01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Лица

От махалля до КОСа

Вы здесь: Главная / Лица / Колонки / Владимир Саблин / От махалля до КОСа

От махалля до КОСа

Автор: Владимир Саблин — Дата создания: 18.01.2016 — Последние изменение: 18.01.2016
Владимир Саблин сравнивает территориальное самоуправление в Узбекистане и в России.

Самарканд. Я сижу в чайхане-штабе махаллинского комитета «Хаджи Юсуф». На протяжении многих веков в стране действует общинная форма самоуправления махалля (привал по-узбекски), уникальный и неповторимый институт гражданского общества.

Территория махалля – приход, центром которой являлась мечеть. Если до двора доносился голос муэдзина, созывающего в мечеть на молитву, то дом относился к окружающей мечеть махалли. Конечно, в советское время полномочия были резко ограничены, собирались больше в чайхане. Теперь в новом Узбекистане – и там, и там.

Для этого квартала в старой части города, который рассекает проспект Охунбабаева, центр общественной жизни – это мечеть Хаджи Юсуфа Хамадойни, а также чайхана. Председатель комитета Бахритдин Кушбаков возглавляет совет, который избирается на два с половиной года.

– В наш совет входит девять человек, – рассказывает он, пригласив меня в чайхану. – Микрорайон «Хаджи Юсуф» – это старые кварталы, застроенные частными домами, в которых живут 2800 жителей. Живет примерно 280 семей. Застройка – это традиционные одно-двухэтажные дома, дворики, сады, заборы. Совет следит за домами, находящимися в аварийном состоянии, препятствует самовольному строительству. Инженерные сети не соответствуют современным требованиям. Канализации нет, коммуникации старые.

Традиционно махалля обладает широкими правами и обязанностями. Это, прежде всего, все, что касается жизнедеятельности города: сбор платы за газ, электричество, воду, вывоз мусора, работы по благоустройству территории. Существует компьютерная база данных жителей и платежей, уполномоченные ходят по домам и разбираются с должниками. Мусор вывозят один раз в неделю, мусоровоз сигналит, проезжая по улице. Ведется подготовка к селективному сбору мусора.

Территория вдоль проспекта закреплена за дворниками, на одного приходится 500 м трассы. В зону уборки входят и посадки деревьев, и проходящий вдоль тротуара арык. Есть в махалле свои садовники.

Общественный совет помогает военкомату выполнять план призыва в армию.

Ислам и вековые нравственные каноны закрепили за махалля серьезные полномочия в сфере общественных отношений. В совете действует возглавляемая юристом комиссия по примирению, куда обращаются в случае ссоры соседи, а порой и члены одной семьи. Б.Кушбаков приводит пример: двое соседей поссорились из-за примыкающего к их участкам куска земли – совет вопрос решил. Или: два сына повздорили из-за раздела дома, отставленного умершим отцом. Случай относится к юрисдикции народного суда, и махалля направляет дело в суд.

В квартале немало пожилых, малообеспеченных граждан, для их поддержки создан фонд. Неделю назад одному дали шифер для крыши, бабушке выделили средства на похороны старика-мужа.

Много вопросов приходится решать женсовету. Он следит, чтобы молодые пары, вступающие в брак, не очень шиковали на свадьбе, гуляли по средствам, не залезая в долги. Общественность проводит работу с невестами, отслеживает, чтобы не было браков между родственниками. После появления в молодой семье ребенка налажен контроль, как малыш растет, здоровый ли. Пошел в школу – общественность наблюдает, как ребенок учится.

Важнейший вопрос – миграционная политика. Знакомые рассказали, что половина жителей республики желала бы выехать работать за границу, прежде всего в Россию. Комитет ведет учет выехавших на заработки жителей, а также учет приехавших в Узбекистан иностранцев. Такие тоже есть – гастарбайтеры из Турции, Таджикистана, Киргизии.

Работе совета помогает прикрепленный депутат городского совета народных депутатов.

Без праздника жизнь неполная, и махаллинский совет устраивает гуляния в Курбанбайрам, Новруз, день рождения Амира Тимура, Мирзо Улугбека, Алишера Навои, Бабура. Пришли и новые праздники – День независимости, День Самарканда, дынный праздник. В дни торжества на улице устраивается угощение – туй.

