01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Лица

«Все отцы – мои»

Вы здесь: Главная / Лица / Колонки / Елена Добрякова / «Все отцы – мои»

«Все отцы – мои»

Автор: Елена Добрякова — Дата создания: 05.07.2017 — Последние изменение: 05.07.2017
Участники: Наталья Кореновская, фото
Одну четкую особенность амплуа Веселова заметили все постоянные зрители ТЮЗа имени Брянцева. Он играет практически всех отцов в спектаклях. Но все его отцы разные... Елена Добрякова представляет портрет актера Артемия Веселова.

Артемий Веселов из потомственной артистической семьи: папа драматург и режиссер кукольного театра, мама была актрисой театра кукол. Единственному сыну тоже прочили будущее кукольника. Но он выбрал другую стезю – драматический театр, причем прицельно пошел учиться к мастеру Андрею Андрееву, который в ту пору, в конце 1980-х, был главным режиссером Театра юных зрителей и ставил замечательные спектакли, которые буквально поражали воображение мальчишек и девчонок: «Ундина», «Эвкус», шла и чудесная постановка Зиновия Корогодского «Не уходи никогда». Среди этих преданных зрителей был и Веселов.

Артемий выдержал в Театральный институт конкурс в 280 человек на место. Поступил с первого раза. Необычайное счастье? Правда, оно стало соседствовать с нищетой. В 1989-м в стране случился политический и экономический слом. Многие творческие люди были вынуждены оставить свою работу. Не миновала сия чаша и родителей Артемия: семья должна была каким-то образом выживать, родителям пришлось осваивать смежные профессии. Еще учась в старших классах школы, Артемий увлекался рок-музыкой, и вовсю играл в клубах, ресторанах, зарабатывая немалые деньги. Из-за учебы в Театральном институте музыку пришлось оставить.

И все равно это были очень счастливые годы – годы постижения профессии. Любимыми учителями для Артемия на всю жизнь остались Людмила Владимировна Чеснокова и Давид Лазаревич Либуркин. Либуркин научил работать с текстом, с ролью, серьезно относиться к репликам, к интонациям: как сыграть точку, запятую, многоточие. Сегодня Веселову эта наука очень помогает на дубляжах, так как его часто приглашают озвучивать роли в кино. Кстати, мало кто знает, что роль Траволты в «Криминальном чтиве» Квентина Тарантино озвучивал Артемий Веселов. Чеснокова воспитала отношение к работе, оно всегда должно быть позитивным: ты можешь прийти с поганым настроением, но оно не должно влиять на твою работу. Педагог по речи, автор многих книг, Юрий Андреевич Васильев научил играть на сцене.

В ТЮЗе Веселов начал свою карьеру с роли царя Ирода в спектакле Андрея Андреева «Пришло-прикатило Рождество Христово». Андреев называл молодого артиста мальчишом-плохишом – видел его именно в ролях характерных и большей частью отрицательных героев. Очень хотел, чтобы Артем сыграл Митрофанушку в «Недоросле». И говорил, что в 50 лет Веселов станет новым Евгением Лебедевым, выйдя из амплуа мальчиша-плохиша. Что ж, осталось подождать пять лет.

В послужном списке Веселова множество ролей разного плана: и комических, и трагических, и мелодраматических, эпизодических и главных. Из самых неожиданных можно вспомнить две роли Веселова в тюзовском спектакле Бориса Павловича «Титий Безупречный». Там Артемий играл Сгустка непонятной физической формы и врача-психиатра-убийцу – как две ипостаси человеческой сущности. Артемия привлекают режиссерские эксперименты, в которых актеру предоставляется возможность раскрыться с самых неожиданных сторон. Он вспоминает работу с Натальей Лапиной, выпустившей в on-театре «Пепел».

Сегодня Веселову интересна его роль Беранже в спектакле Андрея Калинина и Николая Рощина «Носороги» по Ионеско.

Спектакль очень графичен, используются только четыре цвета: белый, черный, серый и красный. Абсурдизм пьесы Ионеско усиливается интересным решением художника-сценографа: все действие происходит по окружности сцены ТЮЗа, внутри которой на крутящемся круге, как на арене, сидят зрители, и их «подвозят» к очередной сцене.

Роль мне дается непросто, потому как по режиссерской задумке я должен добиться существования сухого, отстраненного, делится Артем Веселов. – Я очень хорошо вижу всех зрителей, слышу их дыхание, наблюдаю реакцию, и не могу оставаться безучастным. Мне кажется, и сама пьеса не располагает к формальному существованию. Спектакль, хоть и поставлен больше года назад, все еще продолжает выстраиваться, наполняться жизнью, и моя роль видоизменяется.

