01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Память

Как относиться к автобусу со Сталиным?

Вы здесь: Главная / Память / Культура памяти: Практики / Как относиться к автобусу со Сталиным?

Как относиться к автобусу со Сталиным?

Автор: Когита!ру — Дата создания: 05.05.2010 — Последние изменение: 07.05.2010
Мы публикуем мнения жителей Петербурга на появление 5 мая 2010 частного автобуса ООО "Сеть пассажирских перевозок" с изображением Сталина на борту.

Мы попросили петербуржцев высказать их мнение о размещении Сталина на частном маршрутном автобусе 187-к 5 мая 2010.

Мы задавали такие вопросы:

Что лично Вы об этом думаете?
Как к этому относиться?
Что с этим делать общественным организациям? Властям?


Александр Мелихов, писатель:

"Нет слов, до чего это грустно и стыдно перед всем светом. Но не нужно давать провокаторам того, чего они всего сильнее жаждут - громкого скандала. Каждый громкий скандал увеличивает актуальность предмета конфликта, дает возможность еще раз произнести набор высоких слов о том, что из истории ничего нельзя выбрасывать, что каждый имеет право на выражение своего мнения и т.п.

Акцию должна тихо и скучно прикрыть власть с предельно безликими формулировками. Всякий пафос - это кружка бензина в костер сталинской посмертной славы. И одновременно прикрытие устроителям, которые в дальнейшем получат возможность любые хозяйственные претензии к ним объявлять гонениями за веру".

Кирилл Александров, историк: "Я думаю, что нужно налепить на хозяина ленту с чёрной надписью "Палач". К Матвиенко обращаться бесполезно".

Александра Касаткина, антрополог:
 

"Лично мне это не нравится, при приближении монстра буду отворачиваться. Маршруткой постараюсь не пользоваться. Надеюсь, однако, что обойдется без закидывания лика грязью и другими предметами - некрасиво как-то было бы.

Общественным организациям, может быть, стоит в связи с этим просвещением детей заняться. Тогда есть надежда, что все это не навечно".

Анна Шароградская, директор Института региональной прессы, член Правозащитного Совета Санкт-Петербурга: "Еще когда мы обсуждали принятие заявления Правозащитного Совета по этому поводу 18 апреля 2010, я высказывала свое частное мнение о том, что Совет не должен призывать власть нарушать ПРАВА ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА или группы лиц, который/е хотят таким образом выразить свое отношение к Сталину частным образом. Если бы мы стремились к тому, чтобы был принят закон, запрещающий восхваление Сталина, можно было бы понять, почему это делается, но нельзя бороться с людьми за их убеждения, взывая к власти. Вступить с ними в дискуссию можно и нужно, а запрет попахивает совком.

Сегодня это произошло. Многое будет зависеть от высказываний интеллектуалов и глубины дискуссии. Виктор Резунков на радио "Свобода" проводил передачу с автором идеи, но его оппоненты пока массово и аргументированно не высказались. Если бы это произошло до сегодняшнего дня, возможно, автобус не появился бы на Невском проспекте".