Чайхана, где мы сидим, отремонтирована только что, на ремонт потрачено 41 млн. сум (700 тыс. рублей). Город наградил совет персональным компьютером, в зале стоят традиционные топчаны для дастархана, покрытые цветастыми коврами.

Раз в три месяца общественность отчитывается перед жителями.

Наша встреча завершилась игрой в нарды.

Именно махалля как орган самоуправления на местах может являться основой здорового гражданского общества, а значит, и основой сильного и демократического государства.

***

А что в России? В ходе демократизации 1987-1993 годов активность населения резко возросла, забрезжил свет построения гражданского общества. Появились советы микрорайонов, КОСы, стали активнее домкомы, уличные комитеты. В глазах людей появилась надежда, стены домов и стенды пестрели листовками, на «ура!» расходились неизвестные доселе газеты. Постепенно сформировалась пирамида госвласти, уселись в кресла чиновники.

Решение местных задач наиболее эффективно на уровне территориального общественного самоуправления вследствие непосредственной близости к нуждам местного сообщества. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет территориальное общественное самоуправление (ТОС) как самоорганизацию граждан для самостоятельного осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения. Органы ТОС являются одной из форм местного самоуправления. ТОС может быть юридическим лицом в форме некоммерческой организации. По мере того, как крепчал путинский режим, энтузиазм таял.

Наш совет самоуправления действовал с 1989 по 1998 год, вспоминала несколько лет назад многолетний председатель ТОС «Тимуровский» Людмила Дорошко. По этому же округу, кстати, Сергей Миронов был избран в Законодательное собрание города. – Народное самоуправление почему-то испугало муниципальный совет, нам говорили: вы нас затеняете. Потому нас недолюбливали. За нами шло население, поскольку мы реально помогали. Не чванились. Создали группы оповещения, в голодные 1990-е годы на совхозных землях за Суздальским проспектом было организовано Калининское огородничество. Самоуправление активно занялось сначала информированием населения о возможности получить огород, потом организацией бригад, получением земли. Организовывали массовые праздники на 9 мая, 27 января и 1 октября. После заката демократии в 1998-м прошли не один суд. Гражданский кодекс был на нашей стороне, но тем не менее жилищники выселили нас из нашего помещения. И все же главное сохранилось: связи между людьми, обмен информацией, консультации.

В Петербурге более десяти лет действует Ассоциация территориального общественного самоуправления.

Сейчас мы объединяем несколько сот образований – домкомов, советов улиц, говорит ее председатель Галина Белкова. – Демократия начинается с тебя, твоего очага: твоей квартиры, твоего дома, квартала, улицы. Так повелось во всех странах, где демократии не одна сотня лет. Если этой базы нет – нет и демократии в целом. Тут одновременно надо поднимать и гражданское самосознание – и демократию. Развивать общественное мнение, стимулировать простое общение между соседями.

Есть масса примеров активности петербуржцев, когда людям надоедало жить по-старому. Это «Живой город», «Красивый Петербург». Собиралась инициативная группа, определяла проблемы, задачи, прикидывали ресурсы, сроки.Где-то общественность объединилась в масштабах квартала, в Петроградском домком охватывает пять домов.

– К ТСЖ мы не имеем никакого отношения, там – имущественное право, – продолжает Г.Белкова. – Но именно им дан приоритет, эта форма глубже регламентирована Жилищным кодексом.

ТОСы разрастаются как улей, несколько сотен есть в Ленинградской области. Люди не хотят быть рабами. Помню, взяла и вывела всех жильцов на лестничные площадки: вы, говорю, хоть познакомьтесь, а то не знаем ведь друг друга совсем. Важно было собрать людей, как-то сплотить их. Когда жильцы сами что-то сделают, у них глаза загораются!

Нужно развивать самоуправление, нужно приучать людей к самостоятельности, нужно бороться за свои права!

Как видите, есть чему поучиться не только в дальнем – и в ближнем зарубежье.

Владимир Саблин

comments powered by Disqus