01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

НКО

Доклад о нарушении прав и свобод человека и гражданина при призыве на военную службу в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в период весеннего призыва 2009 года

Вы здесь: Главная / НКО / Доклады НКО / Доклад о нарушении прав и свобод человека и гражданина при призыве на военную службу в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в период весеннего призыва 2009 года

Доклад о нарушении прав и свобод человека и гражданина при призыве на военную службу в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в период весеннего призыва 2009 года

Автор: "Гражданин и Армия", "Солдатские матери Санкт-Петербурга" — Дата создания: 04.08.2009 — Последние изменение: 04.08.2009
Общественная Инициатива «Гражданин и Армия» Доклад подготовлен и предоставлен для публикации Общественной Инициативой «Гражданин и Армия» (Российские правозащитные организации в поддержку военнослужащих, призывников и альтернативнослужащих: действия по обеспечению верховенства закона) и Региональной общественной правозащитной организацией «Солдатские матери Санкт-Петербурга» 14 июля 2009.

Программа «Защита прав призывников и мониторинг случаев нарушения прав граждан при проведении призывов на военную службу» реализуется в рамках Общественной Инициативы «Гражданин и Армия» (Российские правозащитные организации в поддержку военнослужащих, призывников и альтернативнослужащих: действия по обеспечению верховенства закона), осуществляемой при поддержке Представительства Европейской Комиссии в Российской Федерации.

Мониторинг случаев нарушения прав и свобод граждан при призыве на военную службу в Российской Федерации выполняется при поддержке Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Составители доклада - Касьянчик Оксана Михайловна, координатор по работе с призывниками правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга»,  Полякова Элла Михайлова, председатель правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга», член Комиссии Санкт-Петербурга по правам человека.

Редакторы: Кривенко С.В. (Гуманитарно-Благотворительный центр «Сострадание», Москва), Пальцев И.Е. (Некоммерческое экспертно-правовое партнерство «Союз», Петрозаводск).

Электронный вариант доклада размещен на сайте ОИ «Гражданин и Армия»

www.army-hr.ru в разделе «Библиотека».

Информационный центр Общественной Инициативы «Гражданин и Армия»

Контактные данные: (495)-771-0203; grarmy@gmail.com;

119331 Москва, а/я 41. ОИ «Гражданин и Армия» Кривенко С.В.

Региональная общественная правозащитная организация «Солдатские матери СПб». Контактные данные: (812) 712 41 99, 712 50 58; soldiersmothers@yandex.ru

Ответственность за содержание настоящего Доклада несут исключительно составители доклада и Информационный центр Общественной Инициативы «Гражданин и Армия» и его содержание не может рассматриваться как отражающее официальную позицию Европейского Союза.

Текст публикуется без сокращений и редактирования.

 

Введение 

Мониторинг случаев нарушения прав граждан при проведении призывов на военную службу осуществляется Всероссийской коалицией общественных объединений "За демократическую альтернативную гражданскую службу" в рамках проекта "Гражданин и Армия" (Российские правозащитные организации в поддержку призывников и военнослужащих: действия по обеспечению верховенства закона), поддержанного Европейской Комиссией.

Доклад подготовлен Региональной общественной правозащитной организацией "Солдатские матери Санкт-Петербурга".

Основными источниками при составлении доклада стали обращения граждан (более 70 обращений), связанные с нарушениями их прав при проведении призыва на военную службу в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. При обращении в правозащитную организацию гражданин заполняет анкету, где указывает свои личные данные, контакты, информацию о состоянии здоровья и кратко описывает суть нарушения его прав. Далее, работая с ним, консультант имеет возможность отслеживать его ситуацию и давать рекомендации по делу.

На основании данных, полученных при анализе количественных показателей обращений граждан за весенний призыв 2009 года, можно сделать вывод о том, что чаще всего права призывников нарушались врачами, проводящими медицинское освидетельствование (22,9%).

