01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Граждане

История наших побед над "Охта-центром": центр ЭКОМ и петербургская общественность

Вы здесь: Главная / Граждане / Победы гражданских активистов / История наших побед над "Охта-центром": центр ЭКОМ и петербургская общественность

История наших побед над "Охта-центром": центр ЭКОМ и петербургская общественность

Автор: ecoist.livejournal.com - Центр экспертиз ЭКОМ — Дата создания: 13.10.2009 — Последние изменение: 13.10.2009
Борьба с перспективой строительства башни Газпрома продолжается. Однако активной части горожан уже есть, чем гордиться. Мы публикуем хронику борьбы и побед, составленную Центром экспертиз ЭКОМ.

История наших [1] побед над "Охта-центром"


Три года Петербург держит оборону против попытки разрушения архитектурного облика города, навязывания чуждых культурных смыслов и экономической «панамы». До сих пор действия гражданского общества срывали многие планы идущей напролом корпорации. Сейчас произошло то, что кажется окончательной победой «сторонников» небоскреба, но небольшой экскурс в историю показывает, что «окончательные» победы до сих пор никогда таковыми не оставались дольше года.

Краткая версия

 

Чего хотел Газпром? Что получилось?
Получить 60 млрд. рублей на строительство башни из городского бюджета в обмен на "огромные налоговые поступления" и софинансирование важных для города проектов, типа стадиона на Крестовском острове. Принят вариант финансирования, на котором с самого начала настаивала парламентская оппозиция ("Яблоко" и др.) Газпром берёт на себя 100% финансирование башни, которая будет стоить неизвестно сколько, и даже выкупает у города пакет акций ОАО "ОДЦ "Охта"". Город потерял "всего" 1880000000 руб., выделенных в качестве субвенций, и будет строить стадион на свои деньги.
Доказать, что небоскрёб не будет виден в составе наиболее значимых исторических панорам или "оживит" их. С этой целью была организована "вертолётная" экспертиза, проведённая при участии КГИОП, которая создавала искажённое представление о видимости высотного здания. В результате публикации шокирующих картин вторжения небоскрёба в "открыточные виды" Петербурга, "Охта-центр" был вынужден заказать научно обоснованную оценку видимости здания в 3D-модели Петербурга, которая подтвердила результаты, полученные общественными организациями. Были вычислены и опубликованы "ареалы видимости" здания, и дискуссия перешла с темы "красиво-некрасиво" в область правовых объективных оценок.
Утвердить градостроительные регламенты, которые позволят реализовать высотный проект. После обращений активистов в прокуратуру принятый в 2008 году Временный регламент застройки был отменён КГА. В Правилах землепользования и застройки, принятых в начале 2009 года, для территории "Охта-центра" установлена высота 48/100 метров. Это стало результатом общественной кампании за строгий высотный регламент.
Утвердить планировочную документацию, которая обосновывает высотное строительство. Утверждённый в марте 2009 года проект планировки не содержит оснований для отклонений от параметров высоты, установленных в ПЗЗ.
Избавиться от ограничений на строительство, накладываемых законодательством об охране культурного наследия. Вступивший в силу в феврале 2009 года закон "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон" делает невозможным строительство высотного здания в этом месте на законных основаниях. Историко-культурная экспертиза по высоте локальных увеличений предельных высотных параметров застройки Санкт-Петербурга, проведённая в результате общественного давления, не подтвердила "безопасность" строительства даже 100-метровой "доминанты".
В августе 2009 года Газпрому удалось избавиться от располагавшегося на земельном участке археологического памятника "Ниеншанц" явно незаконным путём. Это делает уязвимыми все последующие решения по данному земельному участку.
"Уговорить" ЮНЕСКО не обращать внимание на строительство небоскрёба в непосредственной близости от территории объекта Всемирного культурного наследия "Исторический центр Петербурга", предметом охраны в котором являются городские панорамы. Эксперты комиссии по Всемирному наследию ЮНЕСКО познакомились с реальной ситуацией, в том числе, благодаря докладам общественных организаций. На 33 сессии Комиссии (20 июля 2009) было принято решение, в котором выражается серьёзная озабоченность планами строительства лбашни Охта-центра» и указывается, что при отсутствии изменений проекта объект Всемирного наследия "Исторический центр Петербурга" будет внесён в список "Всемирного наследия под угрозой".
Изменить общественное мнение петербуржцев в пользу проекта при помощи дорогостоящей массовой рекламы, PR-кампании и различных "благодеяний", например, переименования "Газпром-сити" в "Охта-центр" и обещания отремонтировать три проспекта в Петербурге. По данным на сентябрь 2009 года большинство петербуржцев (66%) выступает против строительства небоскрёба в этом месте. Количество убеждённых сторонников небоскрёба составляет около 7% (убеждённых противников - 40%). Доля противников проекта в целом не только не снижается, но даже выросла по сравнению с 2008 годом. Дискуссия и протест выплеснулись за пределы Санкт-Петербурга и даже России.

