01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

Впервые в Литве. Часть 1

Вы здесь: Главная / Новости / Травелоги / Впервые в Литве. Часть 1

Впервые в Литве. Часть 1

Автор: Галина Артёменко: текст, фото — Дата создания: 09.01.2014 — Последние изменение: 15.01.2014 Когита!ру
Исторический центр Вильнюса, как и центр Петербурга – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Наша петербургская журналистская группа была подобрана по тематическому признаку: одной из важнейших тем для всех пишущих, радио- и тележурналистов являлась тема сохранения исторического центра, культурного наследия Петербурга. Как с этим обстоят дела в Литве, в ее столице?..

В Вильнюсе я никогда прежде не была. Летом купила в Петербурге на книжной ярмарке в Новой Голландии книгу Томаса Венцловы «Вильнюс. Город в Европе», которую взяла с собой в Литву. Эта книга и стала для меня тем ожиданием города, тем ощущением, с которым ехала туда.

И вот мы с группой журналистов, собранной пресс-клубом «Зеленая лампа», в центре – на Кафедральной площади. Идем к фуникулеру, чтобы подняться на гору Гедиминаса и увидеть Вильнюс с высоты.

Вильнюс уютно расположился в долине, окруженной холмами. И с Башни открывается вид на город: на его исторический центр, ставший объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и на другой берег Нерис – на местный Дефанс – деловой и административный центр Вильнюса с его высотками и 33-этажной Башней Европы, самой высокой в Прибалтике, выстроенной в 2004 году к моменту вступления Литвы в Европейский союз.

Вильнюс встретил нас, приехавших из бесснежного декабрьского Петербурга, снегом и морозом. На Башне мы замерзли и пошли греться внутрь. В Башне располагается филиал Национального музея Литвы, и на третьем этаже развернута экспозиция о Балтийском пути. Фотографии более чем 20-летней давности, нашего общего времени надежд…23 августа 1989 года Балтийский путь начался отсюда – от Башни Гедиминаса в Вильнюсе - и протянулся до Длинного Германа в Таллине, соединив живой цепочкой, рука в руке, свыше двух миллионов литовцев, латышей и эстонцев и ознаменовав стремление стран Прибалтики к независимости, созданию собственной государственности. В 2009 году ЮНЕСКО приняла решение включить документы о Балтийском пути в международный регистр программы «Память мира» и признала акцию феноменом ненасильственного сопротивления. Прошло почти четверть века. И каждый из нас – теперь уже по разные стороны границ, в объединенной Европе и в России – прожил это время, утратив надежды или воплотив мечты, лишившись иллюзий, но став мудрее.

Гидом нашим по Вильнюсу, Каунасу, Тракайскому замку была Надежда Буто. Надежда – не только знаток своей станы, но и тот проводник, который умеет передать любовь, рассказывать так, что хочется возвращаться в Литву снова и снова. Надежда из семьи ссыльных литовцев, родилась в Сибири под Барнаулом. Об истории своей семьи говорила скупо. Вспоминала рассказы мамы, которая прибыла в Сибирь с бабушкой. Как местные женщины встретили, удивлялись: «Думали, врагов народа привезут, а привезли баб с детьми!». Бабушка Надежды, да и мама ее долгие годы, уже после ссылки поддерживали с этими сибирячками дружескую переписку, даже настои лекарственных трав в грелках ухитрялись пересылать…

Дедушка Надежды Буто погиб в лагере в Плесецке Архангельской области, а мама и бабушка после войны ринулись из Сибири в Вильнюс. Это обернулось лагерем под Норильском, а потом снова Сибирью. Надежда вспоминает, что мама долго не говорила ей, что они – литовцы, долго не решалась учить родному языку. А уже когда вернулись (после XX съезда), оказалось, что в университет Надю не примут, только в пединститут…Его и окончила, вышла замуж, вырастила детей…И теперь стала уже в новой Литве одним из лучших гидов, щедро даря другим свою страну, зная ее и любя. Она говорила с нами об архитектуре, истории, музыке, еде, напитках так, чтобы мы почувствовали, узнали, влюбились.

Наша петербургская журналистская группа была подобрана по тематическому признаку: одной из важнейших тем для всех пишущих, радио- и тележурналистов являлась тема сохранения исторического центра, культурного наследия Петербурга. Как с этим обстоят дела в Литве, в ее столице? Исторический центр Вильнюса, как и центр Петербурга – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Генеральный секретарь комиссии ЮНЕСКО в Вильнюсе, историк архитектуры Мария Дремаите рассказала, что еще в советское время – в 1970-х годах в соответствии с новым генпланом застройки города, когда и речи не шло ни о каком объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО, в районе Шнипишкес появились первые достаточно высокие дома. Это по-прежнему самая высокая гостиница в Вильнюсе – «Лиетува», а ныне «Radisson Blu Hotel Lietuva» и 12-этажное здание Министерства мелиорации.

