01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Лица

Владимир Костюшев о неконвенциональном художественном протесте

Вы здесь: Главная / Лица / Колонки / Владимир Костюшев / Владимир Костюшев о неконвенциональном художественном протесте

Владимир Костюшев о неконвенциональном художественном протесте

Автор: Владимир Костюшев — Дата создания: 12.02.2011 — Последние изменение: 12.02.2011
Тезисы доклада "Неконвенциональный художественный протест в поле политики: функциональность и публичность" профессора Владимира Костюшева на Всероссийском научно-практическом симпозиуме «Культура конфликта во взаимодействии власти и гражданского общества...» в Москва, 2-5 марта 2011.


Владимир Костюшев, профессор кафедры прикладной политологии
ГУ-ВШЭ в Санкт-Петербурге (vvkost@yandex.ru).


Неконвенциональный художественный протест в поле политики: функциональность и публичность

1.    Протест как нарушение конвенции.

Протест в любых его формах - включая протест, осуществляемый в рамках действующего законодательства – может рассматриваться в теоретическом понимании как неконвенциональная практика, как нарушение (попытка нарушения) сложившегося здесь-и-сейчас «общественного договора». Неконвенциональный политический протест, «право на восстание» (Д. Локк) правомерно рассматривать как конфликтогенную практику, как попытку нарушения одной из сторон политического конфликта различного рода конвенций («общественного договора»). Реактивная природа практик протеста - в случае неправовых действий властных институтов, нарушающих права человека, в т.ч. безопасность, благополучие и свободу людей.

2.    Репертуар протеста: социологическое понимание конвенциональности.

В социологии общественных движений рассматривается вопрос о репертуаре протеста как дифференцированной совокупности различных протестных практик, реализуемых акторами в публичном пространстве поля политики. Существенным является различение конвенциональных и неконвенциональных практик протеста. Конвенциональными определяются практики, осуществляемые в рамках правовых и социокультурных норм. Практики неконвенциональности также правомерно рассматривать в правовом и социокультурном измерении – как нарушение правовых (административных и уголовных) норм и социокультурных (правила поведения, традиции, обычаи) норм. Среди неконвенциональных важно выделять насильственные практики – по критерию нарушения безопасности других людей. Различение неконвенциональных практик нарушения закона (в правовом поле) и нарушения социокультурных норм (в поле культуры) является важной исследовательской и прикладной задачей. Самостоятельное значение имеет социологическое и правовое различение практик социального протеста и криминальных практик (Р. Тёрнер, 1969).

3.    Полевые исследования репертуара протеста.

Информационные базы данных Prodat: 60 лет прикладных исследований социального протеста (Д. Рухт). Методологические возможности и ограничения метода event-analysis. Эмпирические результаты полевых исследований в Европе и США: тренды социального протеста и взаимодействия протестующих групп и властных институтов. Сопряженность репертуара протеста и поведения властных институтов: игнорирование, компромиссы, репрессии, признание. Функциональность практик протеста и реакции власти на протест.

4.    Отечественные полевые исследования репертуара протеста.

Российский опыт исследования репертуара социального и политического протеста. Информационная база данных «Продат-СПб»: Ленинград - Санкт-Петербург (1989-1998). Радикализация репертуара социального протеста. Функциональность протестных практик в поле политики. Публичность практик протеста как атрибутивная характеристика поведения протестующих акторов в поле политики. Роль масс-медийного пространства и социальных сетей в поле политики.

5.    Акторы протеста и акторы власти.

Практики неконвенционального протеста как право людей и граждан на «самозащиту» вследствие неправовых действий поведения представителей власти и властных институтов. Акторы нарушения, защиты, соблюдения прав человека в поле политики. Акторы-«нарушители». Акторы-«защитники». Акторы-«блюстители». Акторы-«посредники» - в ситуациях нарушения и защиты прав человека. Неправовые силовые практики представителей власти как нарушение закона. Протест в поле политики как попытка переформатирования социокультурных и правовых конвенций (общественного договора и закона) в поле политики.

6.    Эмотивные, когнитивные и конативные практики протеста.

Эмотивные (состояние недовольства, абсолютной и относительной депривации), когнитивные (информационная насыщенность и практики понимания) и конативные (репертуар коллективного и индивидуального действия) практики социального протеста. Теоретическая модель напряженности поля политики: эмотивная, когнитивная и конативная напряженности поля политики (сопряженность и рас/согласованноть. Интегральная напряженность поля и практики протеста в поле политики. Эмпирическая верификация напряженности.

7.    Художественные практики протеста: выражение недовольства.

Художественные практики политического неконвенционального протеста: случай арт-группы «Война». Акции арт-группы «Война» как ясно артикулированная художественная форма социального протеста, направленная против произвола и нарушения общественного порядка со стороны органов власти, прежде всего органов правопорядка. Социальное недовольство и политический протест в художестваенной культуре. Акторы и практики художественного политического протеста в музыке, живописи, художественной литературе, музейном деле и др.

8.    Неконвенциональные практики протеста.

Если традиционные формы протеста (публичные обращения, уличные митинги, пикеты и др.) остаются дисфункциональными и не принимаются властными институтами во внимание, и требования протестующих игнорируются, то недовольные вынуждены обращаться к другим, в том числе неконвенциональным, практикам протеста – с целью обращения внимания общества на неправовые действия власти, на произвол и нарушения общественного порядка со стороны представителей властных институтов, в частности, органов правопорядка.

9.    Функциональность и публичность протеста: случай арт-группы «Война».

Существенным является вопрос о правовой и социокультурной неконвенциональности художественных практик протеста арт-группы «Война». Группа «Война» реализует неконвенциональные художественные практики политического и социального протеста с элементами нарушения административной (нарушение общественного порядка) и культурной (нарушение «приличий», норм культуры) конвенции – без нарушения норм уголовного права (нарушения безопасности других людей) - в связи с дисфункциональностью других форм репертуара протеста, которые могут рассматриваться как реактивные практики в условиях отсутствия или дисфункциональности обратной связи со стороны властных институтов по отношению к обществу. Художественные практики арт-группы «Война» могут рассматриваться как художественное выражение социального  недовольства по отношению к неправовым силовым практикам органов власти.

10.    Нарушение правопорядка и протест в поле политики.

Отношение к административному нарушению определено правовыми документами, в соответствии с которыми предпринимаются правовые действия по отношению к субъектам правонарушения. Принципиально важно принимать во внимание различение хулиганских действий от акций социального протеста, вызывающих административные нарушения – данная позиция ученых должна, по моему мнению, стать основанием для понимания репертуара действий арт-группы «Война». Различение хулиганских действий, нарушающих общественных порядок, и акций социального протеста, вызывающих подобные нарушения, должно стать важнейшим правовым основанием для судебного рассмотрения всех ситуаций, связанных с пониманием форм социального протеста. Также как необходимо различение действий власти по соблюдению правопорядка и действий властных институтов и их представителей, нарушающих общественный порядок.


См. также на Когита!ру:

Владимир Костюшев. Социальный протест как предмет академических исследований: социологическое понимание

Владимир Костюшев о протесте и правонарушениях

Как разгоняли Марш Несогласных 15 апреля 2007

Институционализация общественных движений в Санкт-Петербурге: позитивные и негативные эффекты

Вторая волна социального протеста и возможности демократической оппозиции в России

Социальный протест как предмет академических исследований: социологическое понимание

Владимир Костюшев: Возможно ли в России антивоенное движение?

 

comments powered by Disqus