По-прежнему распространены различные нарушения процедуры работы призывной комиссии (14,3%), начиная от нарушения порядка вызова призывников в военные комиссариаты (15,7%), оказания психологического давления и дезинформации призывников и их родственников (14,3%), отказа в выдаче копии решения призывной комиссии, заканчивая целым комплексом нарушений, которые включает в себя попытка насильственного призыва в армию. Такие нарушения составили 5,7%.

По-прежнему одной из главных проблем остается низкая квалификация врачей, проводящий медицинское освидетельствование призывников, и их (врачей) фактическая безнаказанность.

Отсутствие гражданского контроля над призывом зачастую являются причиной множества нарушений. Исходя из результатов мониторинга, можно отметить, что в Санкт-Петербурге наметилась негативная тенденция к недопуску граждан (законных представителей призывников) даже на те призывные пункты, где раньше этой проблемы не было. Ранее трудности с допуском на призывной пункт отмечались в Красногвардейском, Приморском и Выборгском районах Санкт-Петербурга. В настоящий момент о таких нарушениях заявляют граждане Калининского и Невского районов.

Настоящий доклад будет использован при подготовке сводного Межрегионального доклада "О нарушении в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина при призыве на военную службу в 2008 году", который будет направлен Президенту РФ, в Правительство РФ, в Прокуратуру РФ, в другие заинтересованные органы государственной власти Российской Федерации, представлен широкой общественности и СМИ России.

РАЗДЕЛ 1

 

Нарушение сроков призыва и незаконные вызовы в военные комиссариаты 

В разделе приводятся случаи вызовов в военкоматы по вопросам призыва в период, когда призывная кампания ещё не началась.

Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" определяет следующие сроки осуществления призыва - с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря каждого года. В период между призывами граждане могут вызываться в военные комиссариаты только по вопросам воинского учёта, но не по вопросам призыва.

По-прежнему практикуется вызов граждан для прохождения медицинского освидетельствования раньше наступления законных сроков призыва. Как правило, за месяц до начала работы призывной комиссии (то есть с 1 марта) граждан призывного возраста приглашают на медицинское освидетельствование.

Во время весеннего призыва 2009 года в военном комиссариате Фрунзенского района был зафиксировано следующее нарушение:

30 марта 2009 году в результате ознакомления с личным делом призывника К., обнаружилось, что там находится повестка, по которй он якобы не явился. Однако никаких повесток призывнику не приходило. Действительно повестка, которую якобы вручал призывнику неизвестный работник ЖЭКа, находилась в личном деле. При этом в повестке имелась надпись "повестку взять отказались", однако никакой подписи и фамилии работника ЖЭКа, а также информации, кто именно отказался получить повестку, указано не было. С целью предотвращения незаконного розыска и задержания призывника, в этот же день представителями призывника была подготовлена жалоба военному комиссару и в жилищную контору с требованием сообщить должность, фамилию сотрудника, ответственного за вручение повесток.

Подобные действия должностных лиц объясняют тот факт, что в "списках уклонистов" иногда оказываются люди, которые не нарушают законов. И только грамотные действия родителей (представителей) призывника могут предотвратить дальнейшие незаконные действия в отношении него.

По-прежнему имеют место ситуации, когда призывника вызывают на призывные мероприятия не повесткой установленной формы, а почтовой карточкой. Однако поскольку все вызовы фиксируются в личном деле призывника, игнорировать любой письменный вызов не следует, так как это может стать основанием для дальнейшего розыска и задержания призывника, в также попытки его насильственно призвать в армию. Поэтому на просветительских мероприятиях, проходящих в правозащитной организации "Солдатские матери Санкт-Петербурга", рекомендуется письменно реагировать на любой письменный вызов писать заявление на имя военного комиссара с указанием уважительной причины неявки по вызову. В том числе в этом заявлении можно указывать, что повестка, присланная призывнику, не соответствует установленной законом форме или пришла вне сроков призыва.

Следует также отметить, как особенность весеннего призыва 2009 года, что призывников, имеющих право на освобождение от призыва по состоянию здоровья, вызывают на медицинские освидетельствование во второй половине призыва (начиная с середины июня), таким образом, чтобы они не успели пройти все необходимые мероприятия в установленный законом срок. Подобные факты незаконного бездействия имели место в призывном пункте Красногвардейского района.