Уже в новой Литве в 2000-е, во время строительного бума инвесторы активно скупали в этом районе землю, на которой появлялись современные высотки, в том числе и здание мэрии города. Сюда «переселили» всех чиновников, освободив помещения, в том числе и в историческом центре. Мария Дремаите назвала в беседе с петербургскими журналистами бум высотного строительства «амбициями, которые проявлялись во всех постсоветских странах». Требования к высоте ужесточились в 2005-2006 годах, а в 2010 году указом министра культуры страны были определены места, где строить нельзя из-за негативного влияния на городской пейзаж. Тем не менее, все же понадобился документ, который определит предельную высоту в буферной зоне города. «Есть ряд современных архитектурных проектов в стороне от центра, но они дальше буферной зоны, - говорила Дремаите о современной архитектуре города. – И сами архитекторы начинают придумывать новые формы, не замыкаясь лишь на высотном строительстве».

С 2005 года ЮНЕСКО проводит инвентаризацию объектов Всемирного наследия, поэтому предлагает всем странам, где такие объекты есть, уточнить их границы и состав. Как рассказала Мария Дремаите, в Вильнюсе при уточнении границ объекта удалось противостоять влиянию девелоперов и инвесторов и оставить территорию в тех же границах – 359,5 га. Объект охраны охватывает 74 квартала с 70 улицами и переулками, 1 487 зданиями и общей площадью помещений 1 497 000 м².

Министр культуры Литвы Шарунас Бирутис рассказал, что страна получает и деньги Евросоюза на сохранение объектов культуры,. При этом из всех средств «на культуру» именно на сохранение исторического наследия идет примерно половина суммы.

Композитор Фаустас Латенас – советник премьер-министра по вопросам культуры – в Петербурге, да и вообще в России не просто частный гость, а вовсе не чужой человек. Он активно сотрудничает с российскими театральными режиссерами, создает музыку для спектаклей. Его, кстати, именно российские журналисты назвали «музыкальным алхимиком». Латенасу нравится, что «петербуржцы умеют побороться за свой город, сохраняя историческое наследие».

Мэр Вильнюса Артурас Зуокас считает, что статус объекта Всемирного наследия дает широкие возможности показать, какой ценностью для Европы и мира в целом является старый город. Но при этом говорит: «Каждый, кто хочет сохранять памятники, по сути, должен сначала сказать «нет», а потом разъяснить, что все-таки можно. Если нет такого диалога и компромисса, то это очень плохо». «Сохранять прошлое мы должны, но нельзя жить только прошлым, - говорит мэр.- Поэтому возник новый город на другом берегу Нерис – это дружба прошлого с настоящим». Зуокас в беседе с нами вспомнил противостояние петербуржцев газпромовской башне, сказал, что поддерживает наше стремление сохранить центр.

Сам Зуокас ездит на работу либо на такси, либо на электрическом самокате. Есть еще услуга «общественных автомобилей», которой чиновник активно пользуется вместе с другими горожанами. Можно доехать на таком автомобиле до любой точки в городе и там его оставить. Или вернуться в исходную точку. Зуокас рассказал, что волевым решением отменил маршрутки, чтобы развивать общественный транспорт. Перед этим тщательно проверяли работу микрушек, выяснили, что зарплата водителей – минималка, а бензина тратится слишком много по сравнению с пробегом. В общем, от микрушек решено было избавиться. Избавились, Нельзя сказать, чтобы всем это понравилось: в транспорте в часы пик привычная давка, а альтернативы, кроме личного автомобиля и такси, больше нет. Зато получили преференции езды по выделенной полосе вместе с общественным транспортом легковушки с тремя пассажирами.

Я спросила Зуокаса, на что больше всего жалуются вильнюсцы властям? Мэр сказал, что на чиновников, дороги и отопление, а также на очереди в детские сады. И добавил: «Однако сами горожане непосредственно с чиновниками не общаются». Мы и сами заметили – граждане приходят в высотное здание, где сидит местная власть, но у лифтов не толпятся. На первом этаже – зона ожидания и окошки, где можно пообщаться и отдать свои бумаги. Причем не надо стоять у окошечка, согнувшись в три погибели.

Про систему одного окна мэр рассказал следующее: «Система действует с 2004 года, все люди, которые приходят в мэрию, напрямую к чиновнику не попадают – сдают свои документы в приемную, куда попадают все запросы от граждан, и там же получают ответ, таким образом, мы хотим избежать коррупции – контакта граждан с чиновниками-исполнителями». По словам мэра, такая система позволяет также легче организовать контроль: «Все документы у нас фиксируются, и на сайте в реальном времени гражданин видит, где находится его запрос и кто занимается его проблемой».

