01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Лица

Валерий Созаев: Общественная жизнь Петербурга с точки зрения ЛГБТ-активиста

Вы здесь: Главная / Лица / Интервью / Валерий Созаев: Общественная жизнь Петербурга с точки зрения ЛГБТ-активиста

Валерий Созаев: Общественная жизнь Петербурга с точки зрения ЛГБТ-активиста

Автор: rashid — Дата создания: 14.07.2009 — Последние изменение: 17.08.2009 Когита.ру

Наш корреспондент беседует с Валерием Созаевым, главой петербургской ЛГБТ-организации «Выход», объединяющей, как сказано на их сайте, «лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров (ЛГБТ) и дружественных гетеросексуалов» и входящей в Российскую сеть ЛГБТ-организаций.

– Если говорить в целом об общественной жизни, то мне сказать нечего: мы занимаемся своей общественной деятельностью, и вся остальная жизнь проходит параллельно. Если ты делаешь свое дело, то полностью на нем сосредотачиваешься. Если говорить о сотрудничестве, то наша организация открыта к сотрудничеству со всеми организациями, которые существуют у нас в городе, если они разделяют ценности толерантности и гуманистические ценности. Нас поддержало несколько организаций, предоставив помещение и ресурсную поддержку. Мы являемся активными участниками коалиции «ксенофобии нет», куда входит около 20 общественных организаций Петербурга, начиная от анархистов и заканчивая «Россия без расизма» и так далее.

 

Что касается Правозащитного совета, то тут ситуация очень странная: c одной стороны они высказываются в поддержку нашей позиции, а с другой стороны, в докладе, который они опубликовали, информации об ЛГБТ практически нет. Хотя мы предоставляли им доклад, результаты мониторинга, который мы проводили в прошлом году. Но говорят, что это техническая случайность. Мы с ними ещё раз поговорили, и они попросили ещё раз прислать наш доклад, и пообещали, что в электронную версию доклада Правозащитного совета наши материалы будут добавлены.

Недавно наша организация была официально зарегистрирована. С регистрацией нам помог Ресурсный правозащитный центр, юрист Мария Каневская. Очень сильная организация, которая оказывает поддержку некоммерческому сектору. Она смогла составить документы, которые необходимо подавать в официальные органы, наша регистрация прошла беспроблемно и безболезненно для всех сторон. Кстати, ещё одна ЛГБТ-организация, феминисткая «Гендер-Л», недавно подала документы на регистрацию, но им отказали под предлогом того, что они регистрируются на квартиру. Это известная ситуация, что в Петербурге на квартиру никого не регистрируют, хотя и непонятно, на каком основании.

У вас хлопоты, связанные с регистрацией, продолжаются. По телефону Вы сказали, что перед интервью Вам нужно быть в банке, открывать счета...

– Да, мы уже зарегистрированы, один нулевой отчет уже сдали, второй отчет я пойду сдавать на днях. Сейчас пока официальных поступлений нет, неофициальных тоже нет. Имеющиеся пожертвования идут только на поддержание существования организации, на текущие канцелярские расходы... Но при этом организация действует активно, проводит мероприятия, которые можно провести без финансирования.

В июле будет два мероприятия, посвященных теме ЛГБТ-родительства: для тех людей из ЛГБТ-сообщества, кто уже является родителем или собирается им стать...

А сколько таких людей в Петербурге?

– Статистика, со времен Альфреда Кинси, говорит, что 10% популяции гомосексуальны. В Петербурге пять миллионов жителей, 10% от этого числа – 500 тысяч. Если брать статистику, которая была после Кинси – то от трех до пяти процентов, что тоже немало.

Но не все же из них хотят стать родителями, создать семью?..

– Да, конечно, не все. Поскольку мы не можем сказать, сколько геев, лесбиянок и трансгендеров в Петербурге в принципе, то наши оценки и тут будут приблизительны. В нашей организации сейчас тридцать волонтеров, ни один человек сейчас зарплату не получает – даже я как директор — приходится искать другие возможности зарабатывать деньги. А если говорить об охвате, то я оцениваю: примерно две с половиной – три тысячи человек мы охватили. Зимой мы проводили мероприятия каждую неделю, кинопоказы, мероприятия, семинары (во время Недели против расизма и ксенофобии, и во время Недели против гомофобии), приходили каждый раз новые люди. В апреле и мае мы проводили флэш-мобы, в которых участвовали 100-150 человек.

