01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Граждане

Правоприменительная практика петербургского «закона о митингах»

Вы здесь: Главная / Граждане / Пресс-служба Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге / Правоприменительная практика петербургского «закона о митингах»

Правоприменительная практика петербургского «закона о митингах»

Автор: Пресс-служба Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге — Дата создания: 10.06.2013 — Последние изменение: 25.06.2013
Как действует Закон Санкт-Петербурга «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге» после внесения в него поправок в марте 2013 года? 6 июня 2013 года эта стало темой совещания у Александра Шишлова.

Во встрече приняли участие представители региональных отделений политических партий и общественных объединений  «Единая Россия», «Справедливая Россия», «РПР-ПАРНАС», «Объединенный Гражданский Фронт», «Левый фронт», «Левый фронт-Ленинград», «Национальные демократы»,  «Аврора», «Народный собор», «Наблюдатели Петербурга», «Альянс гетеросексуалов за равноправие ЛГБТ», «Солдатские матери Санкт-Петербурга» и др., а также сотрудники аппарата Уполномоченного и представители Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Администрации Санкт-Петербурга.

Впервые за одним столом собрались активисты различных политических и общественных объединений, регулярно организовывающих публичные мероприятия, и представители исполнительной власти, в компетенции которых находится обеспечение равенства возможностей при реализации права на свободу собраний. Основными темами для обсуждения стали вопросы  получения согласований времени и места проведения публичных мероприятий на территории нашего города, а также практика использования единого специального отведенного места «для публичного выражения общественного мнения» на Марсовом поле.

По данным Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности за первый квартал 2013 года было рассмотрено 91 уведомление о проведении публичных мероприятий, согласовано время и место проведения 37 мероприятий, не согласовано – 54 мероприятий. Основными причинами отказов были: близость заявленных организаторами мест к опасным производственным объектам, проведение на заявленных местах публичных, культурно-массовых и спортивных мероприятий, согласованных ранее, нарушение сроков подачи уведомлений.

По мнению ряда присутствовавших на совещании представителей политических партий и общественных объединений, отказы в согласовании проведения публичных мероприятий не всегда являются правомерными.

Так, 5 июня состоялось первое судебное заседание по делу об обжаловании действий Администрации Санкт-Петербурга, необоснованно препятствовавшей, по мнению заявителей,  проведению 24 февраля 2013 года митинга коалиции «Демократический Петербург» (Уведомление подавалось в Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности четыре раза с предложением двадцати различных мест, но в каждом случае в согласовании было отказано. Местом, предложенным Комитетом, стал поселок Новоселки Выборгского района, от него в свою очередь отказались организаторы мероприятия).

На вопрос Александра Шишлова, почему лидеры политических партий и общественных объединений не используют для проведения публичных мероприятий численностью до 200 человек единое специально отведенное место на Марсовом поле, где не требуется предварительного согласования, большинство участников совещания назвали целый ряд причин, по которым их не устраивает так называемый «гайд-парк» Петербурга. Упоминались политические, религиозные, социально-культурные мотивы нежелания проводить акции в месте мемориального захоронения, проблемы транспортной доступности.   Выяснилось, что единое  специально отведенное место использовалось по назначению один раз – лишь 17 мая 2013 года, причем на эту дату было подано три заявки. В ходе совещания поднимался вопрос о необходимости увеличения количества специально отведенных мест для проведения публичных мероприятий, не требующих согласования. Некоторые участники  предлагали создать  «гайд-парки» в каждом административном районе города, назывались и конкретные адреса: Александровский парк, Александровский сад, Пионерская площадь.

В ходе совещания также выражалась озабоченность невозможностью реализовать право на свободу собрания  вблизи зданий, в которых находятся органы государственной власти, внимание которых хотят привлечь участники акций.

Представителем партии «Справедливая Россия» было внесено предложение о размещении информации о поступивших в Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности уведомлениях на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга (аналогично порядку, установленному в Москве). Эту инициативу поддержало большинство присутствующих на встрече.

Участники совещания высказали пожелание продолжать рабочие встречи по данной тематике.

Подводя итоги, Александр Шишлов отметил, что удовлетворен состоявшейся встречей и заверил присутствующих, что готов предоставлять площадку Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге для конструктивного обсуждения проблем, которые возникают в ходе правоприменительной практики петербургского «закона о митингах».  «Цель наших будущих рабочих совещаний – шаг за шагом совершенствовать механизмы согласования и проведения в Петербурге мирных собраний.  Законодательное регулирование и правоприменительная практика в этой сфере должны стремиться к обеспечению справедливого баланса, учитывающего вопросы безопасности и жизнедеятельности города, приоритетность фундаментальных прав и свобод, гарантированных российской Конституцией. Нам всем еще нужно учиться жить в условиях демократии, уважительно относиться к чужой точке зрения, даже если мы с ней не согласны, а организаторам публичных мероприятий – помнить о собственной ответственности за нарушения порядка их проведения», - сказал Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге.