01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Лица

В Пскове появился «Другой Пушкин»

Вы здесь: Главная / Лица / Колонки / Елена Добрякова / В Пскове появился «Другой Пушкин»

В Пскове появился «Другой Пушкин»

Автор: Елена Добрякова — Дата создания: 09.02.2017 — Последние изменение: 10.02.2017
В Пскове проходит XXIV Всероссийский Пушкинский фестиваль. Организаторы постарались выбрать наиболее интересные спектакли по Пушкину и классикам русской литературы, представив самый широкий и необычный спектр театральных и философских подходов.

Театральная программа началась с «Пиковой дамы» знаменитого Коляда-театра из Екатеринбурга.

Спектакль вызвал полярные отклики. Был зритель, который кричал «браво» смелому прочтению повести Александра Сергеевича, превращенной в русско-немецкое либретто, где Германн оборачивается немцем в тулупе и валенках – эдакий микс неметчины в русском обличье. Видимо, наши культурные коды имеют нечто общее? А кто-то был возмущен грубыми сценами, например, когда выстреливает бутылочка с мутной жидкостью, завершая акт мастурбации главного героя.

Крайняя ли это степень свободы постановщика Николая Коляды или все же дурновкусица – решать зрителям и театральным критикам.

Второй спектакль «Фальшивый купон» по мотивам повести Льва Толстого того же театра продлил триумф брутальных приемов, бьющих публику по всем чакрам, особенно нижним: герои неустанно, очень громко и бодро распевали народные песни после каждого акта насилия, убийства. Возможно, режиссер этим особенно хотел подчеркнуть, что творчество связано с темными страстями - оно растет и ширится в русском народе от всего самого чернушного. Зритель, кажется, не очень понимал, аплодирует ли он раскаявшемуся душегубу Степану, «замочившему» 11 человек, или бесконечным песням и пляскам на сцене?  Безусловно, талантливый режиссер Николай Коляда умеет задеть за живое, но эстетика его – не для нежного зрителя.

Тема совести и прощения витает сегодня в воздухе. Режиссеры и герои пьес ищут ответы на извечные вопросы: прощения, очищения, прихода к свету через страдания.

На фото: момент награждения режиссера Небольшого драматического театра Льва Эренбурга за постановку «Братьев Карамазовых»

Кто только не брался за постановку «Братьев Карамазовых»! Особая интонация у премьерного спектакля Небольшого драматического театра в постановке Льва Эренбурга. Сотворен он с молодыми выпускниками Санкт-Петербургской театральной академии, в привычном для Эренбурга стиле постмодернизма. И минимализма. Декорация не меняется в течение действия – по центру на помосте торчащий столб – как крест, как дыба, на которую герои сами себя загоняют, сами себя на ней распинают. Все отношения спутаны, изуродованы, как и в романе Достоевского – ни в кого точно любовь не попадает, оттого все несчастны, все страдают. Персонажи постоянно кричат, визжат, громко смеются, бьются лбами, падают, калечатся. От полной безнадеги спасает ирония.

 Достоевский – вовсе не мой любимый автор, студенты уговорили взять его для постановки, и я не сопротивлялся. Для меня Федор Михайлович хоть и многопланов, но кажется прямолинейным, все ходы и образы лобовые, оттого и артисты играют наотмашь, с открытыми эмоциями и реакциями, - делится своими размышлениями режиссер Лев Эренбург (на фото наверху). – Думаю, страсти, которые вы видите на сцене, вполне присущи и нашему времени, просто выражают их сегодня люди иначе, в связи с техническим оснащением нашей жизни. Внутри мы также бурлим, жаждем ярких чувств, любви, и все мы, как ни крути, созданы для страданий и для искупления грехов. Потому для меня Достоевский актуален.

Спектакль добивается главного – сопричастности, сочувствия. Вечного пьяницу и жестокого скрягу Федора Карамазова (его играет единственный возрастной артист Константин Шелестун) хочется обнять и пожалеть. Он ведь раскаялся! Когда в финале звучат современные ритмы, и братья Карамазовы сбрасывают одежды и являются нам в белых трусах с памперсами, это не бессмыслица. Не только ирония. Эренбург говорит нам: они, и убивавшие, и спасавшие своего отца, все стали невинными детьми, и крест для них стал вершиной, с которой рукой подать до Создателя. И мы устремляемся туда же. С очищенной душой.

На фестивале прошла премьера Псковского драматического театра «Пиковая дама». Режиссер из Москвы Юрий Печенежский представил нам некую мистификацию, переместив действие в сумасшедший дом. При этом здесь бережно сохранен пушкинский текст, молодые артисты органично существуют рядом с ветеранами сцены. Заслуженной артистке России Мире Горской, сыгравшей Пиковую дому, исполнилось 90 лет!

Открытием для псковской публики стал независимый театральный проект «ББТ» из Петербурга, который представил очень смешную и мастерски сыгранную двумя актерами Екатериной Ионас и Михаилом Кузнецовым комедию «Кинпушкинпушкинпуш», представляющую из себя празднование 100-летие со дня смерти поэта в провинциальном музее-квартире. Режиссер Борис Бирман увязал в отличный клубок рассказы Аверченко, Зощенко, Хармса, Шергина, Терца. Отзывчивая псковская публика не скупилась на смех и аплодисменты.

В рамках фестиваля в галерее «Цех» открылась интересная выставка Марии и Наташи Арендт (на фото справа) «Другой Пушкин». Сестры являются потомками врача, лечившего поэта после дуэли. Выставка включает в себя вышивку, картины, коврики, аппликации, выполненные художницами с мягким юмором и бережным отношением к памяти о поэте. Тут же видеопроект и фотографии, где автором и моделью выступил известный московский галерист Александр Петрелли (на фото наверху), напоминающий обликом самого Александра Сергеевича.

Фестиваль продлится до 12 февраля 2017, в программе спектакли «Аленький цветочек» и «Пиковая дама» петербургского театра «Кукольный формат», «Снегурочка» новосибирского театра «Старый дом», «Пушкин. Сказки для взрослых» Центра драматургии и режиссуры (Москва). Будут показаны две «Сказки о рыбаке и рыбке»  московского Музея-театра «Булгаковский дом» и Санкт-Петербургского Театра-цирка «Монгольфьери». Петербургский театр «Приют комедианта» привозит «Смерть Тарелкина», а другой театр северной столицы «Мастерская» Г. М. Козлова – «Записки юного врача». Заявлена серьезная лекционная программа, в которой принимают участие известные театральные критики и педагоги Роман Должанский, Олег Лоевский, Маргарита Ваняшова, Константин Учитель, Майя Кучерская.

По составу заявленных театров и лекторов псковский Пушкинский фестиваль в очередной раз подтверждает серьезность исследуемых художественно-эстетических тем, верность традициям и смелый поиск экспериментального. 

Елена Добрякова

относится к: , , , ,
comments powered by Disqus