01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Граждане

Благотворительность в России и Европе. Некоторые идеологические и методологические аспекты

Вы здесь: Главная / Граждане / Бюллетень благотворительности / 3-й конкурс эссе "Благотворительность в Европе и России" / Благотворительность в России и Европе. Некоторые идеологические и методологические аспекты

Благотворительность в России и Европе. Некоторые идеологические и методологические аспекты

Автор: Олег Колесников — Дата создания: 19.02.2012 — Последние изменение: 19.02.2012
Участники: deliya-toys.ru (фото)
Эссе Олега Колесникова, дипломанта 3-го конкурса эссе "Благотворительность в Европе и России".

Итоги 3-го конкурса эссе "Благотворительность в Европе и России"



Об авторе: Колесников Олег Олегович, 22 года. Студент 5-го курса механико-машиностроительного факультета Уральского федерального университета имени Первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург).

 

 

Не бывает чудес. Чудеса не рационализируются, не предсказываются. 

В чудо можно только верить. Значит, чудеса случаются.

 

Как сейчас помню: урок литературы, очень красивая женщина, наша учительница – Неля Николаевна, – похожая на Лию Ахеджакову, пишет на доске  «Фольклор». Не спеша, красивыми, привычными непринужденно-элегантными движениями выводит это слово. Слово-то такое непонятное! Но уже чувствуется привкус чего-то нового, и он приятен. 

Сейчас, когда прошло не так много, но все-таки достаточно времени, для меня фольклор тесно ассоциируется со всем, что создано (изобретено, придумано, замечено, приобщено к культуре) необозримо давно: гармошка, глина, пшеница, язык. Особенно, язык, языковая система. Живая, вечно бурлящая, с устаканившимся ядром, прочная и гибкая. Любой физик позавидует. Любой материаловед. А слова-то какие понятные выдает эта система! Подушка, перешеек, подмога, помощь, благотворительность. Очень, очень точная характеристика.  К чему я, собственно? К тому, что языковая система – это фольклор, а значит, наиболее емкая и сбалансированная штука. Неплохо бы внимательнее смотреть в эту сторону. Черпать вдохновение для повседневности. 

Если достаточно хорошо представляешь, посредством слова, как зарождалось понятие, проще представить себе это понятие в первородном чистом виде, без примеси демагогии. Мне кажется, это универсальный метод, но подробнее чуть ниже. 

Итак, этимология слова проста и, на первый взгляд, удивительно понятна. Творить, в смысле креативной деятельности, добрые дела. Увидели, усмотрели, видимо, наши великие (это не сарказм) предки во фрагментарности, в разнотипных поступках нечто общее, нечто объединяющее. Социальное явление? Думаю, да. Норма? Конечно. Вспоминается фраза, могу быть неточным, «Благотворительность – идентификатор цивилизованности общества», т.е. еще и мерило? Получается, так. 

К сожалению, ключевым недостатком зародившего понятия является вот что: нормам нужно соответствовать (или не соответствовать), это понимает каждый; социальное явление в любом случае осознается человеком, ну и, конечно, важно быть не хуже других, не таким как другие: мерило есть мерило. Все это подгаживает чистоту мыслей, потихоньку, незаметно, из поколения в поколение… Ведь не думал, конечно, не думал а хвале, о набивании авторитета человек, который давно-давно, шел с по пыльной дороге с единственной медной монеткой, отдавая ее по зову кровиночки, слезой катящейся по сердцу, нищему и убогому? Не думал ведь о соответствии? Не думал, конечно. Акт произошел абсолютно естественно.  

Еще один важный недостаток: манипуляция «благим потенциалом» человека: благотворительность из страха, пожертвования церкви дабы не гореть в аду и т.д. Правда, мне кажется, что потихонечку манипуляции подобного рода сходят на нет, сглаживаются историей, объезжаются умудренным человечеством. Заменяются, в конце концов, благотворительностью за налоги. Все-таки, экономические манипуляции «честнее» религиозных. 

Да и с вышеуказанной проблемой можно справиться. Все в итоге притрется, противоречия мотивов чисто естественного, человеческого и социального сблизятся окончательно (такая динамика хорошо заметна), станут единым, новым, более сложным мотивом, который немедленно найдет противоречие еще с чем-нибудь для того, чтобы сближаться, для того чтобы мы жили, чувствовали, любили, творили. Просто уже сейчас нам нужно подумать, постараться направить это сближение по оптимальному, на наш взгляд, вектору. Выработать какую-то стратегию. 

***

О человеческих мотивах.  

Мы стремимся сохранять то, что любим. Два важных момента, тесно связанных между собой: усилия должны быть не напрасны, без сподвижников, без поддержки других людей мотив угасает, даже не разгоревшись. Вместе, поддерживая, заряжаясь энтузиазмом друг друга, раздувая его до впечатляющих размеров, мы можем, сейчас кажется, все! Нужна идея, нужен план! 