6 июля призывник Ф. явился для прохождения медицинского освидетельствования и принес результаты дополнительного обследования, на которое он был направлен 15 июня 2009 года. Начальник стола явки военного комиссариата Красногвардейского района Корнилова Е.В. своими действиями сорвала прохождение призывником Ф. прохождение медицинского освидетельствования. Она заявила, что призыв уже закончился, хотя ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (ст. 25) устанавливает срок весеннего призыва с 1 апреля по 15 июля.

РАЗДЕЛ 2
Нарушения прав граждан при медицинском освидетельствовании (обследовании)
 

Осенью 2008 года правозащитная организация обратила особенное внимание на квалификацию врачей-специалистов и статус комиссии, которая занимается медицинским освидетельствованием при призыве на военную службу. В прокуратуры районов Санкт-Петербурга были напправлены сообщения от организации с просьбой привлечь к ответственности врачей, руководящих работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, в связи с тем, что они осуществляют свою деятельность (по военно-врачебной экспертизе) без специального на то разрешения (лицензии).

Основные доводы, приведенные в ответах из прокуратур Красногвардейского, Невского, Курортного, Красносельского, Петродворцового, Калининского Московского, Колпинского, Петроградского, Кировского и Кронштадтского районов сводятся к следующему:

врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, имеют сертификаты по соответствующим специальностям;

ни Положение о военно-врачебной экспертизе, ни Приказ Министра обороны РФ и Министерства здравоохранения РФ не содержат положения о необходимости наличия у врачей лицензий;

медицинские учреждения, направляющие врачей-специалистов для работы в призывных комиссиях, имеют соответствующие лицензии на медицинскую деятельность (но не на деятельность по проведению военно-врачебной экспертизы);

термины военно-врачебная экспертиза и медицинское освидетельствование не являются равнозначными;

врачи-специалисты не выполняют работы (услуги) по военно-врачебной экспертизе (а какие работы (услуги) выполняют врачи-специалисты, проводящие медицинское освидетельствование призывников).

Статья 5' ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"и предполагает проведение медицинского освидетельствования врачами-специалистами:

терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.

В соответствии с п. 17 врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям:

А - годен к военной службе;

Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В - ограниченно годен к военной службе;

Г - временно не годен к военной службе;

Д - не годен к военной службе.

 

На основании ст. 51 Основ законодательства об охране здоровья граждан в Российской Федерации "военно-врачебная экспертиза определяет годность по состоянию здоровья к военной службе граждан, подлежащих призыву на военную службу...".

К сожалению, имеющиеся противоречия в нормативных правовых документах действительно затрудняют возможность определить статус медицинской комиссии, проводящей освидетельствование призывников, а следовательно способствуют дальнейшей безнаказанности врачей.

В течение весеннего призыва в правозащитную организацию обратились лично родители 22 военнослужащих, призванных весной 2009 года и сообщили о том, что состояние здоровья их сыновей ухудшилось (причины указывались самые разные: неуставные отношения и просто увеличение физической нагрузки), некоторые солдаты, призванные весной 2009 года уже попали в военные госпитали.

13 мая в правозащитную организацию обратилась мать военнослужащего Ж., 1990 г.р., призванного 22.04.09 из г. Кировска Ленинградской области. Исходя из заявления матери, у молодого человека имелись серьезные жалобы на состояние здоровья до призыва (жалобы неврологического и поведенческого характера). В настоящий момент военнослужащий осмотрен врачом-психиатром и нуждается в госпитализации.