Юрий Вдовин, правозащитник, "Гражданский контроль":
"Возить Сталина по городу можно только потому, что до сих пор обществу неизвестна истинная роль этого монстра в истории не только нашей страны, но и мира. Именно он, уничтожив в 1920-е годы социал-демократов в Европе через свои интернационалы, бывшие по сути чекистскими антидемократическими образованиями, тайными колоннами Сталина, обеспечил приход Гитлера к власти в Германии.
Именно он создавал военную машину Вермахта, когда Германии по Версальскому договору нельзя было развивать военную промышленность. Она создавалась на территории сталинского СССР, именно он, доверяясь Гитлеру, развязал вместе с Гитлером вторую мировую войну, надеясь уничтожить Англию, Францию, Польшу.
Именно он не понял, что Гитлер тоже хочет мирового господства, и конкурента Сталина, мечтавшего о мировом господстве на основе коммунистической идеологии, не потерпит, и тем самым вверг нашу страну в эту чудовищную мясорубку, в которой "Мы за ценой не постоим!", мы погубили из-за бездарности сталинскогог руководства то ли 30, то ли 40 миллионов наших граждан!
Только не зная всего этого, можно возить на автобусе это идолище и проклятие!
Частный маршрут 187 обслуживает город без договора с городом, но т.к. конкурс на обслуживание города транспортными услугами был проведен с нарушениями закона, то город проиграл уже несколько арбитражных судов этому парку, и лицензию у владельца отобрать нельзя. Их руководитель,или владелец, вполне осознанно говорит о допустимости развоза автобуса с этим идолищем. Сталинист он или нет, но уверен в своей безнаказанности и тайной поддержке властями.
Относиться к этому факту нужно с омерзением. Не садиться в этот автобус. Плевать в него, как минимум. 
Ну, и существуют еще методы протеста такому автобусу. Я не понимаю, кто подаст руку водителю этого автобуса!
Что делать властям? Хороший вопрос. Как вы думаете, что сделали бы власти, если на автобусе повезли лозунг "Матвиенко в отставку!"? То же власть должна сделать и в этом случае. Не делает. Почему? Потому что нашей власти сталинизм и его методы близки. Они бы очень хотели пользоваться его методами. Но это время ушло, и все, кто пытается реанимировать эти порядки, понесут за это ответственность.
Общественным организациям нужно организовать протесты - публичные  и в интернете, обратиться к этому владельцу с требованием убрать эту мерзость с улиц нашего города, в котором Сталин уничтожил цвет нашего города, начиная с 1934 года, не считая уничтожения цвета нашего города чекистскими ублюдками с 1918 года.
Нужно найти силы в обществе, чтобы бойкотировать автобусы этого парка!"

 

Владимир Костюшев, социолог, профессор СПбФ ГУ-ВШЭ:

"Штрафовать! Каждые - 37 метров. Штраф выписывать на губернатора.

Если серьезно, то:

1) Купить рекламное место и разместить - на том же автобусе - свою рекламу антисталинского содержания - начнется *война реклам* - и пусть!

2) Обратиться к жителям игнорировать этот автобусный маршрут - самое ценное, что могут сделать петербуржцы.

3) Ездить в этом автобусе в лагерных бушлатах - флеш-моб - в количестве 50 человек, обязательно с давкой - и с лагерным псом Русланом в наморднике.

4) Вежливо выдавать каждому пассажиру лагерный бушлат - на время поездки на автобусе, а автобус покрасить в черный цвет *воронка*. И т.п.

Андрей Алексеев, социолог:

"…Итак, в канун Великой Победы портрет Сталина предъявлен  в порядке рекламы на борту коммерческого автобуса в Петербурге.
Да, казус… Это, понятно, акция  и, так сказать, экстремистская. По идее, власти следовало бы  не дожидаться общественных протестов и «тихо» употребить свой административный ресурс для ее «пресечения». Общественности же стоило бы устроить тест для властей на этот счет - попыткой максимально широкого и  громкого (в частности, ТВ) призыва к бойкоту этого - не маршрута, но единственного автобуса (как я понимаю). Препятствий к такому обращению у УМНЫХ СМИ и властей  быть не должно.
Кроме того, любой гражданин (и не один!) может обратиться в суд за возмещением морального ущерба ввиду оскорбления его гражданских (включая патриотические) чувств. Чем больше будет таких частных исков, тем лучше. Хорошо бы, разработать образец такого иска и тоже его обнародовать.".

Леонид Романков, государственный советник Санкт-Петербург 1-го класса, член Правозащитного Совета:

"Конечно, частники могут себе позволить ради денег разместить хотя бы портрет Чикатило. Мы обращались к губернатору с просьбой употребить её влияние, чтобы этого не случилось. Ответа не последовало. Да и после мемориальной доски Григорию Романову иного ждать и не приходится от власти.