Современное российское общество молодо и свободно как никогда в истории. Это, несомненно, благо. Но все самое лучшее проявится в перспективе. А пока… 

Моя подруга, коренная финка, как-то сказала, очень запомнились слова: «Вы еще слишком молодые, глупые как подростки, чтобы думать о других, важно нагрести себе как можно больше». Слова немного обидели: России больше тысячи лет, в России великие древние традиции, у нас есть национальная гордость. Само собой, мы поспорили. Неважно. По большому счету она права. Складывается мнение на улице, на работе, в университете, везде, что часто люди думают примерно так: помогать другому – в ущерб себе. Печально. Переведи бабушку через дорогу – опоздаешь, уступи место в трамвае – устанешь стоять. Ничего, все потихоньку меняется, просто нужно работать. Много и целенаправленно.

***

Об источниках благотворительности. 

Христианство  в нашей стране и в Европе – вечно бьющий родник любви к ближнему, терпимости и милосердия. Чем круче наклоняет жизнь, тем ближе к богу. Церковь – главное материальное воплощение христианской веры. Церковь могущественна. В каждом приходе подкармливают неимущих, дают кров по возможности. Много монастырей, где заблудшие люди честным трудом и праведной жизнью обретают благоденствие. Вместе с тем церковь выставляет определенные требования: не может быть в монастырях атеистов – приобщающийся к церкви – ее дитя. Это существенный минус с точки зрения благотворительности. Благотворительность не знает рамок и границ. Благотворительность без границ. Такое положение вещей, в условиях современной культуры, делает церковь «неполноценной». Много моментов дискредитирующих. Мы ведь видим церковь в ореоле святости, и за любое проявление греха, за любое нарушение моральных или юридических норм ее представителями  с нее спрашивается строже, чем с любой другой организации.  Случаи растления малолетних, поощрение однополых браков в некоторых странах, стремление «пролезть» в политику (даже из благих намерений),  колоссальное имущество Святого престола, предстоящее возвращение не менее большого имущества Русской Православной Церкви ставят под сомнение абсолютную ее приверженность ценностям Христа. Церковь давно уже не гегемон, беспредельно доминирующий в умах людей. Церковь не единственный, и не может им быть, оплот милосердия. Она подстраивается. 

Естественно, что появляется образ чего-то нового, порожденного эволюционирующим, обновляющимся мировоззрением человечества. Обновление форм общественного сознания в рассматриваемом аспекте замечается. Не может не замечаться. Вера в добро сопутствует человечеству всегда и неизменно. А вот формы его проявления постоянно обновляются. Вырисовываются циклическим, спиральным рисунком. Прекрасно!

***

Максим Горький призывал не унижать людей жалостью. Жалеть человека – значит считать его ниже себя. О человеке нужно думать, а не жалеть. Так важно получить шанс,  так необходимо ребенку научиться управлять своими еще неокрепшими пухлыми ножками, чтобы ходить самостоятельно. Нужно помочь в этом чудесном стремлении, нужно в какой-то момент позволить ему попробовать, а не вечно таскать на руках. Да и не получится: с каждым днем все тяжелее и тяжелее. Как прекрасно после первой самостоятельной прогулки почувствовать доселе неведомое, упоительное, но не пьянящее уважение к себе и к другим. Было невообразимо сложно, но он старался, он был сильным, потому что знал, что за спиной мама и папа: с ними он в безопасности. Завтра малыш легко повторит сделанное только что! Он счастлив. Счастлив еще больше: ведь его поступки восхищают окружающих!

Истинно гуманный и милосердный человек, убежден, подходит к благотворительности так: показать путь, ведущий к самоуважению, через самореализацию, минимально ущемляя свободу человека. 

***

Красивая картина, но… Нужно быть реалистом. Ресурсы – основная проблема любой деятельности. Ресурсов всегда не хватает. Но если хватает желания и мозгов – прогресс неизбежен. Никуда он денется. Мы умеем, совсем немного, но умеем, прогнозировать, оптимизировать. У меня возникло несколько идей, которые, надеюсь, окажутся полезными.

Вкратце. Образ благотворительной организации. Привлечение денежных средств – штука самая сложная. Ты не предлагаешь бизнесмену проинвестировать проект, представляя ему бизнес-план. Ты предлагаешь ему просто так, за спасибо, дать денег. Достаточно серьезных денег. Повторюсь, важно, чтобы тебе доверяли. Важна идея благотворительного акта. 

Мне представляется, что проект должен в какой-то степени перекликаться с деятельностью бизнесмена-донора. У каждой компании есть своя целевая аудитория, определенная социальная направленность. Над этим можно подумать в конкретном проекте. 