А почему вы выбрали форму флэш-моб? Не могу не спросить: почему не гей-парад, как в Москве?

– Вечный вопрос. Только что общался об этом же с польской журналисткой... Скажу сразу: мы не против гей-парада. Гей-парад как средство борьбы за права человека это важный и мощный инструмент, который работает. Но работает в другом контексте, и с него нельзя начинать. В Америке к 1969 году, до событий в Стоунволл, геи и лесбиянки жили компактно. Существовали гей-кварталы, где люди жили, и у них было ощущение общности. Существовали и организации, работавшие с формированием идентичности, с идеей выхода (coming-out). Уже существовало определенное сообщество. Кроме того, надо не забывать, что Соединенные штаты – демократическая страна, и идея отстаивания своих прав, в том числе, путем уличных протестов, является для Америки нормальной. В России же – гей-сообщество формируется только сейчас и в других условиях: у нас нет гей-кварталов, слава Богу, но с другой стороны геи и лесбиянки у нас разобщены, и гей- и лесби-клубы удовлетворяют потребностям только небольшого числа геев и лесбиянок. Соответственно, нет сообщества, – многие люди рассуждают: «Да, я гей. Но это не значит, что я хочу всё время общаться с геями...»

Но таким вы тоже помогаете?

– Безусловно. К нам может обратиться любой человек, идентифицирующий себя как гей, бисексуал или трансгендер. Мы отстаиваем права всех людей. Так вот: правозащита в России появилась только недавно и уже дискредитирована тем, что люди видят, как государство обращается с правами человека. Одна моя знакомая, когда писала про московский гей-парад, назвала его «бутафорской борьбой в бутафорской демократии». Когда права человека являются в стране ценностью, тогда можно говорить о соблюдении права на демонстрацию, об отстаивании других прав. Но когда само понятие «права человека» ставятся под большой вопрос, эти методы не работают, нужны другие.

Наша позиция: с властью нужно уметь договариваться. Не сложно залезть на баррикады, помахать радужными флагами, но нужно думать о том, какие последствия это вызовет со стороны общества и властей. Мы считаем, что с властью, какая бы она ни была, можно договориться. И этому есть свидетельства...

Какие же?

– Два года российская ЛГБТ-сеть добивалась встречи с Уполномоченным по правам человека Владимиром Лукиным, и два года Лукин пренебрегал всеми возможностями, якобы до него не доходили письма, – но недавно весной случайно состоялась с ним встреча в кулуарах семинара Еврокомиссии, где он тоже присутствовал. И договорились, что действительно состоится с ним встреча, 15 июля представители ЛГБТ-сети поедут на встречу с Лукиным. Можно рассматривать это как успех, первый шаг сделан.

Но все-таки уполномоченный по правам человека это не совсем власть, а скорее официальная трибуна, да и сам Лукин – политик из оппозиционной партии «Яблоко»...

– Все прекрасно понимают, что это всё равно орган власти...

Ну вот о чем вы хотите договориться с властью? Какая у вас программа?

– Для начала, это признание ЛГБТ дискриминируемой социальной группой. Когда прокуратура пишет ответ, что нельзя привлечь к ответственности по 282 статье губернатора Тамбовской области Олега Бетина, сказавшего, что «геев нужно рвать на куски и пускать по ветру», – поскольку геи и лесбиянки не являются социальной группой... Сначала необходимо признание дискриминируемой социальной группой, а потом уже можно говорить о соблюдении прав. Пока мы для власти не существуем, мы для власти считаемся невидимыми, то и говорить не о чем. Это первый шаг.

Вы оказываете практическую помощь тем, кого вы защищаете? Есть ли что-то в законодательстве, может быть менее масштабное, что нужно изменить, чтобы вам бы помогло работать?

