01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Лица

Совет Европы – без России, Россия – без Совета Европы?

Вы здесь: Главная / Лица / Колонки / Юрий Вдовин / Совет Европы – без России, Россия – без Совета Европы?

Совет Европы – без России, Россия – без Совета Европы?

Автор: Ю. Вдовин — Дата создания: 04.02.2015 — Последние изменение: 04.02.2015
Участники: А. Алексеев
Эссе Юрия Вдовина об истории вхождения и о слвременных тенденциях выхода России из Совета Европы.

 

 

 

 

КОМУ ОН НУЖЕН – ЭТОТ СОВЕТ ЕВРОПЫ…

Ю. Вдовин

 

Ко всем российским невзгодам добавилась еще одна – встал вопрос о членстве России в Совете Европы. Официальная позиция более чем странная – вроде как «чего нам там делать?». Что действительно, Россия там делала, что для России и ее граждан членство в Совете Европы?

К сожалению, многие граждане великой России мало знают о том, что такое Совет Европы (СЕ), что такое Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ), что такое Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). А есть еще Европейский Союз (ЕС). Многие вообще не знают, чем отличается этот СЕ от какого-то ЕС, и потому легко поддаются на всякие пропагандистские пассажи об этих международных институциях. Говорю о плохом знании своих сограждан на эту тему на основании собственных, конечно, совершенно нерепрезентативных «исследований», включая и общение со студентами. Как заполнить этот пробел? Поговорим хотя бы о СЕ.

…В 1945 году мир вздохнул с облегчением – кончилась вторая, самая кровопролитная за всю историю человечества, мировая война. Нюренбергский процесс и его продолжения в разных местах Германии потрясли людей. Человечество с ужасом узнало о чудовищных преступлениях фашизма перед человечеством, в которые было невозможно поверить, и неизбежно встал вопрос, как защитить людей от возможного повторения этих ужасов.

И человечество через самое авторитетное международное сообщество, созданное после войны в первую очередь для предотвращения войн – через Организацию Объединенных Наций – формулирует минимальный универсальный набор требований для обеспечения нормального существования людей. Это - Всеобщая Декларация Прав Человека. И, пожалуй, впервые в международном документе были сформулированы и зафиксированы понятия прав человека как одинаково трактуемые во всех странах, подписавших Декларацию.

Всеобщая Декларация Прав Человека была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года в развитие Устава ООН, требующего от государств-участников сотрудничества в "поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии" (ст. 1 п.3). Эта дата – 10 декабря – ежегодно отмечается как Международный день прав человека.

С принятием Всеобщей Декларации Прав Человека мировое сообщество получило стандарты, с которыми государства должны соизмерять обращение с собственными гражданами, что должно защитить мир от возникновения тоталитарных режимов, являющихся основным источником опасности для мира.

Несмотря на то, что Всеобщая Декларация не является международным договором, из которого вытекали бы какие-то обязательства для государств, проголосовавших за ее принятие, весьма широкое распространение получило мнение, что она в силу обычая приобрела обязательную силу.

Принятие Декларации стимулировало принятие и других международных документов. В 1950 году был создан Совет Европы, который представляет из себя объединение государств, которые, ратифицировав другой документ, являющийся дальнейшим развитием Всеобщей Декларации Прав Человека – Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Объединившись, эти государства Европы взяли на себя обязательство неукоснительно соблюдать и защищать основные права и свободы человека и привести свои законодательства в соответствие с этой Конвенцией. Конвенция  – это уже другой статус. Это международный договор и жесткие обязательства перед Европейским сообществом, которые подлежат исполнению.

Сотрудничество России с Советом Европы ведет свой отсчет с 1989 года, когда Парламентская Ассамблея Совета Европы установила связи еще с Верховным Советом СССР, предоставив ему статус «специально приглашенного». А в январе 1992 года решением Бюро Ассамблеи этот статус был передан Верховному Совету Российской Федерации. 7 мая 1992 года Россия подала заявку на вступление в СЕ в качестве полноправного члена. Россия хотела войти в семью европейских демократических стран, и многие надеялись, что это поможет России начать движение по пути демократизации и порвать с тоталитарным кровавым прошлым.

Официально Российская Федерации вошла в Совет Европы 28 февраля 1996 года. Этому предшествовала большая и весьма сложная работа, проделанная парламентом, президентскими и правительственными структурами по вступлению России в Совет Европы.

России представился шанс порвать со своим тоталитарным прошлым и строить новую демократическую страну, входящую в число демократических стран со спокойным будущим, страну, которая на основе общеевропейских ценностей станет страной для граждан, а не с традиционной для России концепцией «граждане страны для власти». Для этого России было необходимо перестраивать законодательную базу, приводя ее в соответствие с «Европейской конвенцией о правах человека и основных свобод» и другими документами СЕ, которые Россия подписала, став членом СЕ.

Конституция РФ 1993 года уже впитала в себя основные идеи государственного устройства, соответствующего членству в СЕ. Менялись многие законы и положения, начала меняться и законоприменительная практика.

Однако всем этим процессам сопротивлялись определенные силы, которым существование в демократическом государстве с независимыми ветвями власти, с реальной свободой СМИ не представлялось возможным. И в конце концов, используя законные и незаконные способы, этим силам удалось отвернуть Россию от пути строительства демократического государства на основе универсальных представлений о правах человека.

Это не прошло незамеченным в СЕ. К тому же по числу жалоб в ЕСПЧ и проигранных Россией дел наша страна уверенно заняла лидирующие позиции в Европе. ПАСЕ делала неоднократные попытки помочь России исправить положение и вернуться на путь демократизации страны. В конце концов, ПАСЕ начала ограничивать права делегации РФ в ПАСЕ. После чего в российских СМИ развернулась беспрецедентная пропагандистская компания по дискредитации СЕ, ПАСЕ, ЕСПЧ. Эта пропагандистская вакханалия, представляющая все европейские страны как несамостоятельные марионетки проклятых и коварных Соединенных Штатов, боящихся усиления (?) России, призвана подготовить общественное мнение к выходу РФ из состава СЕ, который, в соответствии с Уставом СЕ, конечно же, не смирится с повальными нарушениями Россией прав человека и международных правовых норм и соглашений.

Граждане России в случае выхода из СЕ потеряют возможность добиваться справедливости с помощью ЕСПЧ.

Кому будет от всего этого хуже? России? Европе? Америке?

Нужно ли России выйти из СЕ, или надо там оставаться, и строить свою государственность на основе Устава и документов СЕ? Есть ли при этом какие-то потери для Российского суверенитета, которым нас так пугают?

И должна ли власть России принимать такие решения абсолютно не поинтересовавшись реальным, а не сформированным российскими СМИ так называемым общественным мнением?

Если Россия покинет Совет Европы, это будет означать, что наша страна окончательно сворачивает с пути построения демократического общества, с пути скрупулезного соблюдения прав человека – этих необходимых условий предотвращения сползания в тоталитаризм  и создание угроз человечеству по образцу фашистских и коммунистических диктатур.

Есть о чем подумать всем нам, а не только властной элите и членам нашей делегации в ПАСЕ.

comments powered by Disqus