 

Подробная хроника

 

Действия Противодействие / результат
2006 год, март. Администрация СПб вносит в ЗС проект закона «О целевой программе Санкт-Петербурга "Строительство административного делового центра в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга", который был принят 29 марта. Согласно целевой программе, ОАО «Сибнефть» получает в 2007-2016 годах из бюджета Санкт-Петербурга субвенции в размере 60 миллиардов рублей (по 6 млрд. рублей в год) для строительства делового центра, который становится собственностью компании.

Оппозиция («яблочники» Михаил Амосов и Наталия Евдокимова, а также Сергей Гуляев) назвали это «бюджетным откатом» и голосовали против принятия программы.

4 октября 2006 года в целевую программу были внесены изменения: при сохранении общей суммы субвенций 1,755 млрд. руб. выделялись уже в 2006 году. Однако в программе появились дополнительные цели: «строительство жилых домов, объектов инженерной, транспортной, социальной и иных инфраструктур в целях обеспечения функционирования административного делового центра».
Финанс.
2006 год, июнь. Объявлен конкурс на архитектурное решение «Газпром-сити». В условиях конкурса, которые не были известны широкой публике, была задана высота – 400 метров.  В июле 2006 года Валентине Матвиенко было направлено коллективное обращение Санкт-Петербургского союза архитекторов, подписанное его президентом Владимиром Поповым, где утверждалось, что небоскрёб разрушит облик города. Выступление архитекторов Петербурга было поддержано Союзом архитекторов России, в письме которого говорилось, что «конкурс нарушает все международные и отечественные нормы и правила». В знак протеста союз бойкотировал конкурс, из-за чего все проекты оказались иностранными. Архитект.
2006 год, ноябрь-декабрь. Проведен конкурс на архитектурное решение «Газпром-сити». На конкурсе победила архитектурная концепция фирмы RMJM London Limited, Великобритания. Трое из четырёх архитекторов (Норман Фостер, Кисе Курокава и Рафаэль Виноли) вышли из состава жюри, так как сочли, что возведение небоскрёба такой высоты в непосредственной близости от исторического центра города нарушит его гармонию. Это положило началу формирования негативного общественного мнения по поводу строительства небоскрёба на Охте. Архитект.
2006 год, декабрь. Визит делегации ЮНЕСКО. Городские власти стараются сделать все возможное, чтобы оградить делегацию от встреч с общественностью, профессионалами и журналистами. Пресс-служба Газпрома через издание fontanka.ru распространяет информацию о том, что делегация Юнеско одобряет идею небоскреба. Общественные организации готовят доклад по состоянию города и проводимому в это время конкурсу, доводят эти сведения до членов делегации, добиваются возможности проведения пресс-конференции, на которой глава делегации ЮНЕСКО дает нелицеприятную оценку планам возведения небоскрёба. Скрыть проект от международной организации не удалось. Культ.
2007 год. В соответствии с первоначальным вариантом схемы финансирования строительство небоскрёба и «зоны 1» (проектной стоимостью 60 млрд рублей) должно было быть полностью профинансировано за счёт городского бюджета. Предполагалось, что «Газпром нефть» «вернёт» эти средства городу за счёт налоговых отчислений.

Против таких непомерных расходов выступила парламентская оппозиция – фракция «Яблоко».

В начале октября 2007 года Законодательное собрание приняло поправки к закону «О целевой программе „Строительство административного делового центра в Петербурге“», внесённые губернатором. В соответствии с новой версией закона из городского бюджета должно было быть оплачено только 49 % стоимости строительства (29400 млн рублей), и город должен был получить в 2009 году 49 % уставного капитала ОАО «Охта».

