01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Лица

Владимир Костюшев: Возможно ли в России антивоенное движение?

Вы здесь: Главная / Лица / Колонки / Владимир Костюшев / Владимир Костюшев: Возможно ли в России антивоенное движение?

Владимир Костюшев: Возможно ли в России антивоенное движение?

Автор: Владими Костюшев — Дата создания: 30.03.2010 — Последние изменение: 03.04.2010
Петербургский социолог Владимир Костюшев, профессор СПб филиала ГУ-ВШЭ, опубликовал свои тезисы доклада в Смольном институте свободных искусств и наук, состоявшегося 15 марта 2010.

Первоисточник: раздел заметок Владимира Костюшева на личной странице в сети ВКонтакте.ру


Об авторе

Возможно ли в России антивоенное движение? (структура политических возможностей, мобилизационные ресурсы и ценностные основания массового антивоенного проекта)   
Доклад в Смольном институте свободных искусств и наук, 15 марта 2010 г.    

1) Тема сводится к пониманию условий возможной негативной солидарности - против насилия, и позитивной солидарности - за мирное разрешение социальных конфликтов - в обществе насилия и эгоизма - возможна ли подобная массовая солидарность – в т.ч. в   форме антивоенного (антинасильственного) массового движения?  

2) Предлагается социологическое прочтение темы - через социологические концепции, обозначаемые понятиями: относительная депривация, структура политических возможностей, мобилизация ресурсов, ценностные конфликты, культурные конвертации;  

3) Предполагаемый ответ: нет, невозможно - как массовое   традиционно понимаемое движение в формате классических движений ХХ века, но возможно - в новом неклассическом формате начала ХХ I века. Гипотеза неклассических общественных движений, предположение базовой матрицы и сценарий их форматировании в настоящее время.  

4) Новый формат общественного движения и форматирование новых солидарностей – обусловлен   новыми международными, национальными и региональными условиями – новой глобальной сцены и локальных сцен, глобального и локальных сообществ – международной, военной, национальной, локальной.  

5) (1) международной сцены - глобализации международного контроля военных конфликтов, элиминирующих, кстати, локальные протесты, (2) военной сферы - усиления силовых стратегий разрешения локальных конфликтов как со стороны международных институтов, так и со стороны отдельных государств - силовые и военные практики разрешения конфликтов доминируют над переговорными, (3) российской политики наведения порядка в условиях слабости и дисфункциональности силовых структур, прибегающих в связи с собственной слабостью прежде всего к силовым действиям - метафора "мочить в сортире" выражает эту квази-государственную политику,  (4) российского политического поля в гражданском секторе – неразвитость, дисфункциональность гражданского сектора в целом,  

6)  историческое состояние ментальности общественности, сводимое к доминирующей ценности проснувшегося индивидуализма - от превращенных форм примитивного эгоизма до массового небрежения законом в угоду благополучия - в нормах обычного права и повседневно закрепленных рутинных практик, обусловленных разрушением советских институциональных структур коллективности и социальных сетей взаимной поддержки и взаимопомощи,  

7) доминирование в повседневной жизни индивидуалистических неправовых практик выживания - в условиях нищеты и бедности - в ситуации разрушения/дисфункциональности институтов социальной защиты, от пенсионного обеспечения до заработной платы,  

8) опасность протеста, затрагивающего интересы Левиафана, пытающего примитивными силовыми методами наводить порядок; формы протеста подавляются с большей жесткостью и жестокостью для протестующих, чем по отношению к собственно внеполитическим девиациям системы - поскольку они угрожают самому военизированному Левиафану,  

9) возможность нестандартных форм солидарности на основе ценностей эгоизма и радикального индивидуализма - при условиях: (1) структуры политических возможностей, выражаемых в конфликте властных групп, открытости/закрытости власти, системной институциональной оппозиции в сочетании с внесистемной радикальной оппозицией, функциональности коммуникаций, *резонансных* событий в контексте массового нарушения прав, (2) мобилизационных ресурсах: не только люди, деньги, etc ., но и - потенциал, дискурс, репертуар протеста – остаются неразвитыми, (3) ценностных конфликтов, формирующихся в настоящее время - *вертикальных* (между поколениями) и *горизонтальных* (между ценностно различными группами/практиками - с неясной перспективой доминирования) - перспектива одного-двух поколений - связанная с политической цикличностью, прежде всего с незавершенностью политических циклов в новейшей политической истории России.

Другие публикации Владимира Костюшева на Когита!ру:

Социальный протест как предмет академических исследований: социологическое понимание

Вторая волна социального протеста и возможности демократической оппозиции в России

Участие молодежи в российской квази-политике исследуют в ГУ-ВШЭ