01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Лица

Еще раз о 2012-м

Вы здесь: Главная / Лица / Итоги / Еще раз о 2012-м

Еще раз о 2012-м

Автор: Татьяна Косинова Дата создания: 02.03.2013 — Последние изменение: 03.03.2013
Прошлый год в русской истории до сих пор не отпускает тех, у кого породил бесплодные надежды. В отличие от опыта "стабильности", отбившего охоту к любой рефлексии, о нем хочется писать и говорить.

Ранее на Когита!ру Итоги 2012-го 

Этот долгий, «допетровский» год, принято исчислять с 24 сентября 2011, когда Путин объявил о «давно запланированной» рокировке с Медведевым и своем возвращении на роль главнокомандующего. Однако неожиданно выяснилось, что он уже не мачо-спаситель, «ходячий гимн здоровью», а накачанный ботоксом пенсионер - к осени 2012 его проблемы со здоровьем стали очевидны всем.

« В 2000 году Россия влюбилась во Владимира Путина. Увещевать ее было бесполезно. Он низкого происхождения, у него дурные манеры, у него темное прошлое, он грабит тебя... Ей было всё равно. Она была влюблена. Он унижал ее, он даже иногда ее бил. Но она не обращала внимания, потому что была влюблена. Но прошло двенадцать лет, и она разлюбила. Бессмысленно обращаться к разуму. Бессмысленно указывать ей на отсутствие альтернатив. Бессмысленно спрашивать, почему она разлюбила именно сейчас, и кто вместо него. Она разлюбила…» - писал журналист Валерий Панюшкин в декабре 2011 в своем блоге в livejournal.com. (Никакой всеобщей любви, строго говоря, не было, был успешный пиар и ловкие спекуляции на некорректно проведенных опросах. Но красоту высказывания Панюшкина не разрушить возражениями.)

Тогда Путин решил навязать себя насильно. Политический режим окончательно утратил разумность и вменяемость, а протест в России стал и остается до сих пор преимущественно антипутинским. Чтобы сказать «Путин очень плохой», как на одном из самодельных плакатов в Петербурге прошлой зимой, на улицы вышли десятки тысяч людей.

 

Это был год больших надежд и «большой ясности», по выражению актера Максима Виторгана. Он начинался на подъеме: очень многие люди почувствовали себя гражданами, от которых что-то зависит в стране. Многих, наконец, возмутили цинизм и аморальность власти, как бы не замечаемые прежде, их стали называть «рассерженными горожанами». Тысячи россиян открыто заявили о желании перемен. Радует то, что это были в большинстве своем люди молодые, которых, казалось бы, политика, выборы, власть до сих пор устраивали или вообще не интересовали. Это воодушевляло. На сцену выходит постсоветское поколение, живущее вне логики страха, для которого уже не «страх является рамкой восприятия действительности» (выражение директора Левада-Центра социолога Льва Гудкова).

Уровень гражданской активности и вовлеченности людей в политику, социальную жизнь, общественные проблемы сегодня не сравним с тем, что было два года назад.

В 2012-м политизировались даже совсем юные граждане: интересоваться выборами стали дети в начальной школе. Одноклассники моей дочери (тогда это был 4 класс) обсуждали политические предпочтения родителей, прямо на уроках расспрашивали своих учителей, за кого они будут голосовать на выборах президента. Наибольший интерес детей, особенно девочек, вызывал олигарх и кандидат в президенты Михаил Прохоров. 2 марта 2012 моя одиннадцатилетняя дочь, еще не начавшая проходить в школе историю Древней Греции времен Перикла, сказала: «Мы политики, мама. - (В каком смысле, спрашиваю). – В том смысле, что мы интересуемся политикой».

Что бы ни говорили о «марионеточности» фигуры Прохорова, его участие в президентских выборах и его результат на них были неожиданными для власти. Ко второму месту Прохорова в Москве, Петербурге и других мегаполисах тут не были готовы. Если бы результаты мартовских выборов не были сфальсифицированы, в Петербурге, так же, как и в Москве, должен был состояться второй тур: Путин – Прохоров.  К концу 2012-го положительно о его новой партии «Гражданская платформа» стали писать самые авторитетные политические аналитики, например, Григорий Голосов.