Финанс.
2007 год, апрель. «Газпром нефть» проводит совместно с КГИОП ландшафтно-визуальный анализ восприятия проектируемого высотного здания в составе комплекса "Охта-центр" («вертолётная экспертиза»). Верхняя точка здания была обозначена при помощи вертолета, который поднялся на 396 метров над местом предполагаемого строительства и был сфотографирован с 25 выбранных точек. На основании данной фотофисации был выполнен монтаж панорам со встройкой трехмерной модели объекта. Ни методика, ни результаты не были утверждены КГИОП. В конце 2008 года общественные организации получили возможность проверить результаты «вертолётной экспертизы» при помощи компьютерной модели Винокуровой-Фёдорова и выявили ошибки в габаритах здания, его расположении на некоторых монтажах и в кадрировании панорам. В мае 2009 был подготовлен достаточно полный анализ визуального влияния небоскрёба, который был представлен на выставке и общественном обсуждении проекта в июле 2009. Публикация этих результатов, наряду с заключением историко-культурной экспертизы (см. ниже), заставила ОАО «ОДЦ «Охта»» обратиться в Институт территориального развития для подготовки ландшафтно-визуального анализа при помощи современной компьютерной модели. Результаты моделирования доказали нарушение закона «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон…» и подтвердили ранее полученные ВООПИиК и Центром ЭКОМ данные. Архитект.
2007 год, июнь. Архитектурная концепция «Газпром-сити» фирмы RMJM вынесена на обсуждение Градостроительного совета Санкт-Петербурга. На заседании градостроительного совета города абсолютное большинство выступавших выражали неприятие проекта. Поскольку в пресс-релизе «Газпрома» появилась совершенно обратная информация, подхваченная некоторыми СМИ, архитекторы сочли нужным подтвердить свои выступления. Официальное решение (итоги обсуждения) не содержит одобрения высоты и других параметров строительства. Архитект.
2007-2008 годы. Согласно новой схеме городские деньги должны были быть потрачены на Охта-центр в форме субвенций (невозвратные средства – 1.88 млрд. руб.) и в форме бюджетных инвестиций в уставный капитал ООО «Общественно-деловой центр «Охта» (27.52 млрд. руб.). Группа граждан – жителей г. Санкт-Петербурга – обратилась в суд с требованием признать целевую программу по строительству Газпром-сити незаконной. После отрицательного решения городского суда дело было передано в Верховный суд. Тот отменил вынесенное ранее решение петербургского горсуда, и отправил дело на повторное рассмотрение. Дело было рассмотрено в новом составе суда, который также вынес решение о возможности участия города в финансирования. Дело снова было передано в Верховный суд, который, признав нарушение законов правительством и городским судом, отказал гражданам в иске. Тем не менее, незаконность финансовых схем стала очевидной. 26 декабря 2008 года председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер заявил, что группа «Газпром» берет на себя 100-процентное финансирование «Охта центра». Финанс.
2008 год, январь-апрель. Проведены публичные слушания по Временному регламенту застройки территории «Охта-центра». На слушания была приведена «массовка», которая должна была изображать одобрение проекта. Несмотря несоответствие требованиям закона и многочисленные обоснованные замечания, ВРЗ-07/1101 был утверждён. Высота застройки этим документом не была установлена. В июне 2008 года в ответ на заявление движения «Живой город» прокуратура Санкт-Петербурга вынесла предписание об отмене ВРЗ-07/1101 по причине противоречия его действующему градостроительному законодательству. КГА отменил своё постановление. Более того, это повлекло серьёзные изменения в порядке разработки регламентов застройки, в том числе и в составе Правил землепользования и застройки. Градостр.
2008 год, июнь. 27 июня проведены публичные слушания по проекту планировки и межевания территории Охта-центра. В зале бизнес-центра "Буревестник" присутствовало несколько сотен человек (массовка Ленфильма), специально нанятых на деньги организаторов слушаний для фальсификации общественного мнения. Слушания признаны состоявшимися, замечания проигнорированы. Проект планировки (без проекта межевания) утверждён Правительством Петербурга 31 марта 2009 года (Постановление №367). Утверждённый проект не противоречит принятым раньше него Правилам землепользования и застройки и не содержит оснований для превышения установленной для этой территории высоты зданий. Градостр.
2008 год, август – 2009 год, февраль. Обсуждение, подготовка окончательного проекта и принятие Правил землепользования и застройки. ОАО «ОДЦ «Охта»» вносит предложение об изменении предельной высоты застройки для территории «Охта-центра» и установлении высоты «локальной доминанты» 396 метров.

В публичных слушаниях приняли участие насколько тысяч человек. Высотный регламент вызвал наиболее ожесточённую критику со стороны общественности. Движением «Живой Город» и Центром ЭКОМ в декабре-январе была организована выставка "Петербург - 2025. Каким ему быть?", на которой были представлены виды Петербурга в случае, если все заявленные высотные проекты будут реализованы. Выставка прошла в ЗакСе и на двух площадках в городе.

Законодательное Собрание и губернатор утвердили Правила землепользования и застройки (вступили в силу в феврале 2009 года). Для территории «Охта-центра» установлена предельная высота «фоновой» застройки 48 м., «локального увеличения предельных параметров высоты» – 100 м.