Из самых любимых в сегодняшнем ТЮЗе Веселов называет роль Ангела, он же Баба, в спектакле Натальи Лапиной «Начало. Рисунок первый». Это клоунада по Библии. Пять ангелов воспитывают Адама, текста нет, у каждого ангела свои буквы, кто-то тянет «э-э», кто-то – «о-о» или «а-а». Веселый, наполненный юмором и доброй иронией, европейского уровня спектакль живет уже больше десяти лет и очень любим молодежью. Это не первый опыт Веселова в клоунаде. В течение 15 лет артист играл в эксцентричном спектакле Дмитрия Масленникова «Любовь к одному апельсину». Там действовали два персонажа Принц и его слуга, которые идут в поход. Принца играл Артемий Веселов, слугу Дмитрий Логачев, приключения своим героям актеры придумали сами. Спектакль, наверное, шел бы и по сей день, но Принц слишком повзрослел, и ему физически стало трудновато выполнять бесчисленные трюки. А еще была роль Труффальдино в «Зеленой птичке» Григория Дитятковского, где Веселов сумел придать своему образу эксцентричность, остроумие и неистребимую находчивость. Совершенно особой яркой историей можно считать роль Помощника режиссера и дирижера Саймона Стимпсона в спектакле режиссера Михаила Лурье «Наш городок» по Уайлдеру.

Тяготение к эпатажности, сегодня уже принявшее форму более солидной и мудрой игры, точно почувствовал режиссер Виктор Крамер, когда распределял роли в мюзикле «Кентервильское привидение», поставленном в ТЮЗе. Веселов играет там лорда Кентервиля, которого упрятали в сумасшедший дом, он блуждает в лабиринтах своего подсознания, пытаясь соединить прошлое с настоящим. Роль небольшая: лорд появляется вначале на пять минут и в конце – на три. Но забыть этот персонаж невозможно, он как бы ось этой мистической истории о привидении, которому требуется понимание, прощение и бескорыстная любовь, тогда все встанет в старинном замке на свои места.

У Веселова и его персонажей есть общее свойство замыкать на себе главные мысли произведения, вовсе не всегда быть праведным, но выступать неким метрономом событий. Вот таким житейски мудрым, лукавым, бывалым предстает в его исполнении пушкинский герой – слуга Лепорелло из главы «Дон Жуан» в спектакле «Маленькие трагедии», поставленном в ТЮЗе Русланом Кудашовым. Его Лепорелло повторяет рисунок игры народного артиста России Игоря Шибанова, первого исполнителя роли слуги. Для Веселова – честь играть в пару с Шибановым, и здесь тот редкий случай, когда от найденного образа не хочется отходить, настолько он точен и обаятелен.

Мне очень нравится спектакль Кудашова, он игровой, зрелищный, там есть что играть – состояние, движение, эмоциональные переходы, говорит Веселов. – И пушкинский текст глубок, и режиссер насытил действие новыми смыслами, по сути вселенского масштаба.

Возможно, переход от мальчиша-плохиша к мудрецу или по крайней мере к человеку сильно задумывающемуся над философией жизни, уже давно произошел. Просто никто особо это не фиксировал, не разбирал траекторию движения актерской судьбы Артемия Веселова. В ТЮЗе имени Брянцева нет деления на супер-прим и мастеров эпизода, как говорится, сегодня ты играешь ноги коня, а завтра – Гамлета. Но вот одну четкую особенность амплуа Веселова последних лет десяти заметили наверное, все постоянные зрители ТЮЗа. Артемий играет практически всех отцов в спектаклях: это и «Вино из одуванчиков, или Замри», (где в женах у Веселова его реальная супруга – Василина Стрельникова), это «Повесть о господине Зоммере», и «Чудеса в Моми-доме», и одна из последних премьер – «Зима, когда я вырос». Но все его отцы разные. В «Вине» отец – человек несчастный, зацикленный на своих рыбках, в «Зоммере» – скандальный, активный, зараженный лошадьми, в «Моми-доме» – трогательный и добродушный. В «Зиме, когда я вырос» по повести голландского писателя Яна ван Гестела – запутавшийся, исстрадавшийся, осознающий свои ошибочные шаги. Кстати, для этой роли актеру пришлось дописывать не меньше трех страниц текста, которого не хватило в инсценировке молодого режиссера Артема Устинова, чтобы образ заиграл более яркими красками.

Веселов обожает ТЮЗ, из которого никогда не уходил с момента учебы и работы здесь, и никогда не пожалел о своем выборе. Он очень любит коллег по театру, говорит, что здесь нет интриг, нет зависти к чужим ролям. По воплощению себя на сцене, думается, Артемий Веселов еще не достиг потолка, в нем кроется потенциал куда более мощный, чем сегодня может увидеть зритель. Но время есть. Впереди по крайней мере пять лет до заветного состояния нового Лебедева, о котором упорно говорил Андрей Андреев. Наберемся терпения.

 

Елена Добрякова

Фото Натальи Кореновской

относится к: ,
comments powered by Disqus