 

Протест кардинально переменил участь некоторых известных петербуржцев. Он стал моден, в него перешли некоторые топ-персоны из гламура, например, Ксения Собчак, дочь первого петербургского мэра, ресторатор, актриса, топ-менеджер и теле-дива. Бывший министр финансов петербуржец Алексей Кудрин после рокировки ушел из правительства и создал Комитет Гражданских Инициатив. 

Все критиковали выборы Координационного совета оппозиции в декабре 2012, кто за опоздание, кто за бессмысленность – мол, «протест уже слили». Но от этого КС не перестал быть первой попыткой институционализации протеста в России, первой попыткой оппозиционеров начать учиться компромиссу и главным экспериментом  2012 года в проведении альтернативных выборов. Пока заседаниям КС еще далеко до польского «круглого стола» 1989 года – в них не участвуют власти, но они и без того стали фактом политического ландшафта. 

 

Начиная с мая 2012, действия властей представляли собою наглядный пример для аксиомы политической теории: чем менее легитимен режим, тем более он репрессивен. И каждый новый указ, операция и процесс против оппозиции до сих пор становятся хроникой этой нелегитимности. Слово «либеральный» окончательно стало ругательным, определение «демократический» - относящимся исключительно к оппозиции. Шутки в сторону: в стране автократия. Правда, такая же картонная и ходульная, как прежде «суверенная демократия»: одни декларации, настоящих репрессий, как и реформ, проводить некому – «верхи не могут».

 

Однако кое-что им все же удается. Самым серьезным проигрышем 2012 года, который имеет существенное влияние на исторические исследования и работу архивов, на мой взгляд, следует считать поражение защиты в архангельском деле историка Михаила Супруна и бывшего начальника архива Управления Министерства внутренних дел в Архангельской области Александра Дударева. Процесс длился почти три года, в июне 2012 стало известно о том, что он проигран и в Конституционном суде.

Профессор Супрун занимался составлением базы данных немецких ссыльных в Архангельске и в сентябре 2009 был обвинен ФСБ в разглашении их личной и семейной тайны. Главным аргументом обвинения стал тезис о том, что сведения о репрессиях являются фактами частной жизни репрессированного и потому должны быть закрыты для исследователей. Иными словами, если гриф секретности на гулаговских документах нельзя сохранить под эгидой государственной тайны, нужно изменить формат тайны на личную и семейную.

Архивист Дударев, по мнению ФСБ, превысил свои полномочия, когда не отказал исследователю в доступе к документам своего архива. Таким образом, заказ ФСБ на закрытие архивов для исследователей истории репрессий и истории Гулага в СССР был выполнен: с ноября 2009 архивы ФСБ и МВД закрыты во всей стране. В этой ситуации работа общества «Мемориал» становится такой же актуальной, как в начале 1990-х – сегодня опираться приходится на частные и альтернативные документальные собрания и на то, что наработано и скопировано в короткий либеральный период при Ельцине.

 

Многие считают, что 2012-й останется в истории как год процесса над "Pussy Riot". Российские власти сделали все для того, чтобы три девушки, 21 февраля 2012 попрыгавшие 20 секунд в балаклавах на амвоне храма Христа Спасителя, стали всемирно знамениты и популярны больше всех представителей современной российской культуры. Олег Зинцов пишет 28 декабря 2012 в газете «Ведомости», что «в России не осталось никакого искусства, кроме политического». Процесс показал, что «власть жестока и мстительна и суд всегда на ее стороне, что милосердие не свойственно ни церковным властям, ни большей части их паствы. А в обществе есть не только недовольные союзом церкви и государства, но и воинствующие безбожники. Невеселый спектакль получился, но сильный. Обогативший словарь года воинственным архаизмом «кощунницы» и бессмысленным словосочетанием «панк-молебен» (из редакционной статьи газеты «Ведомости», 28.12.2012).