По крайней мере есть факт, что существуют люди, для которых палач и убийца народов - пример для подражания и предмет для восхваления. Интересно, как реагировали бы немцы, если бы частный автобус поместил портрет Гитлера?

А пока я думаю. что уважающие себя люди как минимум не поедут на этом автобусе... Как минимум...

Но всё это подтверждает один вывод из этологии - если бить, убивать, и казнить, то оставшиеся в живых жертвы начинают любить Большого Брата - это охранительная психология - внутренний голос говорит - если я его люблю, меня же он не убьёт!! Так себя ведут собаки,например".

 

Ольга Старовойтова, президент Фонда Г. В. Старовойтовой, член Правозащитного Совета:

"Я высказала своё отношение к этому на Питерском "Эхе". Могу еще раз.

Я лично об этом думаю, что это отвратительно, мерзко и гнусно. Беда в том, что сталинизм никогда не был осужден официально. Может быть, этот процесс, тянущийся между внуком Джугашвили и Матвеем Ганапольским, вместе с Алексеем Венедиктовым, во что-то выльется? Верится с трудом, но надеяться хочется. Они правильно делают, что из частного судебного разбирательства пытаются нарастить юридический факт.

Относиться к этому надо нетерпимо. Если мы делаем вид, что наплевать, пройдет, вымрут сталинисты... То так и будет очень долго, да еще и "крещендо", что мы и видим.

Власти, хотя автобус этот негосударственный, реагируют, на мой на  взгляд, неправильно. Вот когда надо было остановить шествие  демократических сил 1 мая, они нашли "зацепку". А тут - не нашли. Зря. Надо было с толковыми юристами посоветоваться. Придраться можно было найти, к чему. Когда хотят - находят.

Общественные организации в настоящее время, к сожалению, весьма разобщены. Когда-то, в 1990-х, мы создали "Коалицию в поддержку  третьего сектора". Она тогда поработала. Участвовала в рабочих группах по законотворчеству и т.д. Теперь это угасло. Конечно, по объективным, если можно так выразиться, причинам. Но, кажется, настает время возобновить нечто подобное.

Личное мое отношение - понятно.

Личное же мое поведение - и об этом я сказала на "Эхе" - взяла тут же с собой пластиковую упаковку кетчупа, пошла на Невский. Долго ловила этот автобус. Не поймала. Просмотрела штук двадцать или двадцать пять автобусов этого маршрута, но - не попался нужный.

Я планировала постараться попасть кетчупом в эту усатую рожу, хоть   и не спортсменка, но уж постаралась бы. Почему надо было в рожу,  видимо, понятно. Я мечтала, чтобы это было где-то ближе к пасти.

Тогда бы кетчуп показал кровавость людоеда почти буквально. Мне  виделось, что надо бы сделать так, чтобы кетчуп как кровь у него стекал из пасти...

Жалко, не вышло. Кетчуп из сумки не достаю. Добавила фотоаппарат,  забытый сегодня. Попробую завтра. И дальше.

Я выбрала этот вариант поведения еще и потому, что он юридически

почти чист - ведь я не испорчу автобус, правда? Я его улучшу.

Материальный ущерб вряд ли уместно "пришить". Кроме того, этот акт   не является экстремистским, несмотря на крайний цинизм нового   законодательства. Ибо акт мой направлен не на оскорбление или еще что-то подобное существующим властям. А - прежним. Преступным. Что, к сожалению, так и не доказано юридически. Очевидная вещь не имеет юридической формы. Много звучит об оскорблении ветеранов и блокадников. Однако этого недостаточно!

Я родилась после войны, после сталинских репрессий, у меня напрямую по родственникам не было расстрелянных и гнобимых в лагерях... Однако это - оскорбление меня!

Оскорбление потому, что людоеда нельзя славить! А если это можно, допустимо в нашей стране и в нашем городе, то это оскорбляет меня лично хотя бы потому, что я гражданин этой страны и этого города. Наш поезд идет в Освенцим? Сегодня и ежедневно?

