01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

Расшифровка петербургского «кода»

Вы здесь: Главная / Новости / Отчеты, репортажи 2009-2012 / Расшифровка петербургского «кода»

Расшифровка петербургского «кода»

Автор: Андрей Рысев — Дата создания: 07.11.2010 — Последние изменение: 09.11.2010
Участники: Фото: andronnik-a.livejournal.com
Когита!ру
В конце октября во второй раз в Петербурге прошел фестиваль «Петербургский текст». Пока его не назовешь традиционным в классическом понимании, но это уже серьезное явление в нашей культурной жизни. Научные встречи, экскурсии, презентации фильмов, а также церемония награждения петербургской литературной премией имени Гоголя. Эпизоды «Петербургского текста» фиксировал Андрей Рысев.

Фестиваль был организован Международной ассоциацией «Живая классика» под патронатом Комитета по печати правительства города.

Объять необъятное, увы, невозможно, о насыщенности программы Когита!ру уже рассказывала. Но мы попытались ухватить хотя бы часть событий.

Конечно, для начала стоит представить трактовки «Петербургского текста» участниками фестиваля.

Председатель правления Международной ассоциации «Живая классика», профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор филологических наук Борис Аверин объясняет: «"Петербургский текст" - это термин, который создал академик Владимир Топоров: "Есть такое пространство - Петербург, которое заполнено огромным количеством внешних явлений - архитектуры, воды, пейзажа, дворов, музыки - не только литературой. Вот все это вместе создает особое культурное пространство, которого нигде в мире более нет. Это обучающее пространство, пространство, изменяющее нас"».

Ему вторит поэт, композитор, бард Александр Городницкий: «Петербургский текст - это великое наследие в музыке, литературе, архитектуре. Петербургский текст - это Петербург Достоевского, Гоголя, Пушкина, блокады, расстрелянного Гумилева… В этом понятии заключено все то, что есть сегодня в нашем городе, которое не смогли уничтожить ни фашисты, ни современные власти. Охарактеризовать его можно одним определяющим словом – строгость».

Строгостью отличалась и сама программа форума. В этом году тема фестиваля - петербургские мемуары, их факты и мифы. Жизнь неукротимо ускоряется и даже то, что было совсем недавно необходимо срочно фиксировать, так как в суете можно что-то забыть, стереть из памяти новыми событиями.

Андрей Битов смотрит на «Петербургский текст» несколько полемически, так как, по его мнению, с мемуарами о Петербурге достаточно проблематично, поскольку истинных петербуржцев в городе совсем не много. Но даже в этом случае писатель уверен: «Настоящий петербургский текст побеждает даже мертвое пространство и спасает от безумия жизни».

Петербургский поэт и переводчик, автор книг для детей и взрослых, ведущий детских программ на радио Михаил Яснов объясняет: «Современные воспоминания пишут о том, что было еще совсем недавно - о Сайгоне, который недавно помер, о Дворце пионеров, который жив, о тусовочных местах. Все на живую, чтобы не забылось, потому что такой темп жизни сейчас».

Писатель, поэт и журналист Дмитрий Григорьев выступил на научной конференции с «Воспоминаниями солдата армии тепла». Стремительно уходящая в прошлое эпоха «дворников и сторожей», а в случае Григорьева «котельная культура», нашла отражение в его докладе. «Нас осталось совсем немного. "Котельная культура" уходит в прошлое, обрастает мифами. Появляются свои легендарные персонажи типа Цоя. Я до сих пор работаю в котельной в центре Санкт-Петербурга, мой сменщик - Леонид Ефимов, полагает Дмитрий Григорьев.

Чуть дальше в истории – блокадные годы. Поэт Арсен Мирзаев говорит о необходимости сохранения и издания петербургских текстов - он готовит к публикации блокадные дневники поэтессы Серебряного века Веры Аренс.

Устроители фестиваля замечательно оформили не только «текстовую», но и визуальную картинку. Так, участникам предложили мысленно перенестись в давно потерянный город, где жили Ольга Берггольц, Иосиф Бродский. Был придуман оригинальный ход: поэтические заседания проводились в Трамвайном музее на Васильевском острове, в трамваях начала XX века, ставших героями литературных произведений, например «Заблудившегося трамвая» Гумилева.

После блокады – тяжелые годы, с очень специфическим «творчеством». Об этом времени главный художник БДТ, известный сценограф Эдуард Кочергин написал книгу рассказов «Ангелова кукла». В рамках фестиваля он же провел автобусно-пешеходную экскурсию «Петербургское "дно" середины XX века». Анонсированная, в том числе и Когита!ру, экскурсия вызвала необыкновенный ажиотаж среди публики и журналистов. Для многих попытка упаковаться в 40-местный автобус, оказалась безуспешной. Но те, кто поместился, увидели то самое «дно» середины прошлого века, располагавшееся на Васильевском острове.

Экскурсовод Кочергин не чурался слов «проститутка», «барыга» «жиган». Для Эдуарда Кочергина это слова его детства.  Сын репрессированных родителей, он с трех лет воспитывался в специнтернатах НКВД, а когда стал подростком - в воровских притонах. Вот в этом доме – был воровской притон, здесь, на первом этаже и в подвале жили проститутки, а здесь они же, только классом повыше. Изнанку Съезжинской улицы Кочергин знает как никто другой: «Здесь жила Екатерина Душистая на третьем этаже. Ее подвозили на "Победе", к ней приводили начальников. Она выходила во двор, и с ней все здоровались, потому что была важная персона, она обслуживала высшие чины». Кроме журналистов, автобус был наполнен пожилыми дамами, которые очень живо интересовались именно такими притонами…Где еще можно услышать такие рассказы, как не в рамках фестиваля «Петербургский текст»?