25 мая в организацию обратилась мать военнослужащего Г., 1987 г.р., призванного 27 апреля 2009 года в г. Псков (ВДВ) из Сланцев (Ленинградская область). У молодого человека в детства отмечались боли в стопах. В результате физических нагрузок в части, неоказания медицинской помощи, физических и моральных издевательств военнослужащий вынужден был покинуть воинскую часть. Обследование у ортопеда выявило ряд серьезных проблем в позвоночнике и стопах (в частности, сколиоз 2 степени, распространенный остеохондроз с болевым синдромом, поперечное плоскостопие, пяточную "шпору"), а психотерапевт выявил "реактивное состояние, проявляющееся тревожно-депрессивными расстройствами". В настоящий момент военнослужащий ожидает госпитализации и проведения ВВК.

При насильственном призыве и поверхностном освидетельствовании значительно возрастает угроза попадания в армию граждан, имеющих проблемы с состоянием здоровья. Так, в Приморском районе Санкт-Петербурга, где в этот призыв было отмечено большее количество попыток насильственного призыва в армию, 5 новобранцев заявили об ухудшении состояния их здоровья в связи с призывом. Один из них уже находится в госпитале.

Подобные факты свидетельствуют о том, что медицинское освидетельствования при призыве проводится некомпетентными специалистами, поэтому требуется, по мнению организации, провести переаттестацию врачей-специалистов. Можно констатировать, что привлечь к ответственности врачей-специалистов на сегодняшний день не представляется возможным.

Призывников продолжают направлять на дополнительное обследование, в результате которого ранее поставленный диагноз может быть изменен или вовсе снят. В своих действиях должностные лица руководствуются совместным приказом Министра обороны и Министерства здравоохранения 240/168 от 23.05.01, некоторые положения которого были обжалованы правозащитной организацией в Верховном суде РФ, как необоснованно ограничивающие право гражданина (призывника) выбирать врача и медицинское учреждение для обследования (п. 2 ст. 30 Основ законодательства об охране здоровья граждан). В настоящий момент в Санкт-Петербурге призывников обязывают проходить обследование по направлению призывной комиссии, врачи-специалисты отказываются принимать и рассматривать результаты обследований, которые призывник проходит по своей инициативе. Обследование же по направлению призывной комиссии может обернуться вот такой ситуацией:

Призывник П. в 2005 году был госпитализирован в больницу с диагнозом:

состояние после судорог. В результате обследования был поставлен диагноз: артериальная гипертензия 2 ст., риск 2. В июне 2006 года по скорой из Университета был доставлен в больницу с гипертоническим кризом, диагноз после выписки: ГБ 2 ст, риск 3 высокий. В апреле 2009 года по направлению лечащего врача снова проходил обследование, где указанный диагноз был подтвержден (показатели давления 200/100 170/90). Тем не менее комиссия сочла предоставленные документы недостаточными и направила призывника на еще одно обследование. Лечащему врачу была предоставлена вся информация, с которой он не пожелал ознакомиться. В результате обследования диагноз ГБ 2 степени был снят, обследование было проведено поверхностно, врач не фиксировал реальные показатели давления (они достигали иногда показателей 180/110, 190/110, 170/100). Представитель призывника подготовила жалобу на качестов оказания медицинской помощи в Мариинской больнице, где призывник П. проходил обследование по направлению призывной комиссии.

В результате мониторинга выявлен случай фальсификации медицинских документов в комиссии, проводящей освидетельствование призывников в Пушкинском районе:

4 июня 2009 года на заседании призывной комиссии призывник Б. был направлен на дополнительное обследование в 9 Окружную военно-врачебную комиссию, при этом ему был вручен пакет с документами, которые требовалось предоставить врачам 9ОВВК. В пакете, переданном призывнику для предоставления врачам 9ОВВК, среди прочих документов находился акт исследования состояния здоровья призывника, подписанный главным врачом 773 Военного госпиталя ЛенВО Акеньшиным О.В., находящегося в г. Пушкин. В акте был указан диагноз: продольное плоскостопие обеих стоп 2 степени без артроза в таранно-ладьевидных суставах. По словам матери призывника, никогда не проходил обследование в этом медицинском учреждении.

Информация о данном факте был направлена в Военный следственный отдел СК при прокуратуре РФ по Санкт-Петербургскому гарнизону и Следственный отдел СК при прокуратуре РФ по Пушкинскому району Санкт-Петербурга для расследования и возбуждения уголовного дела.

