01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Архив

Сен-Жермен под замком

Вы здесь: Главная / Архив / Архив новостей 2009 / Сен-Жермен под замком

Сен-Жермен под замком

Автор: rashid — Дата создания: 03.07.2009 — Последние изменение: 17.08.2009
У меня в Петербурге есть любимый двор. Двор, получивший прозвища «Сен-Жермен» и «Пале Руаяль». Тихий зеленый сад, на стенах домов -- бюсты в обрамлении цветных венков и латинские девизы.

 

На Литейном вообще немного зелени, поэтому так притягивает сад в глубине двора. Оказавшись у всегда запыленного дома 46 (магазин “Пчеловодство”), я сворачивал под тройную арку, с которой на меня смотрел рогатый сатир, и входил в совершенно другой мир. Безмятежный и полный внутреннего достоинства. Париж? Флоренция? Ватикан? “ANNO DOMINI MCMXII”. 1912. Так получилось, что когда буря невзгод захватывает душу, я часто заходил в этот двор.

 

Доходный дом Александра Христофоровича Пеля принял нынешний вид после перестройки архитектором Александром Хреновым. Тогда на дворовом фасаде появились горельфы изображающие Минерву в античном шлеме и двух персонажей эпохи Возрождения: Джулиано Медичи и Бартоло Колони. Хренов построил и дворовые корпуса -- доходный дом Е.С. Гукасовой, с девизами на латыни: Domus propria domus optima (свой дом -- лучший дом) и Dies diem docet (день учит день). Сад во дворе был зрительно разделен на два решеткой, напоминающей решетку Летнего сада.

В глубине сада стоит дом, получивший прозвание Усадьба дожей, -- там  сперва была оранжерея, а позднее зал, в котором выступали Ахматова и Шаляпин.

Литейный, 46, горельеф во дворе

В 70е годы здесь, во дворе напротив Драматического театра на Литейном собирались "сайгоновцы", хиппи, поэты, музыканты — об этом говорит в конце восьмидесятых БГ в беседе с Житинским.

Некоторое время назад проход в необыкновенный двор оказался закрыт глухой калиткой и калиткой с домофоном, а на закрытых для всех кроме жителей дома центральных воротах появились два заметных плаката: «Ведется ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЕ» и «Ворота РУКАМИ не трогать».

Попасть во двор «неавторизованному» прохожему стало невозможно.

Может быть, в данном случае, для жителей старинного дома установка ворот, калиток и домофона и стала маленькой победой гражданского общества, но ущерб для этого самого прохожего — налицо.

Жилищный кодекс (ст. 44, 2, 2) разрешает собственникам жилья в многоквартирном доме «принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им». Причем речь идет об участке «с элементами озеленения и благоустройства» (ст. 36, 1). 

Объявление на воротах дома 46 по Литейному проспектуПравда, в ст. 36, 5, говорится о том, что «земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, может быть обременен правом ограниченного пользования другими лицами». Далее законодатель оставил фразу, над смыслом которой можно размышлять часами: «не допускается запрет на установление обременения земельного участка в случае необходимости обеспечения доступа других лиц к объектам, существовавшим до дня введения в действие настоящего Кодекса».

Впрочем, навряд ли необыкновенный петербургский двор с садом, прозванный давно Пале Руаяль за то, что он навевает мысли о Париже, можно назвать «объектом», о котором говорится в кодексе.

Кстати, владелец дворца Пале Руаяль герцог Орлеанский открыл сады для посещения всеми желающими в конце восемнадцатого века. Николай Карамзин в «Записках русского путешественника» пишет: «мы  вышли  из  галереи  и  сели  отдыхать  в каштановой аллее, в Jardin du Palais Royal. Тут царствовали тишина и сумрак. Аркады изливали свет свой на зеленые ветьви, но он терялся в их тенях. Из другой аллеи неслись тихие,  сладостные звуки нежной музыки; прохладный ветерок  шевелил  листочки  на  деревьях... Все казалось мне очарованием, Калипсиным островом, Армидиным замком.  Я погрузился в приятную задумчивость...» (письмо от 27 марта 1790).

 

Латинский девиз. Во дворе дома 46 по Литейному.«Пале Рояль» называется и товарищество собственников жилья дома 46. В интернете есть объявление о том, что ТСЖ, созданное в 2007 году, ищет сотрудников. Я попытался связаться с ними по обоим указанным номерам и задать вопрос об их неприступных воротах, но по обоим номерам никто не ответил.

Дом Пеля и сад — не единственные жертвы нынешнего огораживания в историческом центре города. Проходные дворы Питера — такие же памятники истории как и дворцы, только исследовать их лабиринты можно совершенно самостоятельно, гордясь находками, делясь ими со знакомыми. Возможно закрытие двора позволит ему лучше сохраниться для потомков. Но как же ныне живущие? Не все верят Невскому проспекту. Как же совершенно личная и частная привязанность к отдельным уголкам города?..


Первое и третья фотографии автора; другие фотографии: из живого журнала Maskaron_Spb и пользователя filledelundi с сайта photo.lesser.ru.

 

относится к: ,
comments powered by Disqus