01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Граждане

Волонтёрство в области охраны окружающей среды

Волонтёрство в области охраны окружающей среды

Автор: Мария Строганова — Дата создания: 29.05.2013 — Последние изменение: 29.05.2013
Участники: bios-club.spb.ru (фото)
Когита!ру, ЦИГЕ
Работа Марии Строгановой, дипломантки 6-го конкурса эссе "Волонтерство и добровольчество в Европе и России", организованного в феврале-апреле 2013 ЦИГЕ и Когита!ру.

Об авторе: Мария Строганова студентка Санкт-Петербургского государственного университета растительных полимеров (СПбГТУРП). Сотрудник-волонтёр Межрегиональной общественной организации "Экологический клуб аспирантов, студентов и школьников Балтийско-Ладожского региона". Живет в Петербурге. Дипломант 6-го конкурса эссе

 

Волонтёрство - это не удел лентяев. Это широкий круг деятельности во многих сферах жизни. Основная функция волонтёра – помощь тем, кто в ней нуждается. Добровольцы могут, хотят и помогают другим, получая и улучшая знания и навыки, развивая ораторские способности, вырабатывая такие личностные качества как активность, коммуникабельность, ответственность, умение работать в команде, твердость духа и широта души. Волонтёры обычно не являются профессионалами. В основном это молодые люди, полные сил и идей, интереса к жизни и к окружающему миру, с потребностью в общении, творческими замыслами и ресурсными возможностями. Волонтёрство – актуальная и очень важная составляющая любого социума.

На сегодня термин «волонтёрство» часто воспринимается как международное сообщество волонтёров, при котором волонтёры из развитых стран вносят свой вклад, время и ресурсы для посильной помощи развивающимся странам.

В Европе, например, волонтёрство развито лучше, чем в России, из чего для меня следует вывод о необходимости привлечения больше людей к добровольчеству в России.

Но в данной работе я хотела бы обратить внимание на роль волонтерства в такой сфере жизни как экология, тем более что 2013 год объявлен годом охраны окружающей среды, а 2014 год – годом Финского залива. Тем более, что экологические проблмы сегодня волнуют весь мир. Развитые страны бережно относятся ко всему, что называют простым словом экология, к окружающей среде, к своему потреблению, к самому себе. Человеку, как и миру в целом важно знать, что существует состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия.

Еще со школьных лет я интересовалась экологией: занималась химией, биологией, даже экологией, участвовала в конкурсах, мероприятиях и олимпиадах на экологические темы. Однажды учитель по экологии предложила мне съездить в БИОС-школу. Так я узнала о существовании очень интересного проекта. Через несколько лет, когда я уже поступила в Санкт-Петербургский Государственный Технологический Университет Растительных Полимеров по направлению «Инженерная защита окружающей среды», мне предложили стать инструктором этой школы. БИОС-школа, организуемая МОО «ЭКАСиШБЛР» - БИОС-клубом. БИОС-клуб – молодежная экологическая организация аспирантов, студентов и школьников Балтийско-Ладожского Региона, которая на протяжении многих лет является организатором межрегиональных БИОС-форумов, БИОС-олимпиад, БИОС-школ, а также осуществляет поддержку молодежи в поисках международных связей. Это проект, в котором школьники на десять дней становятся настоящими профессиональными экологами, химиками, биологами. За эту неделю они успевают получить знания по экологии, биологии, химии, изучить методики и научиться отбирать пробы для анализов.

Основателем и научным руководителем проекта БИОС-школа является Александр Ильич Шишкин. Он следит за всем процессом, помогает решать вопросы и устраивает познавательные мероприятия, конкурсы, экскурсии по пригородам Санкт-Петербурга для участников.

Участники вместе с инструкторами и руководителями проживают эти десять дней в пансионате «Балтиец» в поселке Репино. Я вхожу в команду инструкторов, которые уже за два месяца готовят оборудование, реактивы для анализа проб,  собирают переносную лабораторию, составляют сводные таблицы по пунктам контроля и показателям качества. Во время работы лагеря мы обучаем участников, следим за порядком и несем ответственность за них.

В первый день мы показываем участникам свои презентации и рассказываем о своих направлениях, по результатам чего участники выбирают свое направление. Затем каждый из инструкторов объясняет правила поведения в лаборатории, а участники расписываются в журнале за технику безопасности.

После этого каждый инструктор собирает участников уже только своего направления и рассказывает более подробно о методиках работы, показывает оборудование для проведения анализов. Здесь имеются в виду два основных направления – гидробиология и гидрохимия, которая в свою очередь подразделяется на такие направления как колориметрия, титрометрия и органолептика и физико-химические методы анализа. Гидробиологя включает в себя биотестирование и биоиндикацию по бентосным и планктонным сообществам.