– Безусловно есть, и таких вещей много. Но это уже следующий этап, после того как государство признает нас социальной группой. Например, вопросы брака. Де-факто существуют однополые семьи. Но не дай Бог, смерть одного из партнеров, – и множество проблем де-юре: что делать с имуществом, которое нажили вместе? А если в семье был ребенок, и если умирает партнер, находившийся с ребенком в биологическом родстве, то ребенок отправляется в детский дом, или к далеким родственником, но никак не ко второму партнеру, который, растил ребенка много лет... И эти вопросы необходимо решать.

А гражданскими договорами ситуация не исправляется?

– Исправляется, да, есть... Но остается вопрос: почему гетеросексуалы получают весь пакет брачных прав придя в ЗАКС, заплатя пошлину, а геи и лесбиянки должны платить за каждый договор отдельно. Российская ЛГБТ-сеть сейчас выпустила брошюру «Семейные права геев и лесбиянок в России». Там рассматриваются пути, как сегодня используя гражданские договора на имущество и так далее, люди могут всё это урегулировать, и по поводу ухода в больнице, наследования, и по поводу детей.

Если говорить об адвокационной работе, – в Российскую ЛГБТ сеть постоянно обращаются люди, которые испытывают ту или иную дискриминацию. И результаты мониторинга за 2008 год можно найти на сайте «Московской хельсинкской группы». Результаты нашего регионального мониторинга по Петербургу опубликованы на нашем сайте.

В 2009 году у нас пока мониторинг не ведется, но ближе к концу году мы надеемся его провести, может быть из-за финансовых проблем – не в полном виде, но хотя бы ситуацию в средствах массовой информации. В публикациях мы постоянно видим повторение традиционных мифов, которые стигматизируют, маргинализируют ЛГБТ-сообщество, навешивают различные ярлыки, и это не способствует улучшению ситуации в Петербурге.

Расскажите как складывалась Ваша организация?

– Организация существует уже год, но складывалась она дольше. Петербург в принципе является одним из ведущих регионов России по ЛГБТ-активизму. В прошлом году проходила уже вторая Неделя против гомофобии, и один из дней был посвящен молодежи. Туда пришло десять человек, очень активных, желающих что-то менять. Можно сказать, что с 30 марта 2008 года образовалась инициативная группа, которая впоследствии стала организацией «Выход». Эти молодые люди начали с планирования двух акций: первая прошла 3 мая, День молчания. А потом 17 мая прошел минифест, культурный фестиваль.

Проведя эти две акции, мы поняли, что нужно двигаться дальше, создавать общественную организацию. Само название «Выход» прошло 6 июня, и с этого всё началось. В августе у нас при поддержке Российской ЛГБТ-сети состоялась Летняя школа ЛГБТ-активистов, в которой также участвовали активисты из других регионов. Эта школа помогла тем ребятам, которые никогда не сталкивались с теорией и практикой ЛГБТ-активизма, вникнуть что это такое, хотя они, как я уже говорил, пришли к нам, уже испытав давление...

В чем выражалось давление?

– У нас объединилась в основном – молодежь, от 20 до 25-28 лет. Это студенты, у которых больше свободного времени, и молодые специалисты, готовые защищать права. Они ощущали нарушение своих прав – человека прессуют, прессуют, а потом он взрывается.

Они почуствовали, что культура, доминирующая в обществе – гетеросексистская. Культура, говорящая о том, что единственный правильный образ жизни: для девочки – выйти замуж и родить детей, а если ты мальчик – то опять-таки, жениться и родить детей, обеспечивать жену... На этом строятся книги, фильмы, музыкальные произведения. И гей, лесбиянка, бисексуал или трансгендер понимает: ему в этом мире места нет.

То есть это культурное отторжение? Это не дискриминация в практической жизни?

– У всех по-разному. Есть люди, которые сталкиваются в прямом физическом смысле: избивают. В 2007 году был случай, избили девушку до смерти, ей было 18 лет. За то, что она выглядела как парень. И такие случаи бывают регулярно. Есть ситуации дискриминации на рабочем месте: идут слухи, и тебя увольняют. Тебе не напишут, что ты уволен, за то, что ты гей или лесбиянка. Хорошее начальство всегда может найти причину: не справляешься с обязанностями, опоздал... В нашем докладе описывается ситуация, когда двух девушек-студенток педагогического колледжа начали травить в колледже, вызывали на собеседования с психологом, который говорил, что они должны измениться, начать встречаться с мальчиками, не допускали к зачетам. Просто «потому что». Это не единичные ситуации, их много.