Появление изображений оскорбляет простые человеческие чувства, общие ценности. Что такое хорошо и что такое плохо - это мягко сказано. Что такое людоедство? Что такое превращение миллионов людей в лагерную пыль? Кого не буквально, того - психологически изуродовали, сделали рабами.

Потому мы сейчас так и живем. Плохо живем. Мало кто ценит личность. Мало для кого важна свобода. А свобода - это и есть жизнь.

Вот этим и надо заниматься активным гражданам и общественным организациям - думать, изобретать, подталкивать к тому, чтобы преступность сталина стала юридическим фактом. Может быть, пока лучше ничего не придумали, широко поддерживать инициативу "эховцев"?

Давайте думать. Мы же умные! Мы же личности! Мы же не сталинские винтики!!!

Удачи нам всем".

Ольга Крокинская, доктор социологических наук, профессор РГПУ им. А.Н.Герцена:

"Вот что Я думаю по этому поводу:

При моем полном отвращении и к персоне Сталина, и к тем, кто с его

помощью пиарится самым глумливым образом (г-н В.Логинов, кажется, и иже с ним) - вынуждена признать, что действуют они четко и своих целей добиваются.

В отличие от противников, то есть от нас. За счет чего? Прежде всего, конечно, за счет отшлифованной до совершенства демагогии. Я имею в виду их объяснение своей позиции. Оно не менее важно, чем сама картинка на автобусе.

Тексты, которыми сопровождается само событие, способны запутать и сбить с толку многих. Это очень искусные тексты, в которых нарочито склеены противоположные, интеллектуально и морально несоединимые смыслы, невозможные для рационального отношения к делу, но более чем характерные для иррационального.

Такие умственные извращения называют инверсиями. Инверсии свойственны патологическим отклонениям в мышлении, но могут быть специальным продуктом пропаганды и манипуляции сознанием. Не исключаю, что авторы - люди обученные и поднаторевшие, например, в рекламном деле.

Но в конечном счете они добиваются цели за счет организованности и готовности превращать идеи в дела. Что называется, проектный подход. И свой проект они реализовали успешно. Это то, чего очень не хватает идейным противникам этих господ. К сожалению, те, кто против, редко умеют объединяться для действий, предполагающих нечто кроме речей, митингов и писем протеста.

Как кстати тут старое стихотворение Саши Черного:

       ...Читали, как сын полицмейстера ездил по городу,

       Таскал по рынку почтеннейших граждан за бороду,

       От нечего делать нагайкой их сек,

       Один - восемьсот человек?

       Граждане корчились, морщились,

       Потом написали письмо со слезою в редакцию

       И обвинили... реакцию.

А вот что можно было бы сделать: точно так же собрать деньги, хоть бы даже и среди блогеров (и это можно сделать быстро) - и выпустить на линии 10, 20, 30 автобусов с другими лозунгами, портретами и другими изображениями. Хотите объективности? - Пожалуйста: вот объективные картины войны. Миллионы лиц, тысячи выдающихся людей, и уж не только маршалов. Тогда пусть катается по городу один Сталин - и сотни тех, кто прошел сквозь это пекло и своими ранами, своей кровью, своей, а не чужой жизнью участвовал в общей Победе страны и народа.

Если кто-то посягает задавать смыслы нашей сегодняшней жизни (а это именно то, что на самом деле делают авторы сталинского автобуса) - то надо противостоять им на том же поле. Перехватить инициативу и перекодировать смысловое пространство. Пусть бы даже и пространство рекламы на транспорте.

Надо утопить монстра в море лиц настоящих героев.

Спасибо, что дали возможность высказаться. Не знала, куда направить свои эмоции и другие соображения".