Если говорить о гидрохимии и ее колориметрическом методе, то участники работают с такими приборами как фотоэлектроколориметры, изучают методику определения таких веществ как фосфаты, нитриты, сульфаты, аммоний, железо. Участники, которые идут на титрометрический метод, учатся титровать растворы и определять содержание веществ в данных анализированных пробах. Этот метод включает определение хлорид-ионов, щелочности и кислотности пробы, перманганатное титрование и определение жёсткости. Изучающие органолептический метод с помощь. Фотоэлектроколормметра определяют цветность, мутность, пенистость, а также с помощью собственных рецепторов запах и даже вкус.

Я веду направление, на котором ребята изучают физико-химические методы анализа. Они работают со специальными приборами, такими как рН-метр для измерения величины рН, кондуктометр – для измерения уровня солености водоемов, совершенно новый прибор оксиметр для измерения уровня кислорода в водоеме, и даже компактной переносной лабораторией «Архимед», к которой можно присоединять различные датчики, например температурный. Один из основных параметров в моем методе является кислород, а именно биохимическое потребление кислорода гидробионтами. Ему мы уделяем больше внимания и определяем его с помощью и оксиметра, и химических реагентов. Это одно из непростых, но очень увлекательных направлений в БИОС-школе.

Участники, которые идут на направление гидробиология, занимаются изучением важных биологических и гидробиологических разделов экологии. Например, те, кто занимаются биотестированием, изучают морфофизиологический и хемотаксический методы загрязнения воды живыми организмами. Они используют такой прибор для определения токсичности воды как биотестер, а также прибор, без которого не обходится ни одна биологическая лаборатория - микроскоп.

Участники, которые занимаются биоиндикацией по бентосным и планктонным сообществам, изучают методики определения загрязнения воды живыми органическими веществами. Ребята работают с прибором бинокуляром.

Мы устанавливаем точки отбора проб, составляем карты, отбираем и анализируем пробы вместе с участниками, тем самым повышая их уровень знаний об экологии.

Наши волонтёры помогают проводить БИОС-школы три раза в год – летом, осенью и весной в дни школьных каникул. Таким образом, участники совмещают отдых с полезным и важным делом, а с научной точки зрения обеспечивается сезонная периодичность исследований. Следующий, уже 57-й по счету лагерь мы планируем провести в июле 2013 года. Мы были бы рады видеть Вас у нас в лагере.

В области экологии такие мероприятия, как БИОС-школа, проводят и за рубежом. Например, в Финляндии в городе Хельсинки наши партнеры и друзья организуют интересный проект, где школьники выращивают растения в саду. Но тут волонтёрами выступают только учителя школ, которые к сожалению констатируют уменьшение интереса молодежи к вопросам экологии. В результате, волонтёров-студентов не хватает.

Помимо экологических лагерей, волонтёры БИОС-клуба участвуют в БИОС-форуме, который включает в себя БИОС-олимпиаду, молодежную научную конференцию, музыкальный фестиваль и конкурс в Центральном парке культуры и отдыха. В Санкт-Петербург приезжают из разных уголков России и даже мира. Постоянными участниками на протяжении многих лет является группа из Сербии. В рамках БИОС-форума волонтеры организуют оргкомитет, который оказывает помощь многим экологическим проектам, способствуя развитию экологического образования и науки в целом.

И БИОС-школа, и БИОС-форум развивают экологическую культуру всех слоев населения, но приоритет отдается молодежи, поскольку одна из ее основных проблем –некультурное поведение. При этом все население отличается потребительским отношением к природе. Мы как волонтёры-экологи пытаемся решить эти проблемы, и результаты уже есть.

Многие участники и БИОС-школы, и БИОС-форума поступают в престижные университеты России, некоторые из них даже учатся за границей, повышают уровень экологического образования, внедряют идеи БИОС-клуба в зарубежные проекты и развивают международные связи.

Также коллектив БИОС-клуба помогает в образовании новых экологических центров в регионах России, тем самым вовлекая все больше и больше населения.

В целом, добровольцы активно участвуют в различных проектах в России и за рубежом, таких как «Молодежная волна», День Балтийского моря, Неделя науки в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете, ЭкоБалтика, «Экология большого города», Межвузовский морской фестиваль «Морфест», Молодежная конференция BUP, сотрудничество с Балтийским университетом в Швеции и другие.

Из вышеизложенного выстраивается следующая цепочка: волонтёры-экологи, организовывая свои проекты и участвуя во многих проектах и конференциях, информируют, обучают и развивают экологическое образование в обществе, в результате чего привлекается все больше и больше волонтёров-добровольцев-экологов.  


См. также на Когита!ру:

Объявлен 6-й конкурс эссе ЦИГЕ и Когита!ру

Итоги 6-го конкурса эссе

Волонтерство сегодня: модный тренд или полноценная работа?

Волонтерство в сфере помощи иммигрантам во Фландрии и Петербурге

 

Информация и лучшие работы 

1-го конкурса эссе

2-го конкурса эссе

3-го конкурса эссе

4-го конкурса эссе

5-го конкурса эссе


comments powered by Disqus