А никто не пытался обращаться к традиционным правозащитникам?

– Так у нас никто не знает, что есть какие-то правозащитники в городе, это невидимое поле. До того как я начал заниматься проблемами ЛГБТ, я не знал, что они существуют. Это такая тусовка, которая варится сама в себе.

Да, есть организации, которые что-то реально делают. Например, «Петербургская Эгида» в области трудовых прав, её в нашем городе знают. А другие организации... Казалось бы, я девять лет занимаюсь ЛГБТ-активизмом, но спросите меня о правозащитниках – я назову Правозащитный Совет, «Мемориал»... «Гражданский контроль» только потому, что мы с ними соседи. Других правозащитных организаций в городе я не знаю. Я думаю, это не только моя проблема, но и их...

А с «Гражданским контролем» вы сотрудничаете?

– «Гражданский контроль» неоднократно демонстрировал нам свою гомофобную позицию.

Они же занимаются тюрьмами...

– Видимо, отсюда и гомофобная позиция. У людей тюремный опыт, мы не можем их осуждать за это, но причины гомофобии вероятно нужно искать именно там.

Когда мы общались с «Московской хельсинкской группой» на летней школе по правам человека, с Ниной Таганкиной мы классифицировали правозащитников на три группы. Есть те, кто защищают любые права человека и не боятся об этом заявлять: отрадно, что «Мемориал» в Петербурге стал открыто себя позиционировать в последнее время, в том числе и в защите прав ЛГБТ. Есть правозащитники, которые готовы помогать, но просят не упоминать их – считают, что это будет имиджевой потерей. И есть правозащитники, которые считают до сих пор, что права ЛГБТ не являются правами человека, и таких, к сожалению, много.

Сейчас в рамках ЛГБТ-сети мы разрабатываем тренинги для правозащитников, и первый тренинг надеемся провести в Петербурге осенью. Также такие тренинги будут проходить в Петрозаводске, Тюмени и Москве.

А с политиками вы общаетесь? То же «Яблоко» высказывается как-то?

– Мы готовы предоставлять информацию о ситуации с ЛГБТ любым политикам, если они будут интересоваться. В настоящий момент широкого интереса нет. Что касается «Яблока», то у них амбивалентная позиция. Когда речь о гей-параде зашла в Тамбове, местное «Яблоко» поддержало позицию губернатора, что ЛГБТ-права – это не права человека. Сам Явлинский делал ряд гомофобных заявлений. Их позиция стала смягчаться, когда на них стали давить их коллеги из Европейской партии либералов и демократов, в которой «Яблоко» состоит. Что касается других партий, то бесполезно... «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ... Есть такая партия «Социалистическое сопротивление», их центр в Ярославле, они поддерживают наши требования...

А президент не делал заявлений?

– Президент делал, но не Медведев, ещё Путин. Он сказал, что уважает все меньшинства, но «одна из главных проблем страны – демографическая». К сожалению, это тот же самый аргумент, который в свое время использовал Адольф Гитлер, обвиняя геев в демографических проблемах. Что касается нынешнего президента, то я его заявлений на эту тему не слышал.

Как вы стали ЛГБТ-активистом?

– Я с детства был верующим человеком, шесть лет проучился в православной воскресной школе при храме, в 1990-1996 годах. И в какой-то момент конфликт между моей верой и моей сексуальной ориентацией стал для меня непримиримым, я стал искать какие-то выходы. В 1998-1999 я впервые вылез в интернет, и стал искать любую информацию о христианстве и гомосексуальности. И очень удивился тому факту, что где-то есть геи и лесбиянки, которые одновременно являются добрыми христианами. Это совершенно не вписывалось тогда в мою картину мира, я придерживался тогда традиционного учения церкви, что это грех, который нужно искоренять... Я два года ещё с этим жил, переваривал, переживал внутри себя. И в конце 2000 года я создал первый рускоязычный сайт, посвященный проблемам гомосексуальности и христианства. С этого и начался мой активизм.