Ну а далее: «Сутенеры и проститутки собирались в Александровском саду: в одной половине - более взрослые девушки, в другой - девочки-беспризорницы. Жить на что-то надо было, а женщине найти работу было невозможно. Моя мать два года безработной была, пока не устроилась на работу» - делится своей историей художник. Оставшись без матери, Эдуард Кочергин с лихвой вкусил ощущения ненужности для официального общества, а потому с трепетом вспоминает об обществе воровском: «Продажные женщины в первую очередь - все-таки женщины. Одна из них дружила с моей матерью. Когда мать умерла, а родственников у меня нет, она много помогала. Они омыли ее, убрали, все сделали. Они помогли мне в тяжелейшую минуту. Не кто-то – они…».

На Железноводской улице, Кочергина когда-то приютил вор по кличке «Мечта Прокурора». Вор взял 14-летнего паренька «затырщиком», чтобы тот прятал краденые кошельки. Здесь же воспоминания об «ангеле – пустые руки». Другие воры действовали масштабно. Некто сподобился умыкнуть у ангела крест…

Эдуард Кочергин давно «отошел от дел» воровских – талант художника взял верх. Он уже долгие годы работает в БДТ главным художником. Но как знать, может быть те «университеты» середины прошлого века и дали толчок к творчеству?

Воспоминания, а точнее фиксация прошлого состоялась и благодаря Александру Городницкому. В рамках фестиваля в Музее Современного искусства «Эрарта» были представлены 4 серии из 34-х серийного фильма великого барда «Атланты держат небо». «Это огромное полотно от 1933 года - года моего рождения до 2009 года. Петербург. Москва, Германия, Израиль, Канада, Новая Зеландия - вот далеко не полная география съемок» - рассказал Когита!ру Александр Городницкий. В представленных сериях фрагменты, связанные с Ленинградом-Петербургом, с юностью автора, поэтами и бардами шестидесятых - Бродский, Клячкин, Кинохроника, совмещенная с песнями, перемещала собравшихся во времени и пространстве и была бесконечно убедительна. В этом фильме огромное количество кинохроники, но пока он еще не вышел на федеральный экран, его представляли в Америке, Канаде, Азербайджане, в России его почти никто не видел.

Александр Моисеевич рядом наблюдал за тем, что происходило на экране, комментируя события, да и за нами с жадностью взиравших на эти, порой уже выцветшие кадры. А на экране - молодые мама и отец, совсем юные Володя Высоцкий и Женя Клячкин и безбрежный океан, уносящий в неизвестность парусник со стройным темноволосым моряком Сашей Городницким.

Ужас военных лет со слезами на глазах, которые как нельзя более уместны у Стены плача в Иерусалиме. И тут же Берлин и Гамбург и размышления о сегодняшней Германии, о великой немецкой культуре.

Истории создания песен переплетаются с забавными эпизодами из морских странствий. Жена французского посла в далеком Сенегале чуть не сделала из героя «невыездную персону». Или любовная история, произошедшая в Новой Зеландии... Ну и, конечно, очень много моря…

И снова в современность. Александр Житинский в рамках фестиваля представил свой фильм «Agnus Dei».

Также были вручены петербургской литературной премии имени Гоголя. Причем впервые в истории была нарушена традиция - писатели и поэты получили не традиционный мешочек с 80 рублями - именно в такую сумму обошелся когда-то пошив шинели Акакию Акакиевичу Башмачкину, а ноутбуки.

Лауреатов премии имени Гоголя объявлял создатель награды, председатель Союза писателей Петербурга Валерий Попов. В номинации «Вий» за лучший фантастический текст победил прозаик Владимир Шпаков с романом «Игры на поле Ватерлоо». «Гоголь подстерегает нас на каждом шагу», – заметил писатель, успевший потерять номерок от гардероба, где, видимо, располагалась его «шинель в кустах». В номинации «Шинель» за произведение, относящееся к художественной прозе, премии удостоился известный писатель и драматург Борис Голлер за роман «Возвращение в Михайловское». В этом году событиями в современной литературе жюри признало две поэтические книги: «Смоковницу» Сергея Стратановского и «Ладейный эндшпиль» Владимира Гандельсмана.

Все это происходило на фоне выставки картин в Музее современного искусства «Эрарта» - «Аберрация памяти». Мифологизация, переосмысление прошлого отразились не только в дискуссиях, но и опять-таки в визуальных образах, создававших особое петербургское настроение. Там же в «исторических» интерьерах были показаны несколько фрагментов киносериала «Играем Гоголя», где писатели пародировали вечный страх русского человека перед властью.

Величайший город, пронизанный своим неповторимым «Текстом» продолжает жить, борясь с застройщиками и амбициями, ну и, конечно, как в стихах Александра Городницкого, воспоминаниями:

Здесь следил я, как ранняя осень
гонит желтые листья в моря.
Здесь осталась на Мойке, 108,
разоренная школа моя…

жж-дневник фестиваля 

Страница фестиваля на сайте "Живой классики"

comments powered by Disqus