01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

Искусство – иногда единственный способ рассказать, что у тебя есть душа

Вы здесь: Главная / Новости / Искусство. Музеи / Искусство – иногда единственный способ рассказать, что у тебя есть душа

Искусство – иногда единственный способ рассказать, что у тебя есть душа

Автор: Галина Артеменко — Дата создания: 21.01.2020 — Последние изменение: 22.01.2020
В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме в галерее «Сарай» сразу после новогодних праздников состоялось событие – был представлен каталог выставки «Лампа Чилавек Он».

Выставка художников Алексея Сахнова и Юлии Косульниковой – оба живут в психоневрологических интернатах – прошла еще в 2018 году, став событием, собрав публику. И вот – каталог, который представляет собой набор из 50 открыток с избранными произведениями художников и под той же обложкой – малоформатную книжку со статьями о творчестве  художников.

 

«Так работать могут только те, кто испытывает к работе настоящую страсть. И сила и страсть действительно видны в работах, и именно такие  сила и страсть, которые поражают нас в некоторых произведениях, побуждают нас называть эти произведения настоящим искусством», - так пишет в своей статье о художниках и их работах  психолог, один из кураторов выставки «Лампа чилавек он» Леонид Цой.

Работы Алексея Сахнова Леонид обозначает как магический реализм. А Юлии Косульниковой – критический или экзистенциальный реализм. Алексей живет в Психоневрологическом интернате (ПНИ) №3 в Старом Петергофе, Юлия – в ПНИ во Всеволожске. Они оба не учились рисовать специально, их талант – это тот дар, который дается настоящим мастерам. И Юлия, и Алексей рисуют в своих интернатах – они внутри системы, одной из самых странных, страшных, бесчеловечных - несмотря на все реформы - российских систем закрытых институций – ПНИ, психоневрологических интернатов, зачастую огромных, как плывущие в никуда корабли, зданий –тысячников, за заборами с КПП, со своей скрытой от глаз жизнью.
рисунок Юлии Косульниковой

«Когда я пришла работать в арт-студию «Перспектив» в ПНИ №3, то Алексей приходил, появлялся – активный и непонятный человек – он не занимался встудии, просто приносил рисунки и домики, - вспоминает Наталья Петухова, искусствовед, куратор выставки «Лампа чилавек он». Одна из создательниц проекта «Широта и долгота», который поддерживает художников в ПНИ. – Но Лешу знали все, хотя называли Челентано – он внешне похож, Леша не говорит, не слышит, все его знали под этой кличкой».
рисунок Алексея Сахнова

«Однообразные коридоры, лампочки, люди, растворенные в пространстве, казенные кровати, стены, тумбочки. Это те атрибуты, по которым можно безошибочно определить место, даже если никогда там не был. Это быт государственных учреждений, с которым всякий сталкивался в детских санаториях, поликлиниках, больницах. Правильная перспектива, точные пропорции, цвета, мелкие детали создают эффект погружения в реальность. И в то же время в работах Юлии у персонажей часто отсутствует голова, у Алексея некоторые люди с головами зверей. Такие детали настолько неожиданны, что ломают иллюзию достоверности и создают нечто иррациональное, что делает их произведения пронзительными», - Написала Наталья Петухова в статье каталога.

Юлия Косульникова и Алексей Сахнов до вернисажа в гаерее «Сарай» не были знакомы, не встречались. Тогда, в 2018 году, они улыбались, радовались, принимали поздравления и цветы. Выставка, рвущая душу, мощное высказывание о том, как живет человек – разные человек, неизвестный человек, человек в замкнутой институции, лишенный дееспособности, неговорящий, неслышащий  – человек, один из людей, уникальный – стала ярчайшим проектом «Широты и долготы» https://shirotadolgota.com/  - сообщества искусствоведов, режиссеров, поэтов, психологов, которые приходят в ПНИ, чтобы помогать художникам раскрыть себя. «Мы ищем, поддерживаем и распространяем искусство, живое, изобретательное, свободное от условностей и готовых идей, и убеждены, что не должно быть разделений на "профессиональное" и "непрофессиональное". Искусство — это способ коммуникации с миром, и отсутствие художественного образования или включенности в социальную среду не могут помешать человеку быть художником, обладающим спонтанным, индивидуальным способом отображения своего внутреннего мира», - это кредо «Широты и долготы». Они устраивают выставки в городских библиотеках и арт-пространствах, они участвовали в Уральской биеннале современного искусства, им удалось не только показать творчество Юлии Косульниковой в Москве, но и привезти туда художницу – а это было очень непросто, ведь Юлия лишена дееспособности.

«Широта и долгота»  некоммерческий, никем не финансируемый проект, который, тем не менее, один из важнейших в деле изменения ситуациив  ПНИ, открытием «закрытых институций». Проект художественный, но и правозащитный. Вернее так – художественный и правозащитный, хоть и не делает акций и не выступает с декларациями и не выходит в суды. «Мы, взрослые люди с высшими образованиями, выросли в мире, где нашу речь всегда поправляют, наши зубы исправляют, наше произношение корректируют, на наши ошибки тычут пальцами: норма должна соблюдаться во всем, - пишет в статье каталога Мария Сарычева. – Но, мне кажется, что опыт России показал, что норма должна постоянно уничтожаться, деформироваться, сжиматься и разжиматься. Позвольте вас поправить, правильно говорить «лампа чиловек он».
Появление этого набора-каталога – с открытками и книжечкой статей на самом деле для проекта «Широта и долгота» очень важно. Это первое презентационное – не считая выставок, статей, фото и видеофиксаций – свидетельство о том, что проект существует, работает, что высказывания художников, живущих в ПНИ – услышаны, увидены. Это вещественное доказательство необходимости проекта, то, что можно предъявить, подарить, показать – в интернате, благотворителям, галеристам.
«Не могу не вспомнить об особой, символичной работе Алексея (Сахнова – прим. авт.), которая как будто выполнена не им, - написал в каталоге А.П.Ильин, бывший главврач ПНИ №3, где живет Алексей Сахнов. – Огромная сеть воронкообразной формы и отчаянно барахтающийся в ней беспомощный человек. Как я ни берег эту работу (она аккуратно лежала на шкафу в папочке), однажды пришла уборщица и выкинула эту и многие другие работы Леши и других ребят на помойку, сказав: «Вынесла грязь!». Такова судьба этих работ. Успокаивает, что в мировой истории и не такое случалось. Нет, не успокаивает».

Леонид Цой на презентации каталога 10 января говорил о том, что выставки творчества людей с инвалидностью и проживающих в ПНИ – нередко коллективные. Вот берется «группа проживающих», а в итоге зрители не воспринимают, не запоминают отдельных имен. Сахнова и Косульникову запомнили все… И дело не только и не столько в том, где живут и творят эти художники. «Но от ПНИ эгоистично и неправильно отстраниться, - утверждает Леонид. – Надо использовать репрезентацию этих художников в поле творческих институций как улучшение и условий их жизни и правового статуса».
Сотрудничество Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Натальи Петуховой и Леонида Цоя началось с посмертной выставки Алексея Слащева – художника, жившего в ПНИ и умершего там. Его выставка «Про человека» состоялась в музее в марте 2017 года и была посвящена памяти художника.
Искусство – иногда единственный способ рассказать о том, что у тебя есть душа и чувства.


В публикации использованы рисунки Юлии Косульниковой и Алексея Сахнова

comments powered by Disqus