В 2004 году была проведена первая мини-конференция ЛГБТ-христиан. Людей было не очень много, но участники приехали сюда из самых разных городов, от Владивостока до Минска. Это был очень важный момент для всех, кто там присутствовал.

Сейчас уже мы начинаем через этот сайт оказывать поддержку верующим-мусульманам и иудеям – они сталкиваются с такими же проблемами, пишут нам, и поскольку никакого аналогичного сайта для них нет, будем восполнять сами. 

В 2005 году я закончил университет как культуролог, – я писал дипломную работу по гендерным исследованиям, – и начал заниматься более широкими вопросами прав ЛГБТ, не только в сфере религии. Феминистская теория заставила меня многое переосмыслить и начать заниматься вопросами правозащиты и социальной адаптации в более широком смысле.

С 2006 года я активно включился в деятельность Российской ЛГБТ-сети, которая тогда только формировалась. И совместно с организацией «Лесби-партия» мы выпускали здесь в Петербурге бюллетень «Гендер и секс». Потом уже были Недели против гомофобии, и, наконец, – организация «Выход».

 

«Выход» сейчас работает по пяти направлениям. Информирование – семинары для разных групп населения. Это и родительский семинар, на который в зал, расчитанный на 70 мест пришли 120 человек, и семинар об истории гей-субкультуры в Петербурге, который провел известный краевед, историк Юрий Пирютко, автор книги «Другой Петербург». Также мы проводим гражданские акции, кинопоказы итд.

Другое направление – «камин-аут» (открытое заявление о своей гомосексуальности) – мы проводим тренинги: зачем это нужно, как это нужно делать.

Третье направление – родительство. Мы оказываем психологическую и юридическую поддержку ЛГБТ-родителям и тем, кто собирается стать родителем. Мы рассказываем о существующих вариантах – искусственное оплодотворение и так далее. В этой же программе очень важная цель – это консолидация ЛГБТ-родителей: если изначально родители не были открыты перед детьми, не артикулировали понятия «гей» или «лесбиянка», то в какой-то момент возникает отчуждение, если дети не видят таких же семей, не могут обсудить свое положение с такими же сверстниками из однополых семей. Очень важно, чтобы такие семьи могли общаться.

Следующее направление – «арт-выход», активизм через искусство. Здесь мы стремимся к тому, чтобы привлечь ЛГБТ-сообщество к творчеству, и показать городу, в котором мы живем, что существует ЛГБТ-искусство, и оно может быть интересно не только ЛГБТ. Мы готовим большой фестиваль квир-культуры с 19 по 27 сентября. Квир – это не только ЛГБТ, но все люди, в том числе гетеросексуальной ориентации, чье поведение не вписывается в традиционные гендерные рамки.

И, наконец, адвокация и лоббирование. Мы готовим рекомендации к программе «Толерантность», которая уже идет в городе...

– Но сейчас ЛГБТ там никак не прописаны?

– Сейчас никак, официально это программа, направленная «на гармонизацию межкультурных и межэтнических отношений», но если подходить с той точки зрения, что существует ЛГБТ-культура, то эта программа касается нашей деятельности.

Наш сайт «Когита.Ру – Общественные новости Северо-Запада» только начинает свою работу. Что вы можете пожелать нашему сайту?

– Лента новостей всех организаций, которые существуют. У многих организаций есть свой сайт, своя новостная лента, но я не знаю, есть ли такой проект, где бы все эти новости транслировались. Хочется чтобы можно было найти ресурсы, например, о психологической поддержке и адаптации в НКО – мы регулярно сталкиваемся с такой проблемой, как выгорание людей. Все остальное можно найти. Может быть, было бы хорошо, если бы можно было найти информацию о некоммерческих организациях, наподобие справочника. И так, чтобы организации могли указывать там не только сферу своей работы, но организации могли указать, какие сферы партнерства были бы для них интересны. Мы, например, этой зимой вместе с другими организациями устраивали Новый год для ВИЧ-позитивных детей...

 

 

comments powered by Disqus