01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Среда

Водовод на костях

Вы здесь: Главная / Среда / Локальность / Водовод на костях

Водовод на костях

Автор: Наталья Шкуренок — Дата создания: 22.12.2014 — Последние изменение: 22.12.2014
В Старом Крыму при прокладке новой ветки водопровода строители разрушили древний курган, выбросив останки из нескольких десятков древних мусульманских могил.

Проблема с водоснабжением в Старом Крыму – очень сложная, и решить ее нелегко: поблизости нет никаких надежных и достаточно крупных источников воды. Но Старый Крым – это еще и одно из древнейших поселений. Памятников истории и археологии, возраст которых исчисляется от эпохи бронзы до средних веков, на этой сравнительно небольшой территории несколько тысяч. Понятно, что прокладка водопровода – жизненно важная тема для города, но решить ее местные власти попытались самым предсказуемым способом – напролом, кратчайшим путем, через памятники и могилы предков, вопреки действующему законодательству и здравому смыслу.

– В конце прошлой недели один местный житель услышал, что здесь бульдозер выкопал какие-то старые кости, он первый и сообщил о разрушении могил,  Расим Садрединов, председатель местной мусульманской религиозной общины «Ватан» показывает на длинную траншею, глубиной почти два метра, которая идет по нижней оконечности высокого кургана. – Возмущает тот факт, что водитель бульдозера увидел кости, но работу не остановил. Мы пытались это прекратить, говорили ему – ты разве не видишь, где копаешь? – а он продолжал работать, и разорил тридцать одну могилу!

Заметный холм на окраине Старого Крыма – курган Кемаль-ата, местные жители между собой называют его курган Мамая, по имени того самого легендарного правителя Золотой Орды. По мнению некоторых археологов, могила Мамая вполне могла бы находиться здесь, почти в центре крымского полуострова. Еще с конца 1970-х годов археологическая Старокрымская Золотоордынская экспедиция во главе с Марком Крамаровским, ведущим научным сотрудником Государственного Эрмитажа, доктором исторических наук, проводила на кургане масштабные многолетние раскопки.

– Этот курган – уникальное место, памятник эпохи бронзы, - сказал Марк Крамаровский. – Такие места на полуострове – большая редкость. И все могильник вокруг кургана, как и на всей территории Старого Крыма, тоже являются памятниками. Их разрушение – недопустимо, это полное безобразие.

По мнению специалистов, последние захоронения здесь были произведены примерно во второй половине XIV века. Но все эти столетия память об обитателях древнего города Солхат (на территории которого находится теперь Старый Крым), о священных для крымских татар местах упокоения предков сохранялись в народной памяти. В результате археологических изысканий об этом знают любители древности и местные власти. К сожалению, из-за трагических событий с изгнанием крымских татар с их исторической родины, многие факты истории народа и священные для них места оказались в забвении. Еще при советской власти на подступах к кургану и частично на его западном склоне были построены дома, а на восточном склоне установлен накопитель для воды. И хотя уже с конца 80-х годов прошлого века, особенно после получения Украиной самостоятельности, в Старый Крым, как и на весь крымский полуостров, вернулось немало татарских семей, попытки застроить исторический могильник не прекращаются. Несколько лет назад украинские власти выделили четыре участка под застройку.

Сейчас траншея для водопровода вскрыла сразу десятки могил. Житель, который первым обнаружил выброшенные из захоронений останки, собрал кости и перенес их в местную действующую мечеть-медресе хана Узбека (одну из самых старых мечетей на территории современной России, построенную в начале XIV века). Часть останков татары захоронили во дворе, у ограды мечети, часть все еще находится в помещении – картонная коробка с ними стоит возле дверей. Во дворе находятся и фрагменты древних надгробий, обнаруженные в траншее.

По словам археолога Александра Гаврилова, старшего научного сотрудника Крымского филиала Института археологии РАН, о том, что именно здесь находится могильный курган, власти отлично знали.

– Власти отлично знали, что здесь находится могильный курган, потому что еще в 2103 году мы составили карты с подробным описание и точным указанием, что где находится, - рассказал корреспонденту «Новой» Александр Гаврилов, старший научный сотрудник Крымского филиала Института археологии РАН. – Наши специалисты разработали план создания здесь охранной зоны. Но тогдашние разработчики зоны культурного наследия, еще в Киеве, не учли наши материалы. Они включили в предполагаемую зону руины мечети Бей-барса, а этот участок – нет. Но мы передали все документы в Симферополь, в Комитет по охране памятников.

Фактически, эта древняя территория оказалась все зоны охраны, и нынешняя крымская власть, похоже, продолжает печальную традицию разрушения исторических памятников.

Видимо, подрядчики надеялись, что в этот переходный период сумеют проскочить. Тем более, конец года, деньги надо осваивать. Хотя траншею можно было бы пустить и в обход, но строители решили сэкономить.

Правда, теперь экономия обернется строителям боком: по словам Натальи Гриненко, председателя Комитета по охране памятников Крыма, они уже выдали предписание на остановку работ до согласования проекта археологических исследований. «Мы выезжали на место, предупредили строителей об ответственности перед законом, будем дальше держать ситуацию на контроле», - говорит Наталья Гриненко.

Как считает Вадим Майко, заместитель директора по научной работе крымского филиала Института археологии РАН, заказчик – Служба капитального строительства администрации Крыма – еще не потерял шанс вырулить на путь соблюдения закона.

– Вариант один, простой и хорошо известный, – заказчику необходимо заключить с нами договор на проведение археологических исследований, - говорит Майко. – Нами просчитана площадь, отмечены все объекты, осталось их раскопать. Сейчас по словам археологов, уже идут разговоры, что договор будут заключать. Если бы власти изначально действовали по правилам, все произошло бы проще не так драматично. И, в первую очередь, для самой власти.

– Каким надо быть человеком, чтобы разрушить столько могил, или бульдозерист посмотрел – а, это не наши, татарские, можно разрушить?! – говорят старокрымские татары.

А это уже – неприятный звонок для властей.

Наталья Шкуренок, фото автора