Григорий Тульчинский, профессор СПбФ ГУ-ВШЭ: "Как к этому относиться? Как к проявлению общей идиотичности нынешнего общественного сознания.
Что с этим делать общественным организациям? Властям? - Каким общественным организациям? Они разные.
Если говорить о нормальных людях и организациях, то возмущаться. Но только без криков, а разъясняя - почему.
В суд же не подать. Ни Сталин, ни его режим не осуждены обществом. В школьных учебниках чуть ли не позитивно подается.
А молодежь на хулиганство со Сталиным может ответить хулиганством же. Например, разукрасить его, сопроводить соответствующими надписями, которые он заслужил".

Анна Шор-Чудновская, социолог, психолог, сотрудница Университета Зигмунда Фрейда: "Как-то высказываться по этому поводу сложно, потому что тут вроде все ясно: ТАКОГО НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ. Что тут еще скажешь? Всякие "безобразие!" и "возмутительно!" - эмоции. А по делу можно только сказать - "скандал!" и "немедленно убрать". Как добиться, чтобы убрали, это уже правовой и технический вопрос. Но по-моему, это единственный вопрос в данном случае. Ну и еще "стыд и позор".

Марина Георгиевна Жженова, журналист: "Нужно подать в суд иск о защите чести и достоинства на владельца маршрута. Он осуществляет свои права, ущемляя при этом права миллионов жертв репрессий и оскорбляя их. Это дело законное".

Владимир Ведерников, к.и.н., доцент кафедры истории СПбГПУ: "Мне кажется, что в демократическом обществе любое мнение, которое отражает убеждения определенной группы населения, имеет право на то, чтобы быть представленным публично, разумеется, если оно не содержит прямых призывов к противоправным действиям. У меня вызвало бы крайнее недоумение, если бы изображение Сталина разместила государственная организация. Частный перевозчик вправе использовать рекламное пространство по своему усмотрению. Апеллировать к государственным органам для принятия соответствующих мер, как мне кажется, было бы явно ошибочным. Дай им только повод - в стране сразу же будет осуществлен проект К. Пруткова "О введении единомыслия в России". Обращаться к арбитражу пусть и самых высоких государственных деятелей, выступающих против фальсификации истории возможно только тогда, когда мы считаем историю не наукой, а идеологической структурой, По моему мнению, любое государственное вмешательство в сложные научные процессы будет иметь только негативные последствия (печально известная сессия ВАСХНИЛ 1948 г. тому свидетельством). Поэтому, не разделяя воззрений гг. Мухина и Жукова, я был бы против любых попыток административными мерами воздействовать на направленность их творчества.

И тем не менее, меня беспокоит не столько появление изображения генералиссимуса, сколько то, что за последнее время в обществе, похоже, растет число лиц, оценивающих его государственную деятельность положительно.

Что делать?

А то, что делает "Мемориал". Восстанавливать историческую память. Наши современники должны знать цену Победы, цену индустриализации и коллективизации. Не с изображениями Сталина надо бороться, а с историческим беспамятством. Во многих учреждениях есть доски с именами погибших в годы войны. А кто помнит имена репрессированных в годы Большого террора? Где, кроме Перми, существуют музеи лагерей и тюрем сталинского времени? Часто ли в экспозициях исторических музеев отражается тема массовых репрессий? А ведь память об этих страшных годах объединяет (точнее, должна объединять всех нас) вне зависимости от национальности, вероисповедания, политических убеждений, ибо жертвами репрессий были коммунисты, и монархисты, врангелевцы и красные командиры, интеллигенты и рабочие.

Что же касается автобуса, то, наверное, надо не пользоваться 187 маршрутом. Быть может, это заставит владельца больше думать о коммерции, а не о политике".

 

 

См. Также:

Что думают об автобусе с рекламой Сталина законодатели и омбудсмен Петербурга?

АЖУРу отказали в антисталинской рекламе

Петербург, 5 мая 2010: автобус со Сталиным на борту - вылазка маргиналов?

НИЦ "Мемориал" просит Губернатора принять меры к пресечению политической провокации в Петербурге



 

 

 

 

comments powered by Disqus