РАЗДЕЛ 3

 

Нарушения процедуры работы призывных комиссий (в том числе присвоение военными комиссариатами полномочий призывных комиссий) 

Отмечено, что негативное влияние на соблюдение законности при призыве оказывают различные процедурные нарушения в работе призывных комиссий. В разделе рассматриваются нарушения процедуры работы комиссий, хода заседаний, документирования их решений, порядка доведения до призывников решений комиссий. ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (ст. 27) предусматривает установленный состав призывной комиссии. В призывных пунктах Приморского, Красногвардейского, Московского, Калининского, Фрунзенского районов зачастую призывная комиссия заседает не в полном составе. Почти во всех призывных пунктах отсутствует легитимный председатель призывной комиссии, поскольку в соответствии со ст. 26 ФЗ "ВО и ВС" призыв на военную службу осуществляют призывные комиссии, которые создаются в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения, в Санкт-Петербурге - на территории муниципальных образований (ч.1 ст. 2 закона Санкт-Петербурга

"Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге"). Однако представители муниципальных образований не участвуют в работе призывных комиссий Санкт-Петербурга.

Во всех случаях насильственного призыва в отношении призывников нарушается установленная законом процедура призыва. Большее число облав на призывников отмечалось в Приморском и Московском районах Санкт-Петербурга. На этот раз проблема коснулась иногородних студентов, проживающих в общежитиях, большинство их них не успели оформить отсрочку до 2008 года, некоторые уже отчислялись из ВУЗа и потеряли право на отсрочку, однако ни одна из этих причин не оправдывает грубые нарушения процедуры призыва в отношении этих граждан.

Призывник М. (Приморский район), 1987 г.р., является студентом СПБ ЛЭТИ с 2006 года. Ежегодно предоставлял справку Ф 26 в военный комиссариат Приморского района Санкт-Петербурга. Однако, призывная комиссия не оформила надлежащим образом решение о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу в 2007 году с целью призвать М. после изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" после 2008 года.

Призывник страдал снохождением, страдал энурезом до 09 лет, в раннем детстве получил две черепно-мозговых травмы, по характеру замкнутый. Вместе с тем, М. несмотря на высказанные жалобы на состояние здоровья был признан годным к военной службе и не направлен на дополнительное обследование.

22.05.2009 в 8 часов утра сотрудник милиции ворвался в общежитие ЛЭТИ и задержал призывника М., после чего насильно его доставил на призывной пункт Приморского района Санкт-Петербурга с целью принудительного призыва на военную службу.

 

Призывная комиссия за несколько часов, превысив свои должностные полномочия, грубо нарушив процедуру призыва на военную службу приняла решение о призыве на военную службу и в этот же день М. был направлен на сборный пункт с целью принудительной отправки в войска и был направлен в войска.

Вместе с тем, в период с 2006 года до конца 2007 года призывная комиссия бездействовала и не предоставляла призывнику отсрочку от призыва на военную службу, очевидно для того, чтобы в нарушение закона, пользуясь отсутствием у него правовых знаний о призыве на военную службу, незаконно призвать М. на военную службу.

Призывник К. (Московский район), 1989 г.р., сообщил, что 14 мая 2009 в 08 утра в комнату общежития зашли двое мужчин, потребовали паспорт, после предъявления паспорта, паспорт был изъят. Двое мужчин доставили К. и еще двух других призывников доставили в военный комиссариат Московского района. В военкомате призывников содержали под присмотром милиционера в актовом зале, не выпускали даже в туалет. После проведения медицинского освидетельствования призывника К. насильно доставили на городской сборный пункт, где сфотографировали в военной форме и заставили написать заявление на имя матери (!) с просьбой заплатить за фотографии в памятный альбом. Призывника К. отпустили с городского сборного пункта только после того, как невропатолог заметил, что он заикается.

Беспрецедентный случай насильственного призыва произошел в Калининском районе Санкт-Петербурга.

