01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Лица

Леонид Романков. Истоки бескорыстной любви

Вы здесь: Главная / Лица / Колонки / Леонид Романков / Леонид Романков. Истоки бескорыстной любви

Леонид Романков. Истоки бескорыстной любви

Автор: Леонид Романков — Дата создания: 27.05.2010 — Последние изменение: 27.05.2010
В связи с 65-летием со дня окончания войны обострились споры о роли Сталина в истории России. Нашлись оголтелые поклонники, которые развешивают плакаты с его изображением на водосточных трубах или скидываются на то, чтобы украсить его портретом автобус, идущий по городу.

К акции "Люди против Сталина" (© Сноб.ру)

Казалось бы, откуда берётся поклонение и любовь к тирану, уничтожившему с помощью репрессий и голодомора миллионы своих сограждан?

Превратившему страну в огромный концлагерь, а лучших представителей народа – в лагерную пыль? Расстрелявшему всю верхушку Красной армии и заткнувший телами безоружных ополченцев прорыв немцев к Москве?

Предавшему коммунистов Европы, заключив пакт с Гитлером,  и выдав ему на расправу бежавших в СССР немецких коммунистов? Отдавшему приказ расстрелять польских офицеров в Катыни, которые могли бы сражаться против фашистов?

И это притом, что почти в каждой российской семье есть погубленные им или репрессированные им родственники.

Мне долго казалось это непонятным, пока я не прочёл книгу известного этолога, доктора биологических наук Виктора Дольника «Непослушное дитя биосферы».

Там, в частности, помимо множества интересных наблюдений над врождёнными программами поведения, есть специальная глава «Почему тирана любят».

Вот несколько отрывков: «…у подчинённой особи (жителя страны - Л.Р.) на доминанта (тирана – Л.Р.) есть программа, дающая четыре варианта ощущений. Самый резкий из них воспринимается как безысходная ненависть. Следующий вариант – чистый страх. С такими ощущениями жить очень тяжело. Многое меняется при третьем варианте: особь принимает поведение доминанта как должное и быстро, без всплеска эмоций выдаёт точно отмеренную дозу умиротворяющего поведения. А четвёртый вариант вообще поразительный. Из-за неосознаваемого страха перед доминантом особь по своей инициативе проявляет к нему все существующие формы умиротворения и подчинения. А добровольное выражение такого поведения – это ничто иное, как любовь. Любовь к доминанту может быть невероятно сильной и «ослепляющей», т.е. не замечающей его недостатков и преувеличивающей достоинства…»

«<…> Я думаю, что вы, читатель, теперь и сами можете разгадать загадку «почему тиранов любят». Тирания создаёт атмосферу страха. Человеку тяжело жить в постоянном страхе перед доминантом. И оттого, что его не видишь, не знаешь, чем он сейчас занят («А вдруг мной?»), страх только увеличивается. Настоящие тираны это интуитивно понимают и заполняют свои владения преувеличенными изображениями своей персоны: «Видишь, я – всюду, стою и смотрю на тебя». (Как тут не вспомнить гигантские статуи Сталина по всей стране или плакаты из книги Джорджа Орвелла «1984» - Большой Брат смотрит на тебя» - Л.Р.) Чем может помочь инстинктивная программа в этом безвыходном положении человеку? Только одним: переключиться на вариант любви к длительно и постоянно внушающему страх доминанту. (Щёлк, и теперь всё по- другому : «он во всём прав, он прекрасный человек и за твою искреннюю любовь сделает тебя приятным исключением. Убьёт последним. Или вообще не убьёт. Или даже скажет: «Вот человек, который любит меня горячо, искренне и бескорыстно»). Сразу жить становится легче, жить становится веселее. Теперь уж чем сильнее любовь, тем глуше страх.

<…> Речь идёт … о феномене искренней любви, и такой сильной, что когда тиран велит казнить человека (ни за что, просто подвернулся), тот умирает с криком: «Да здравствует тиран!»

Я давно подозревал, что именно страх и трусость лежат в основе любви к Иосифу Сталину. Может быть, первый толчок пришёл после прочтения книги Орвелла (не зря она была запрещена в СССР), где сомневающийся в политике власти человек был замучен пытками физическими и психологическими до такой степени, что начал «искренне любить Большого Брата». Но там было индивидуальное давление на особь…

Здесь же существовал феномен народной любви, не всеобъемлющей, конечно, но широко распространённой. Правда, большинство мыслящих людей после смерти Сталина, после разоблачения культа личности, после прочтения «Архипелага ГУЛАГ» и других пронзительных книг , расстались с иллюзиями о роли Сталина в построении так называемого социализма. Но самые напуганные, лично или генетически впитавшие абсолютный непреодолимый  страх перед тираном, продолжают демонстрировать абсолютную любовь. «Он взял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой…», Под его руководством мы выиграли войну…», «Он поднял сельское хозяйство, проведя коллективизацию…», «Он – часть нашей истории…».

По каждому из пунктов я мог бы аргументировано возразить, впрочем, за меня это сделали уже историки и исследователи . Гораздо важнее понять другое – о любви к Сталину  говорят те люди, в которых до сих пор живёт и существует неосознанный животный страх перед тираном…

И ещё немного цитат из В.Дольника. Главка «Сбрасывание монументов как лечебная процедура».

«<…> тираны ставят всюду свои преувеличенные изображения для того, чтобы вы жили в тревожном страхе. Эти памятники направлены против вас, против вашего психического здоровья и психологического комфорта. <…> И простейшее, чисто животное и самоисцеляющее от страха действие – разрушить истукана или унизить его, заставить лежать у ног (вспомните памятник Дзержинскому, орудию красного террора – Л.Р.) И не надо говорить, что народ разрушает памятники искусства. Тираны меньше всего заботились о том, чтобы их изображения были художественны. Они хотели, чтобы монументы были «величественны», искусство умышленно приносилось в жертву психотехнике. Убрать их – такая же врождённа потребность, как вытереть плевок с лица».

Я, конечно, не думаю, что людям легко будет признаться самим себе в том, что их поступками руководит обычный страх. Но нам, всем остальным, должно стать понятно, что не Сталин велик, а велик страх, который он сумел внушить населению. Страх, трансформировавшийся в любовь.

И хорошо бы, чтобы эту статью, а ещё лучше книгу Виктора Дольника  "Непослушное дитя биосферы" (Изд-е 4-е, дополненное. СПб: Черо-на-Неве, Петроглиф, 2004) прочли те политики, которые ратуют за восстановление памятника Дзержинскому и за увековечивание памяти генералиссимуса. Может быть, они сумеют побороть в себе неосознанный ужас и неосознанную боязнь.

Осветить – значит увидеть. Назвать – значит понять.


См. также на Когита!ру:

В Петербурге сняли Сталина с автобуса 187-к

На Невском проспекте задержаны участники антисталинской акции

АЖУРу отказали в антисталинской рекламе

Петербург, 5 мая 2010: автобус со Сталиным на борту - вылазка маргиналов?

Что думают об автобусе с рекламой Сталина законодатели и омбудсмен Петербурга?

Как относиться к автобусу со Сталиным?

Люди против Сталина

Сталинский проект: Не благодаря, а вопреки

 





 

относится к:
comments powered by Disqus