 

2012 - самый креативный в последнем двадцатилетии год по выражению воли народа в лозунгах, кричалках, плакатах, перформансах. Лозунгом 2012 года стала фраза петербургского поэта Павла Арсеньева «Вы нас даже не представляете». Слова к главной песне протестного 2012-го - «Стены рухнут» - написал московский поэт и левый активист Кирилл Медведев. Вслед за Яцеком Качмарским он взял за основу музыку Луиса Льяка и добавил свой рефрен: «Давай разрушим эту тюрьму, здесь этих стен стоять не должно…».

«В прошедшем году в публичное пространство, на улицы, площади, в социальные сети, вышло слово трех разных видов – пишут Григорий Дашевский и Анна Наринская в статье «О чем речь» (журнал  "Коммерсантъ Weekend" за 21 декабря 2012 http://kommersant.ru/doc/2092137). - Первый вид — остроумное слово... Остроумные плакаты, хотя и приносились на городские площади, в толпу из десятков тысяч человек, предполагали, что все вокруг — свои, с общим чувством смешного и с общим выбором мишеней для смеха. Даже и вынужденно немая прогулка писателей была остроумным жестом, адресованным читателям этих писателей — т.е. кругу хоть и широкому, но принципиально ограниченному. Второй вид — прямое, ясное, взволнованное слово, обращенное уже не к своему кругу, а к чему-то хорошему и разумному в каждом человеке. Фактически аудитория такого слова может быть крохотной, но никакой заведомой границы у нее нет. Такими были лекции на бульварах — недвусмысленные и общепонятные, как всякое просветительское высказывание, такой была исполненная в автозаке группой "Аркадий Коц" песня "Стены рухнут", почти мелодраматическая в своем обращении к лучшим чувствам слушателей и слушательниц. И наконец, третий вид — слово, понятное абсолютно всем, но по-своему и заново проводящее границы внутри этих всех, возбуждающее в одних лучшие, а в других худшие чувства. Таким — с непредсказуемыми последствиями — словом был рефрен панк-молебна "Богородица, Путина прогони!". По первым двум видам слова, как по линиям на графике, можно, наверное, следить за умонастроениями, узнавать, чего сейчас в воздухе больше — уютной веселости или энтузиазма. А за третьим видом следить невозможно — слово с непредсказуемыми последствиями и само появляется тоже непредсказуемо».

Последний петербургский хит появился 13 января 2013 на митинге против принятия «антисиротского» закона или «закона подлецов» (так сразу называли спешно принятый в ответ на американский «Акт Магнитского» новый «путинский декрет», запрещающий американцам усыновление российских сирот-инвалидов) – это плакат «Вова, нам с тобой хреново». 

 

В 2012 российское телевидение, за редкими исключениями, стало механизмом откровенной пропаганды советского образца и подспорьем спецслужб, а интернет - основным пространством высказывания. Впервые главный сайт рунета «Яндекс» обошел по аудитории главную телевизионную кнопку страны – «Первый канал». Обозреватель газеты «Ведомости» Ксения Болецкая считает, что в наступившем году «Яндекс» обгонит «Первый» и по выручке. В интернете процветает тележурналистика: на сетевой ТВ «Дождь» перекочевали лучшие телевизионные кадры страны.

В последние два года в интернете стали реализовываться сатирические и документальные проекты. Особенно стоит отметить два постоянно балансирующих над пропастью авторских коллектива.

Еженедельный mockbuster «Гражданин поэт» возродил у нас острую политическую сатиру. Продюсер Андрей Васильев (один из бывших главных редакторов газеты «Коммерсант») на деньги олигарха Михаила Прохорова около года снимал и публиковал каждый понедельник небольшие видеоролики, в которых известный актер Михаил Ефремов читал политические сатирические стихи на «злобу дня», написанные поэтом, писателем и журналистом Дмитрием Быковым на манер хрестоматийных текстов русских и советских поэтов. Каждый понедельник – новый поэтический памфлет о «тандеме» или его камарилье в стиле Пушкина, Бродского, Мандельштама, Некрасова, Маяковского и т.д. Всего 51 клип, авторы называли их «номерами художественной самодеятельности». За неделю каждый новый ролик набирал сотни тысяч просмотров, лайков и перепостов, мгновенно становясь любимцем сетевого фольклора. Трио Васильев-Ефремов-Быков, объездило с «живыми» концертами полстраны, собирая многотысячные залы, всюду имея аншлаги. По выражению журналиста Юрия Сапрыкина, эти «любимцы славы» «при всей своей вселенской популярности, реально ходили по краю».

