01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Лица

Досчитаться бы слонов…

Вы здесь: Главная / Лица / Колонки / Елена Добрякова / Досчитаться бы слонов…

Досчитаться бы слонов…

Автор: Елена Добрякова — Дата создания: 19.10.2017 — Последние изменение: 19.10.2017
В Театре юных зрителей задумались об экологии Земли.

Много ли мы, гуляя по городу, по его красивым улицам, перемещаясь в леса и луга, отправляясь на море и реку, думаем о состоянии нашей Земли? О том, насколько замусорена она там, куда не простирается наш взор? И как удручающе выглядят анализы воды в водоемах, показывающие большое количество промышленных отходов? Слушая пение птиц и кормя белок орешками, мы радуемся их приятному соседству с нами. И, конечно же, нам не хочется думать о том, что за последние десятилетия природа по вине человека потерпела сокрушительный удар: исчезли разные виды животных, мы например, никогда не увидим уже черных носорогов, туров, яванских тигров или тасманийских волков. Их просто нет. Это как если бы пропала целая фамильная династия: вот были Петровы или Андреевы, а теперь их нет.

В ментальности людей, а петербуржцы здесь довольно показательная часть населения России, не наводить чистоту дальше двери своей квартиры или дома. Во многом потому столь обшарпаны дворы и парадные, так замусорены тротуары. По той же причине, объяснили мне в ЖЭКе, почти не ставятся урны на улицах: все равно туда вынесут мешки из дома, люди не захотят утруждать себя поисками мусорного контейнера.

В любви к кошкам петербуржцы, кажется, впереди планеты всей. Но сердобольно кормя кошек фаршем и рыбой, они порой не думают о том, что делать это надо исключительно на улице, а не в парадных и подъездах – иначе животные превращают эти места в отхожие, и ароматы стоят еще те! И спасать надо уже людей, а не животных.

И вот в этом хаосе городской жизни находятся те, кто упорно ищет ящики с раздельным сбором пластика, бумаги, пищевых отходов, кто вешает на дверях жильцов правила соблюдения гигиены в общественных местах. Эти люди маниакально следуют установленным личным правилам и ведут долгую, кропотливую и часто неблагодарную работу по разъяснению согражданам необходимости цивилизованного подхода к бытовой жизни.

Думается, для разрешения экологических проблем любые формы подойдут. От социальной рекламы на придорожных баннерах, объявлений на дверях парадных, газетных статей, публикаций в интернете до кинофильмов, галерейных перформансов и театральных спектаклей. Капля, как говорится, камень точит.

Один из самых лучших фильмов «Дом – планета Земля» о замусоривании планеты снял Люк Бессон. Тревожное воззвание представляет собой документальная картина Кандиды Брэди «Мусор»: что будет с нами дальше, если мы так же бесконтрольно и бездумно будем выбрасывать тонны пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов и все это бесконечно будет пополнять горы свалок, берега озер и рек,создавать целые острова из токсичных отходов, крышки и прочий мусор будет попадать в желудок птиц, и они будут умирать от этой человеческой привычки все выбрасывать, не утилизируя, не убирая за собой следов на Планете.

Конечно, не от нас многое зависит. Один человек или даже сотня не построят перерабатывающий завод пластика и бумаги. Но и молчать о проблемепреступление. Вот тут начинается зона личной ответственности каждого.

В зоне ответственности за экологию оказалась молодой петербургский режиссер Евгения Сафонова. В драматурге Асе Волошиной, художниках-сценографах Маше Небесной и Жене Исаевой, а также среди 12 актеров Театра юных зрителей им. А. А. Брянцева она нашла единомышленников. Вместе они создали спектакль «Лицо Земли». Премьера его состоялась недавно в ТЮЗе.

Главной задачей было достучаться до молодого зрителя без назиданий и поучений.

«Лицо Земли» это не игровое действие, там нет сюжета, диалогов, отсутствуют персонажи. Перед зрителями возникают молодые люди, которые предельно нейтрально сообщают нам о том, какие виды животных населяют землю, сколько миллионов лет назад зародилась наша планета и жизнь на ней, и какое это чудо, что некая цепочка атомов и молекул соединилась в нужный ряд и возникла Земля. Вернее, нам не говорят, что это чудо и волшебство – этот вывод зритель сделает сам. К этому подталкивает космический вид сцены с некоей полусферой, перспектива, уходящая вдаль и вширь, кадры на экранах – виды нашей планеты, животных, на ней обитающих.

Возможно, если бы 2017 год не был объявлен годом Экологии, этот спектакль бы не появился, и дело тут не в конъюнктуре, а в том, что это обстоятельство помогло осуществиться моей давней задумке и высказаться на больную и нужную тему, говорит Евгения Сафонова. – Я очень благодарна ТЮЗу, что здесь услышали мой зов и дали претвориться идее.