Психотип бизнесмена имеет существенное значение. Кто-то с радостью оплатит покупку тысячи игрушек, потому что в детстве они очень нравились, кто-то вложит денег в развитие благотворительной инфраструктуры, налаживание различных связей, потому что считает, что выстраивание системы более действенно, чем разовые подарочки. 

Представитель благотворительной организации должен быть умным, энергичным, инициативным, но не агрессивным и не робким человеком. Привлечением денежных средств на улице в большинстве случаев предпочтительно заниматься студенчеству. Когда подходит пара молодых,  полных сил и благих порывов людей, охотнее даешь денег, чем (не хочу никого обидеть, правда) угрюмой женщине лет сорока – сорока пяти. Ощущение, что ты хочешь совершить что-то бескорыстное и по доброй волне, что отдаешь на благое, позитивное дело в первом случае, и надоедливая необходимость дать, когда неприятно давят на жалость в случае втором. Позитивная  форменная одежда светлых тонов также повышает шансы.  

Образование. Я умышленно начал с преподавателя по литературе. То, чему и как нас учат в детстве и отрочестве, накладывает один из самых первых слоев на многослойную и многогранную личность человека. Это мы с вами прекрасно понимаем. В рамках многих предметов изучаемых в школах, колледжах и университетах могла бы красной нитью проходить благотворительность. Она и сейчас присутствует, но я сказал нитью цветом менее ярким. Не красным точно. Чем сложнее задача, тем больше времени нужно на ее решение. Применительно к деятельности благотворительной организации эта идея кажется абсурдной на первый взгляд. Ну как это сделать? Попросить министра образования?..   

Одной благотворительной организации осуществление такой затеи вряд ли по плечу. А вот АССОЦИАЦИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ могла бы это сделать. Совершенно очевидно, что такая ассоциация должна быть создана, а если уже создана, и я об этом не знаю, замечательно! В интернете я, к сожалению, не смог найти ничего в этом роде, поэтому решил написать здесь. Отвлекаясь, такой подход может крепко перенаправить многие социальные процессы.

Итак, создание такой ассоциации назрело. Консолидация усилий многих маленьких организаций, синергия, взаимопомощь и взаимодействие: все это, безусловно, благо. Только подумайте, свой представитель, с консолидированной методологией и т.д., в Министерстве образования (и науки). Наши силы возрастут непропорционально, удесятерено!

Огромное количество плюсов. 

Привлечение известных персон от имени одной большой организации даже для «маленького» благотворительного акта будет гораздо проще, чем сейчас. Серьезный пример – Гринпис. Зеленые приглашают – ну как отказать! Очень важен авторитет, очень важна репутация.

Многие организации находящиеся практически в одном месте (городе) дублируют функции друг друга. Ясно, что консолидация однонаправленной деятельности сразу же даст ощутимый прирост.

Координация и взаимовыручка организаций. Часто бывает так, что не хватает прежде всего людей. Ну и других ресурсов (отвратительная риторика: человек – ресурс), конечно. При расчете на большее количество ресурсов легче планировать и координировать деятельность. Поэтому мог бы в рамках такой ассоциации появиться координационный центр.

Постоянная генерация идей. Благотворительностью занимаются огромное количество самоактуализировавшихся людей. Деятельных, творческих. Возможность собираться большим кругом для нас – счастье. Немедленно потечет еще больший поток бестолковых, но иногда гениальных и очень полезных идей! 

Привлечение средств. Мог бы быть создан специальный отдел, куда входили бы люди, занимающиеся только привлечением средств. Ясно, что таким делом должны заниматься люди специфического склада ума. Да и вообще, разделение обязанностей – вот и снова прирост эффективности работы. 

Обо всем этом можно договориться, обо всем можно подумать гораздо  обстоятельнее. Главное желание. Желание и вера.

Ничего более сбалансированного, проверенного временем, чем фольклор не существует. Все, подмеченное незапамятно давно, верно неизменно. Желание, естественная необходимость совершать благие бескорыстные поступки присутствует в нашей крови, промешиваясь к ней через песочные часы истории. Песчинка за песчинкой. Иногда мы бываем забывчивы, иногда не верим себе. Не верим. Чудеса случаются, если верить. Чудеса случаются.

Екатеринбург, 4-6 января 2011.  


См. также на Когита!ру:

Завершен прием заявок на 3-й конкурс эссе

Итоги 3-го конкурса эссе "Благотворительность в Европе и России"

Алексей Власов. Благотворительность 2.0

Ольга Герасимова. Субъекты благотворительности в Великобритании и России

Роль волонтеров в формировании гражданской ответственности общества

Александр Кустов. Благотворительность в сравнительной перспективе. Религия имеет значение

Артем Тепляков. Благотворительность как элемент институциональной среды предпринимательства в России

Марина Флат. Парадоксы русской благотворительности

Идеи благотворительных проектов

 

 
 
comments powered by Disqus