой тоскующий невольник,
Страны своей он видит облака.
Мы замкнуты в себе как треугольник,
Где каждый угол может быть вершиной,
Где в каждый угол вписана тоска –
Осенний крик печали журавлиной.
 

Лев Выготский


Выставка продлится до 31 мая.

comments powered by Disqus