01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Польский Петербург

Опыт сохранения центра Кракова

Вы здесь: Главная / Польский Петербург / Интервью / Опыт сохранения центра Кракова

Опыт сохранения центра Кракова

Автор: Андрей Рысев, Михаил Мильчик — Дата создания: 31.12.2013 — Последние изменение: 03.01.2014
Участники: Татьяна Косинова (фото)
Краков и Петербург - города-побратимы, бывшие столицы, оба - объекты культурного наследия ЮНЕСКО. Как привлекательный для туристов город сделать удобным для жителей центра? Об этом и другом краковском опыте Андрей Рысев побеседовал с Михаилом Миличиком.

Месяц назад, в конце ноября 2013, петербургская делегация реставраторов, депутитов ЗакСа и городских менеджеров посетила Краков, Прагу и Гамбург. Целью поездки стало изучение опыта европейских городов в области реновации и сохранения исторического центра. Все три города входят в состав ЮНЕСКО, поэтому их опыт может оказаться полезным и Петербургу.

Среди вопросов, которые обсуждались в ходе поездки в польский Краков, были означены темы, которые напрямую волнуют специалистов и градозащитников Петербурга - опыт охраны исторического наследия бывшей столицы Польши. Как это делается у наших соседей, и чем вообще отличаются два памятника ЮНЕСКО – Краков и Петербург? Привлекательность Кракова для туристов порой, создает проблемы для коренных жителей. Ремонт, реставрация зданий; транспорт, инфраструктура в историческом центре Кракова – об этом зашел разговор с одним из участников поездки, заместителем генерального директора ОАО «НИИ СПЕЦПРОЕКТРЕСТРАВЦИЯ» Михаилом Мильчиком.

Михаил Исаевич, расскажите о том, что Вы увидели и узнали в Кракове в плане сохранения культурного наследия, какие есть проблемы?

- Ну если говорить о проблемах Кракова, о которых нам рассказали польские коллеги, то это огромное количество туристов - 9 миллионов человек в год. Стоит отметить, это привело к тому, что из центра стали выезжать местные жители. Конечно, их никто не выгоняет, но инфраструктура работает на туристов, нет достаточной инфраструктуры для жителей – тех же магазинов и прочего. К тому же туристы попросту шумят 24 часа в сутки. В итоге в центре осталось всего лишь 800 квартир, где живут жители Кракова. Это крайне мало, и для поляков это серьезная проблема.

С другой стороны, мне понравилось, как решается проблема транспорта в историческом центре. Вокруг центра, вдоль крепостной стены существует такое Бульварное кольцо, а вдоль его протяжения организована система парковок на въездах в центр. В самом центре сделан упор на общественный транспорт. В тоже время, центр не закрыт для въезда машин, но там платные парковки, причем с градацией на очень дорогие и супер дорогие VIP парковки.

Очень ценно было то, что на наших встречах присутствовал представитель комиссии ЮНЕСКО. Поляки сделали то, что требует ЮНЕСКО – они создали в Кракове систему управления объектом культурным наследием. У них это, конечно, сделать проще, чем у нас – у них Старый город это всего лишь 96 гектаров, а Краков целиком 326. Таким образом, им заниматься сохранением культурного наследия проще. Но они находятся только в стадии формирования этой комиссии и они сейчас пока что только участвуют на стадии согласования всех проектов.

- Это как в нашем законодательстве рекомендательный характер?

Да, точно также, но они стремятся к тому, чтобы непосредственно участвовать в принятии решений. Пока же, в историческом центре все-таки какие-то преобразования есть.

Все эксперты отмечают, что в Кракове в великолепном состоянии фасады исторических домов. Как там происходит финансирование подобных работ?

- Это очень важный момент – финансирование всех работ по сохранению исторического центра. Источников 4: Президентский фонд – государственный, общественный фонд, финансирование из средств муниципалитета и 4 – это сами собственники зданий, хотя они и имеют небольшой процент. У них, как правило, нет нашей проблемы – нет коммунальных квартир. Дома находятся в большинстве своем в одних руках – там есть домовладелец, который сдает помещения в аренду. И там мы столкнулись с ситуацией – там нет поквартирного владения за редким исключением и там нет, как я уже сказал, коммунальных квартир. Поэтому, если требуется проводить какие-то работы, то это сделать гораздо проще, чем у нас. К сожалению, это мы, пока не можем позаимствовать.

Что касается наших высотных регламентов, охранных зон, как в Кракове обстоят дела с вопросом законодательной базы?

- У них четкого закона по запрету или ограничению строительства в историческом центре нет – он еще только формируется. До настоящего времени эти вопросы решались комиссиями: представителями общественности, комиссией муниципалитета. В каждом конкретном случае они решают эти вопросы – строительства или переоборудования.

Скажу сразу, что я нашел некий диссонанс: напротив Бабеля, с другой стороны реки Вислы стоит большой торговый центр и портит визуальное восприятие. Тогда я задал вопрос польским коллегам по поводу этого здания. Мне ответили, что это было построено еще в 1970-е годы, когда мы еще не были в ЮНЕСКО, и тогда были другие подходы. Сейчас определенное строительство в историческом центре тоже ведется, но очень мало и все эти вопросы под контролем муниципалитета и общественности.

Вы сказали о комиссиях. Кто входит в эти комиссии и какими властными полномочия они обладают?

- Это, в основном, специалисты, а не чиновники, что важно: историки, архитекторы. Но, правда, это совещательный орган, они не могут принимать решения, они только участвуют в принятии решения. Они могут и настаивать на неправомерности, но пока властными полномочиями они не обладают. Они работают только год и находятся в стадии становления.

Вы сказали, что жилых квартир в центре города осталось 800. Кто же сейчас обитает в историческом центре?

- Центр занят общественной инфраструктурой. Это всякого рода офисы, особенно гостиницы или всякого рода информационные центры – экспозиции, выставочные пространства. К примеру, мы собирались в Торговой палате Кракова: она находится в самом центре города.

Теперь перейдем ко второй части беседы. Какой опыт можно перенять Петербургу из того, который накоплен в Кракове?

- Прежде всего: опыт транспортный. Нам необходимо развивать платные парковки в центре города, чтобы, как бы так выразиться, осложнять жизнь автомобилистам. Это нам просто необходимо и эту проблему необходимо решать как можно быстрее, делая упор на общественный транспорт.

Также необходимо обратить особое внимание на негативный опыт и предусмотреть сохранение жителей в историческом центре Петербурга не отдавать его целиком на откуп туристам. Ну, и, соответственно, сохранять инфраструктуру для жителей, иначе центр станет мертвым. Нет, я совсем не против туристов, но сделать наш центр безжизненным недопустимо. У нас туризм, к тому же, сезонный. Хотя и в Кракове тоже, но вот мы были у них в ноябре, и там было достаточно тепло и туристов тоже много. Ну, а в целом, все-таки надо признать, что охранные зоны Кракова и Петербурга несопоставимы, поэтому и проблемы у нас немного другие.

Записал Андрей Рысев