Призывник Ш., 1986 г.р. (Калининский район) сообщил, что 9 июня 2009 года утром в квартиру, где он находился, вошли двое сотрудников военного комиссариата Калининского района и потребовали, чтобы призывник проследовал за ними. Он попросил их представиться и предъявить документы, на основании которых они производят задержание и доставление, однако ему было отказано в грубой форме. Через некоторое время в квартиру прибыл сотрудник 22 отделения милиции Красногвардейского района, назвавшийся участковым. Он также отказались предъявлять удостоверение. Последовали угрозы и оскорбления, сотрудник милиции "говорил про камеру с "урками", избиение в камере, если я откажусь с ними проехать. Открыл кобуру пистолета, сказал, что выстрелит мне в ногу, а сотрудники военкомата подтвердят, что я напал на него". Затем сотрудник милиции в поисках паспорта призывника предпринял несанкционированный обыск в квартире. "Дальше прибыл уже четвертый сотрудник в форме. При нем были наручники.

Дальше на меня напали все четверо. Одни ломал одну руку, второй, другую. Третий выкручивал шею. Четвертый уже просто сидел на мне и застегивал наручники. Я звал на помощь, просил вызвать скорую, милицию". "Дальше меня в одних трусах, майке и без носков потащили по лестницам с пятого этажа на улицу с застегнутыми за спиной наручниками". В наручниках его насильно вывели на лицу в нижнем белье, посадили в машину и повезли на призывной пункт Калининского района. Там провели медицинское освидетельствование: призывник был прикован наручниками к сотруднику военного комиссариата (одному из осуществлявших доставление), который назвался Морозовым. Во время медицинского освидетельствования призывник Ш. требовал прекратить эту унизительную незаконную процедуру, однако все врачи писали, что он годен к военной службе. В связи с серьезным нарушением прав призывник Ш. вынужден был покинуть помещение призывного пункта для обжалования незаконных действий должностных лиц. В настоящий момент подано заявление в суд.

Информация о данных незаконных действиях была передана для проверки Губернатору Санкт-Петербурга, в прокуратуру, военному комиссару Санкт-Петербурга и в ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Правозащитная организация в заявлении в адрес указанных должностных лиц выразила чрезвычайную озабоченность незаконными похищениями призывников в Санкт-Петербурге, имеющих законные основания для освобождения от службы в армии, с целью их принудительного призыва на военную службу.

Военным комиссариатам и сотрудникам внутренних дел неоднократно указывалось на преступность подобного поведения, так как в соответствии со ст. 27.2. Кодекса об административных правонарушениях доставление допускается только в отдел органа внутренних дел, но не в военный комиссариат. Доставление на призывной пункт является общественно опасным деянием.

Полномочия сотрудников милиции по призыву на военную службу ограничиваются нормами инструкции, утвержденной приказами МО, МВД, ФМС 366/789/197 от 10.09.2007 и являются основанием только для вручения повестки призывнику, который по каким-либо причинам не явился на соответствующие мероприятия. Кроме этого, Верховный Суд в своем решении от 06.08.2009 по заявлению Андреева В.А. разъяснил, что существующее законодательство в сфере взаимодействия органов внутренних дел и военных комиссариатов не позволяет сотрудникам милиции превышать свои полномочия и доставлять насильно призывников на призывные пункты.

Важно отметить, что в каждом указанном случае были нарушения при проведении медицинского освидетельствования, не принимались во внимание жалобы призывников на состояние здоровья, призывники не направлялись на дополнительное обследование.

 

Значительного количества нарушений при призыве можно было бы избежать при условии гражданского контроля на территориях призывных пунктах. Однако в Петербурге практика недопуска граждан на призывные пункты получает все большее распространение.