Торжественные похороны проекта состоялись 5 марта 2012 года, на следующий день после последних президентских выборов, клипом «На смерть проекта. Возвращение сталинских времен». Михаил Ефремов в сталинском френче, с трубкой и в сопровождении грузинской песни «Сулико» с характерным акцентом читал:

« <…> Как символично, видит Бог,

Что все у нас наоборот,

Что ваш проект сегодня сдох,

А мой, напротив, восстает!  

Сегодня, в пятый день весны,

Хотим мы или не хотим,

Не только контуры ясны,

Но даже запах ощутим.  

Прошла волна лихих годин,

Десятилетий череда,

А я, поэт и гражданин,

Опять не делся никуда.   <…>»  

 

Второй независимый проект – документальный фильм-хроника «Срок» - родился в 2012-м. Это работа молодых, но известных и уже титулованных режиссёров Павла Костомарова и Александра Расторгуева и журналиста НТВ Алексея Пивоварова о лидерах протестов в России после президентских выборов. Его производство осуществляется на личные средства авторов. С 21 мая 2012 проект имеет онлайн-двойник: эпизоды будущего фильма, смонтированные без комментариев, постоянно выкладываются в интернете, начиная с января 2013 кроме youtube.com еще и на lenta.ru. На 8 февраля 2013 выложен 301 эпизод.

7 декабря 2012 в квартиру Павла Костомарова, где хранится архив проекта и происходит  монтаж сюжетов, пришли следователи прокуратуры с обыском по уголовному делу о беспорядках 6 мая 2012 на Болотной площади в Москве. Состоялся допрос Костомарова в Следственном комитете.  Проект «Срок» был на месяц приостановлен, но, по счастью, возродился в январе 2013. Съемки должны продлиться до конца 2013 года.

 

Главное открытие и сухой остаток 2012 года в северной столице тоже связан с выборами – ассоциация "Наблюдатели Петербурга". Она объединяет несколько сот гражданских активистов, участников наблюдения за последними выборами. В Петербурге в начале 2012 их группа в социальной сети «В контакте» (местный популярный аналог facebook.com) насчитывала более десяти тысяч человек. Выборы состоялись, но они не разошлись, не успокоились, стали оспаривать их результаты. До декабря 2011 они занимались бизнесом, учебой или частной жизнью, но вдруг уверовали в возможность демократии в России через институт выборов и их честное проведение. И продолжают верить до сих пор, собираются реформировать коррумпированную российскую систему выборов изнутри через внедрение в низовые избирательные комиссии – романтики. Приятно, что в Петербурге это самое массовое, живое и структурированное движение. Действительно стоило прожить 2012 год со всеми его разочарованиями, чтобы оно появилось. 

 

В этот год явила себя миру до сих пор упоминаемая, в основном, как несвойственная нам, россиянам, солидарность. Следует отметить, что массово проявляться она начала еще в 2010 году на летних пожарах, но в 2012 году вылилась в волонтерский, добровольческий  тренд. Во время наводнения в Крымске сотни молодых людей в Петербурге ринулись помогать пострадавшим, организовали, помимо властей, свой волонтерский лагерь под Крымском, сбор и доставку помощи, а координационным штабом стал офис «Наблюдателей Петербурга».

 

Слова краудсорсинг и краудфандинг вошли в 2012 в повсеместный оборот.

Краудфандинг как новую форму существования опробовали многие. Начала Colta.ru, появились несколько платформ для сбора средств в интернете. О краудфандинге объявили Фонд создания музея Иосифа Бродского в Петербурге и портал Cogita.ru. Под конец года об успешно проведенном краудфандинге сообщила Московская Хельсинкская группа.

<...>

P.S. Чтобы не забыть. Текст, написанный для одного из польских журналов в начале февраля 2013 и на 2 марта 2013 пока не опубликованный.

comments powered by Disqus