Участвовать в спектакле, где не надо играть в привычном смысле, – было новым опытом для меня, – делится молодой артист ТЮЗа Никита Марковский. – Стояла задача уйти от нарратива, от поучений. В то же время это не должно было выглядеть как комментарии к научно-познавательным передачам. Тому, что ты сообщаешь со сцены в зрительный зал, о больных темах нашей Земли, ты, с одной стороны, сопереживаешь, а с другой, в интонации не должно присутствовать страдания, агрессии, нажима. По себе знаю, что назидание вызывает отторжение, тем более, у молодых людей, к которым, прежде всего, направлено наше обращение. Наш спектакль – это такой энергетический поток, который призван разбудить сознание и воображение.

Меньше всего мы хотели, чтобы наш спектакль воспринимали как учебник по экологии, – говорит драматург Ася Волошина. – Мы уверены в том, что интересны и важны не только темы экологии сами по себе, а история планеты, ее создания. Насколько нам удалось быть увлекательными, нам трудно судить, но в любом случае была задача представить реально существующее, а не какое-то сказочное сочинение. Хотелось передать мощь и естество Земли. Каждый из нас может вспомнить свое пребывание наедине с космосом и ощущение, что это все дико захватывает, и в детстве оно было особенно острым. Мы попытались говорить с подростками без всяких скидок. Описать потери Земли, раны обнажить, возможно, вызволить людей из толстокожести восприятия.

Материал к спектаклю подбирался в архивах, в новейших публикациях, в Интернете, в научных изысканиях. В спектакле есть глава "Изменение сознания", над которой, по словам драматурга, создатели бились дольше всего. Есть такая область знаний – биомимикрия – она существует на стыке технологий и науки. Ученые пытаются брать какие-то механизмы из природы, моделировать все, что угодно - от скоростных поездов до систем орошения. Например, стоило присмотреться к зимородку, чтобы понять, как решить проблему вхождения с неимоверным шумом поезда в тоннель - надо было просто повторить формы птицы, которая ныряет в прорубь без брызг. Или вот жук, ползающий по пустыне и собирающий конденсат, он подсказал ученым из Америки, как можно рационально построить систему орошения. Человеку полезно учиться у природы, ведь нашим технологиям совсем немного лет, а природа оттачивает себя тысячелетия и миллионы лет.

Мы не ставили своей задачей кого-то исправить своим спектаклем, говоря о сберегании видов животных или сборе мусора, но если это кого-то сподвигнет задуматься и сделать хотя бы маленький шаг, сделать свой личный выбор, как ему жить дальше, это уже большое достижение, – говорит актриса Анна Мигицко. – Для меня многие вещи в пьесе были открытием: и по поводу животных, и космические вещи. Много друзей, ровесников приходили – это молодые театральные режиссеры, кинорежиссеры. И никто не остался равнодушным. Подруга сказала, что не могла спать два дня. Смотрела на людей с удивлением: как же вы так спокойно живете, а планета гибнет? Оказалось, что такое прямое воззвание имеет сильное воздействие. А главное, что я поняла и что хотелось передать в спектакле: земля это не камень, это живое существо, дышащий организм. Это система, которую мы не можем полностью охватить сознанием. И человек вовсе не должен себя чувствовать центром Вселенной. Люди это лишь составные части большого единого организма. Мы равны с носорогами и слонами, и мы не должны доминировать. Если бы люди это поняли, то не было бы войн, распрей на земле. И мы бы не уродовали так Землю, потому что мы ее часть, мы тоже ее лицо.

Я не сразу понял идею спектакля, – рассказывает актер Константин Федин. – Позднее уже осознал, как это важно, о чем мы говорим со сцены. И хотя мы своим спектаклем мало что можем изменить, это утопия так думать, но важно, чтобы мы дали пищу для размышлений. И чтобы каждый человек сделал свой личный выбор, как ему жить дальше. Будет здорово, если люди, выйдя из зала, начнут ощущать Землю иначе, и будут писать это слово с большой буквы. А там, глядишь, о чем-то еще задумаются.

Результат спектакля для артистов ТЮЗа в ходе подготовки спектакля «Лицо Земли» оказался довольно предсказуемым: несколько человек стали собирать мусор раздельно. Никита Марковский начал собирать батарейки, которых очень много скапливается после мюзикла, идущего в ТЮЗе «Кентервильское привидение», и сдавать в утилизацию. Некоторые актрисы решили отказаться от ношения шуб. Дружно решили отказаться от приобретения сувениров и безделушек из бивней слонов, ибо из-за этого слонов нещадно убивают. Разве хочется приблизить то время, когда слонов может на остаться на Земле?

 

Елена Добрякова

Фото Натальи Кореновской

 

comments powered by Disqus