Следует отметить, что обозначилась тенденция к ужесточению ситуации с допуском законных представителей призывников на призывные пункты. Сотрудники призывных пунктов, ссылаясь на некое письмо из военной прокуратуры, не пускают законных представителей призывников на призывные пункты. Прокуратура заявляет о своей непричастности к тому, что происходит на призывных пунктах. Из заявлений граждан следует, что должностные лица призывных пунктов, осуществляющие призыв в Кировском, Адмиралтейском, Московском, Выборгском, Калининском районах, на основании некого распоряжения военной прокуратуры, отказывают гражданам в допуске на призывные пункты. Подобная ситуация в правовом государстве недопустима.

 

РАЗДЕЛ 4
Общественный контроль за призывом
 

Зачастую правозащитная организация "Солдатские матери СПб" выступает в качестве посредника в конфликте между призывной комиссией и гражданином, права которого нарушаются либо могут быть нарушены. Конечно же, в решении таких конфликтов иногда организация привлекает свой ресурс в виде средств массовой информации, а также взаимодействует с контролирующими органами (прокуратура, призывная комиссия Санкт-Петербурга) по конкретным проблемам.

Результатом проведения массовых облав на студентов стал пикет у призывного пункта Приморского района Санкт-Петербурга (4 июня), где сотрудник организации "Солдатские матери Спб" распространяла информацию о тех молодых людях, которые были отправлены в армию насильно с нарушением Конституции РФ и ФЗ "Воинской обязанности и военной службе", а также о том, как призывник может законным образом защититься от произвола сотрудников милиции, участвующих в незаконных задержаниях призывников и доставлениях их на приызвной пункт с целью призыва на военную службу.

5 июня 2009 года в Комитете по вопросам законности, правопорядка и безопасности состоялось совещание "О мерах пресечения нарушений прав человека при проведении мероприятий по призыву на военную службу граждан Российской Федерации на территории Санкт-Петербурга. В совещании приняли участие представители призывной комиссии Санкт-Петербурга, Комитета по вопросам законности, безопасности и правопорядка, Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге и правозащитной организации "Солдатские матери Санкт-Петербурга". В результате совещания были выработаны следующие рекомендации военным комиссарам районов:

- на информационных стендах призывных пунктов районов Санкт-Петербурга разместить информацию о составе призывных комиссий;

- обеспечить наличие на рабочей одежде членов комиссий по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, бейджей с указанием фамилии, имени, отчества и специальности врачей.

ВриО начальника 1-го отдела военного комиссариата Санкт-Петербурга - секретарю призывной комиссии Санкт-Петербурга Аппазову Р.Н.:

1. на основании информации председателя РОПО "Солдатские матери Санкт-Петербурга" о незаконном изъятии паспортов на призывных пунктах сотрудниками военных комиссариатов районов принять меры к пресечению подобных случаев нарушений прав граждан;

2. активизировать проведение правового информирования призывников на сборном пункте Санкт-Петербурга и призывных пунктах районов в соответствии с рекомендациями военной прокуратуры ЛенВО и прокуратуры Санкт-Петербурга с возможным приглашением юридических консультантов РОПО "Солдатские матери Санкт-Петербурга";

3. в соответствии с требованиями приказа Министра обороны РФ от 31.03.2009 120 разработать регламент посещения призывных пунктов и присутствия на заседаниях призывных комиссий районов Санкт-Петербурга представителям правозащитных организаций и доверенным лицам призывников на основании нотариально заверенных доверенностей;

4. допустить в установленном законом порядке посещение представителями правозащитных организаций и доверенными лицами призывников (на основании нотариально заверенных доверенностей) призывных пунктов районов Санкт-Петербурга и присутствия на заседаниях призывных комиссий районов.

Протокол этого совещания, подписанный председателем Комитета Богдановым Л.П. был разослан всем военным комиссарам, а также распространяется среди слушателей семинаров в правозащитной организации "Солдатские матери Санкт-Петербурга".

В июне состоялось очередное расширенное заседание призывной комиссии Санкт-Петербурга, на котором обсуждалась ситуация с призывом. Выступающие военные комиссары докладывали в основном о выполнении плана и о мерах по снижению количества "уклонистов", председатель правозащитной организации "Солдатские матери Спб" Полякова Э.М., выступая с докладом, обратила внимание на основные нарушения прав призывников (облавы, изъятие паспортов, безнаказанность врачей и т.д.).