Градостр.
2009 год. ОАО «ОДЦ «ОХТА»» и КГИОП продолжают настаивать на валидности результатов «вертолётной экспертизы» и на том, что фотомонтажей, выполненных с 25 произвольных точек съёмки, достаточно для оценки влияния здания на все городские панорамы. В процессе принятия «высотного регламента» в составе ПЗЗ общественность настояла на проведении экспертизы видимости всех «локальных увеличений предельной высоты». В результате ГУ "НИПЦ генплана СПБ" была проведена "Государственная историко-культурная (градостроительная) экспертиза по высоте локальных увеличений предельных высотных параметров застройки Санкт-Петербурга", зарегистрированная в КГИОП 10 февраля 2009 № 3-960. Заявленная стометровая высота для территории Охта-центра (точка № 70) не вошла в "Перечень объектов недвижимости, локальные увеличения предельных высотных параметров которых не оказывают воздействие на исторические охраняемые панорамы с установленных точек восприятия" (приложение № 4 сводного экспертного заключения). Таким образом, заключение экспертизы является отрицательным по отношению к проекту высотного здания в составе «Охта-центра».

Законодательное Собрание и губернатор утвердили закон Санкт-Петербурга № 820-7 от 24 декабря 2008 г. «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон…», который вступил в силу феврале 2009. Закон установил условия охраны объекта культурного наследия «исторический центр СПб», заведомо исключающие возможность строительства небоскрёба на территории Охта-центра.
Культ.
2009 год, май. Санкт-Петербург посещает делегация Комиссии Всемирного наследия ЮНЕСКО. Администрация Петербурга и пресс-служба ОДЦ «Охта» утверждают, что визит делегации никак не связан с планами строительства Охта-Центра, более того, появляются материалы с заголовками «ЮНЕСКО одобрило "Мариинку-2" и "Охта центр"»…

Общественные организации готовят и передают экспертам комиссии материалы, характеризующие правовые и архитектурные аспекты строительства небоскрёба.

На 33 сессии Комиссии (Севилья, 20 июля 2009) было принято решение (33 COM 7B.118), в котором выражается серьёзная озабоченность планами строительства «башни Охта-центра» и указывается, что при отсутствии изменений проекта объект Всемирного наследия «Исторический центр Петербурга» будет внесён в список «Всемирного наследия под угрозой».

Культ.
2009 год, май-июнь. ОАО «ОДЦ «Охта»» предпринимает попытку провести публичные слушания по вопросу разрешения на отклонение от предельных параметров высоты застройки в нарушение установленной процедуры для того, чтобы решение по данному вопросу было принято в период летних отпусков. Массовые обращения граждан в прокуратуру, в том числе обращение в прокуратуру депутата ЗС Федорова (КПРФ) привели к отмене противозаконного мероприятия и переносу сроков. Градостр.
2009 год. В 2006-2009 годах на реализацию программы Петербургом было потрачено 4.41 миллиарда. 1.88 млрд. рублей были выделены из бюджета в форме субвенций, 2.53 млрд. рублей – в форме бюджетных инвестиций в уставный капитал «Охта-центра».

Сентябрь 2009. Губернатор В.И.Матвиенко поручила КУГИ продать 22,7-процентный пакет акций ОАО «ОДЦ «Охта»». Выкупить его примерно за 3 млрд руб должна некая структура, близкая к Газпрому.

Таким образом, схема финансирования приведена к тому варианту, на котором изначально настаивала оппозиция. Однако, благодаря «эффективной» финансово-инвестиционной деятельности властей, город потеряет около 1 880 000 000 руб., не считая упущенной выгоды.
Финанс.
На протяжении трёх лет Газпром пытался изменить общественное мнение петербуржцев в пользу проекта при помощи дорогостоящей массовой рекламы, PR-кампании и различных "благодеяний", например, переименования "Газпром-сити" в "Охта-центр" и обещания отремонтировать три проспекта в Петербурге. По данным на сентябрь 2009 года большинство петербуржцев выступает против строительства небоскрёба в этом месте. Количество убеждённых сторонников небоскрёба составляет около 7%. Доля противников проекта в целом не только не снижается, но даже выросла по сравнению с 2008 годом. Дискуссия и протест выплеснулись за пределы Санкт-Петербурга и даже России. Общество

 

 


[1] Наших - общественности Санкт-Петербурга и России, включая самые разные общественные движения, граждан, социально ответственных госслужащих, политиков и экспертов.
comments powered by Disqus