01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

Что увидел Борис Миркин 17-23 мая 2010?

Вы здесь: Главная / Новости / Искусство. Музеи / Культурные хроники от Бориса Миркина / Что увидел Борис Миркин 17-23 мая 2010?

Что увидел Борис Миркин 17-23 мая 2010?

Автор: Татьяна Косинова Дата создания: 23.05.2010 — Последние изменение: 24.05.2010
Участники: Фото: Роджер Фентон (1852). Из собраний Государственного Эрмитажа.
Когита!ру
Май, как обычно, перенасыщен разными культурными событиями. На этой неделе Борис Миркин в день едва успевал в два-три музея-библиотеки-театра...

Борис Савельевич Миркин для нас - ходячий справочник по открывшимся в Петербурге выставкам и интересным циклам лекций. Дважды в неделю он приходит в НИЦ "Мемориал" дописывать новые части своих мемуаров. За чаем он рассказывает о том, где побывал, что увидел, что прочитал, какую книгу купил, показывает каталоги выставок.

На прошедшей неделе - с 17 до 23 мая 2010 - Борис Савельевич успел побывать на трех новых выставках, двух вечерах памяти Ольги Бергольц, одном кинопросмотре и трех лекциях.

В вторник, 18 мая, в Эрмитаже выставили собственную коллекцию ранних нидерландских рисунков. Борис Миркин отправился в Эрмитаж на следующий день с утра. На выставке "От готики к маньеризму. Нидерландские рисунки XV-XVI вв. в собрании Государственного Эрмитажа" можно увидеть рисунки Ван дер Вейдена, Петруса Кристуса, Питера Брейгеля старшего, Яна Госсарта и много произведений неизвестных  авторов. Всего 70 работ. Наш хроникер не удержался и купил каталог - "пусть будет". (Выставка открыта до 1 августа 2010).

Тут же, в небольшом зале рядом с известным помещением последнего заседания Временного правительства оборудован под временные выставки Арапский зал. В нем Эрмитаж на десять дней выставил свое новое приобретение - "возвращенные в Россию" фотографии Роджера Фентона 1852-1855 годов. Французский фотограф Фентон много снимал в России, работал в технике калотипа, называемом "рисунком световыми лучами". Этот способ фотографии зародился в Англии. "Легкая размытость контуров и цвет, напоминающий сепию, в восприятии современников сближали калотипию с рисунком и литографией, а неограниченность тиража давала ей неоспоримые преимущества перед дагерротипом". На выставке можно было увидеть Петербург начала 1850-х, виды Крыма и французских укреплений, биваки французских и английских войск (1855). 

В субботу, 23 мая, Борис Савельевич отправился на выставку "Шедевры Сальвадора Дали" в Центр книги и графики на Литейном,55. Представленную на выставке "самую большую в России частную" коллекцию Сальвадора Дали восемь лет собирал екатеринбургский бизнесмен и коллекционер Александр Шадрин. Все работы раньше принадлежали фонду "Мир Дали". Это литографии (на выставке их называют "оттисками с камня"), небольшие бронзовые скульптуры, графические работы Сальвадора Дали периода 1960-1984. Александр Шадрин возит экспозицию по России. Побывал с нею в Казани, Липецке, Омске, Челябинске. В Петербурге выставка пробудет до 17 августа 2010. За 100 рублей можно купить каталог. Показывая каталог, наш Миркин говорил о Ходорковском и его голодовке.

 

Борис Савельевич - постоянный слушатель открытых лекций в Публичке. Здесь в конференц-зале, в Доме Крылова или в новом здании на Московском все время что-то читают, играют или показывают. И все открыто и бесплатно. Особенно интересен нашему культуртрегеру цикл музыканта Земляного "Вечера звукозаписи "Выдающиеся вокалисты мира"". Последняя лекция была посвящена ветеранам итальянской оперной сцены - Магде Оливере (Magda Olivero) и Джульетте Симионато (Giulietta Simionato). Обе певицы родились в 1910 и в этом году должны праздновать свой юбилей. Однако Симионато умерла 5 мая 2010, и оказалось, что лекция посвящена ее памяти. Обе артистки пели до 80 лет, это можно было увидеть - А.С.Земляной сопровождает свои лекции редкими видеозаписями. Борис Миркин сокрушался: на лекцию пришли всего восемь человек вместе с ним.

100-летию Ольги Бергольц были посвящены два вечера подряд - в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме и в Публике. Борису Савельевичу больше понравится вечер в Публичке 20 мая. Здесь также представляли новую книгу «Ольга. Запретный дневник». Из дневников 1939-49 (Азбука-Классика, 2010, публикаторы и комментаторы Александр Рубашкин и Наталья Соколовская). Но кроме того звучал голос сестры поэта Марии Федоровны Бергольц, выступил литературовед Оскар Хайкин. Его рассказ о том, как Ольга Федоровна выгнала взашей какого-то потомка Пушкина из-за того, что тот не говорил по-русски, очень оживил вечер.

В пятницу, 21 мая, наш Миркин предпочел литературному вечеру поэта Александра Кушнера в конференц-зале Публички лекцию Елены Жерихиной в Доме Крылова. Ее цикл "Светский Петербург" он старается не пропускать. Из лекции «Французская культура в системе образования Смольного института» мы от Бориса Савельевича узнали, что "смолянки" из мещанского сословия составляли костяк и цвет учителей французского языка в гимназиях и реальных училищах. Головы дворянок были заняты нарядами и будущим замужеством, учились они, спустя рукава. Мещанки же были вынуждены думать о хлебе насущном с детства и грызли гранит науки...

В воскресенье Борис Савельевич отправился на вечер супругов Айзенштадт  цикла "Из истории петербургской культуры". Рассказывали о княгине Зинаиде Волконской, "царице муз и красоты", авторе оперы "Жанна Д'Арк". Вокальный ансамбль "Монплезир" исполнял ее произведения.

 

Наконец, в "Мемориале" на Разъезжей Миркин видел фильм "Письмо незнакомки", снятый по роману Стефана Цвейга. Даважды в месяц Алла Кавцевич здесь устраивает кинопоказы мировых шедевров и новинок для "мемориальцев".

Не успел Борис Савельевич в прошедшую неделю на многое. В частности, на вечер «Агент надежды. Малоизвестные страницы жизни Георгия Жженова». Но он надеется посетить его повтор в Доме Актера 4 июня.

 

 

 

comments powered by Disqus