По каждому острому случаю правозащитная организация готовит заявление (жалобу), которая направляется в контролирующие инстанции. Правозащитная организация подготовила и направила в Верховный суд заявление по обжалованию некоторых положений Приказа Министра обороны и Министерства здравоохранения 240/168, которые ограничивают право граждан призывного возраста на выбор врача и медицинского учреждения, установленное Основами законодательства об охране здоровья граждан (п.2 ст. 30).

 

В следующий призыв представители правозащитной организации "Солдатские матери Санкт-Петербурга" войдут в состав родительского комитета при военном комиссариате Санкт-Петербурга.

Взаимодействие со СМИ происходит регулярно. В правозащитной организации "Солдатские матери СПб" работает пресс-секретарь, который постоянно делает рассылку для СМИ новостей призыва и прохождения военной службы. С организацией сотрудничают несколько журналистов, ведущих постоянное освещение проблемы призыва (АЖУР-агентство журналистских расследований, "Новая газета", т/к Рен-ТВ, радиостанция "Эхо Москвы в СПб" и др.).

Наиболее вопиющие факты нарушений организация с согласия призывника и его родителей освещает через СМИ.

 

Выводы и рекомендации

Выводы

18-летняя практика работы организации по защите прав призывников и их родителей свидетельствует, что из года в год призыв граждан на военную службу осуществляется с грубыми и массовыми нарушениями прав и свобод человека и гражданина, повторяющимися из призыва в призыв. Ни количество, ни характер нарушений не изменяется.

Нарушаются права граждан на охрану здоровья, судебную защиту, достоверную информацию, право на неприкосновенность жилища, личную неприкосновенность, право на образование, право на медицинскую помощь, право на неограниченное передвижение и пр.

Эти выводы основаны на анализе обращений граждан, многолетнем опыте правозащитной работы, результатах прокурорских проверок, большой положительной судебной практике, имеющейся в организации.

Ведущими факторами, способствующим нарушениям прав граждан при призыве на военную службу, являются:

 

1. Правовая безграмотность молодых людей и их родных в вопросах, касающихся их прав, возможности и способах их защиты. Однако следует отметить, что по сравнению в прошлые призывы, граждане стали более активно отстаивать свои права, в том числе и в суде.

Правозащитная организация продолжает вести активно просвещение граждан в вопросах прав и механизмов их защиты. Для этого в период призыва дважды в неделю в среду и в субботу проводятся Школы прав человека, а в остальные дни активные волонтеры и сотрудники организации обучают граждан общению с призывной комиссией. Занятия проходят в виде семинаров, тренингов, обмена опытом.

Конечно, и должностные лица, осуществляющие призыв, должны быть заинтересованы в правовом просвещении граждан. В этом году в призывном пункте Красногвардейского района появились стенды с выдержками из Конституции РФ (глава 2 "Права и свобода человека и гражданина" частично), а также пункты Приказа 400 от 2.10.07, описывающие процедуру призыва.

Желательно, чтобы такие информационные стенды появились на призывных пунктах всех районов Санкт-Петербурга, а также на городском сборном пункте.

2. Практически полная безнаказанность должностных лиц за нарушение прав граждан при призыве на военную службу.

Органы прокуратуры, при осуществлении надзора за соблюдением законодательства при призыве на военную службу, проведении прокурорских проверок по заявлениям граждан, которые носят, как правило, формальный характер и не направлены на реальное восстановление нарушенных прав граждан, а главное профилактику подобных нарушений в будущем.

Из призыва в призыв наблюдаются одни и те же нарушения прав граждан, и никто не несет за это ответственности. Что и порождает эти нарушения в дальнейшем. Однако вот уже несколько призывов правозащитная организация "Солдатские матери СПб" практикует обращения в контролирующие органы от своего имени. В этих обращениях организация описывает основные факты нарушений прав призывников и просит прокуратуру провести проверку. Многие факты подтверждаются.