Кстати, на первом этаже высотного здания, где ведется приём граждан, находится любопытная инсталляция – огромная башня из старых часовых механизмов. Не знаю, с намеком или нет создавали эту башню, но время и силы людей такой подход экономит точно. Вспомнилось, что петербургский губернатор Георгий Полтавченко за заседании городского правительства осенью теперь уже прошлого года при обсуждении плана противодействия коррупции в Петербурге на 2014-2015 годы сказал, что «коррупция возникает там, где чиновник вступает в контакт с человеком, которому он должен оказать госуслугу». Петербургский градоначальник тогда призвал минимизировать эти контакты, развивая систему многофункциональных центров: «Чем меньше таких контактов будет, тем меньше соблазнов». Высказывания губернатора принялись обсуждать в соцсетях, иронизировать по этому поводу. А может, стоит попробовать и минимизировать-таки контакт чиновника с человеком? Зуокас рассказал, что и при получении различных разрешительных документов бизнесмены не ходят по кабинетам. Они подготавливают пакет и отправляют его властям, а потом представитель власти приезжает к бизнесмену и привозит ответ. Чтобы не создавалось ощущения бесконечного «хождения на поклон».

Познакомиться с литовским бизнесом и завязать контакт петербуржцам удастся, не покидая родного города. В апреле наступившего года именно в Петербурге решено провести традиционный Всемирный литовский экономический форум. Об этом нам рассказал Альгимантас Акстинас, генеральный директор Литовской бизнес-конфедерации, которая является одним из организаторов форума.

Форум пройдет в рамках Недели литовской культуры и экономики в России. «С 2009 года форум проходит или в Литве или в мировых столицах, - пояснил Акстинас. - В 2014 году выбран Петербург - крупнейший научный, промышленный и культурный центр России, город, тесно связанный с Литвой, где живет много литовцев».

Организаторы посетили Санкт-Петербург в ноябре 2013 и решили, что открытие форума состоится в одном из знаковых мест - в Академической капелле имени М.И.Глинки - и заручились поддержкой премьер-министров обеих стран и петербургских властей.

«Литовский бизнес активно занимается сплочением сил с научными институтами и университетами. Мы подготовили для VI форума ярмарку научных идей, готовы подписать контракты между университетами и академиями наук Литвы и России, - сообщил Акстинас. - Также Литва запускает маленький свой собственный спутник на орбиту, поэтому мы хотели бы поучаствовать в крупных проектах вместе с Россией и в космическом пространстве». Кроме того литовский бизнес готов показать свои достижения в сфере альтернативной энергетики, лазерных и биотехнологий.

Альгимантас Акстинас не скрывает, что много литовцев, в том числе и молодых специалистов, покинули страну в последние годы в поисках работы. Но лично он предлагает думать об этом так: «Мы заинтересованы изменить мышление, по-другому думать об эмиграции молодежи, говорить, что это циркуляция. Человек работает там, где его голова и его компьютер. На благо страны он может работать откуда хочет - из любой точки мира. Поэтому мы хотим задействовать всех литовцев, друзей Литвы, привлекать проекты».

В рамках форума ожидаются дискуссии  «Литва и Россия - государства, решающие мировые проблемы», «Урожай Литвы и России - накормить мир» и другие, а также знакомство с предпринимательскими и инвестиционными проектами Литвы. Хочется надеется, что к тому времени отменят запреты на ввоз литовских продуктов в Петербург.

Увидели мы и Литовский центр народной культуры в Вильнюсе, где уже идет подготовка к юбилейному Литовскому празднику песни – 2014. Он состоится с 28 июня по 6 июля под девизом «Здесь – мой дом». Праздник песни в Литве в 2014-м отметит свое 90-летие: впервые он прошел в Каунасе в 1924 году. 28 июля 2014 года в Долине Песен в Каунасе состоится юбилейный концерт, а далее торжества перенесутся в Вильнюс. Юбилейный праздник составят четыре части – День фольклора, Вечер ансамблей, День танца и День песни. Ожидается, что в Празднике песни примут участие на сцене около 40 тысяч человек, а в качестве зрителей - не менее 200 тысяч. Традиция праздников песни и танца Литвы, Латвии и Эстонии включена ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия.

К празднику дизайнеры центра подготовили коллекцию аутентичных костюмов балтских племен, начиная с I века нашей эры. Для этого ездили в Петербург, чтобы использовать в работе коллекции Эрмитажа и Российского этнографического музея. Эту коллекцию костюмов растиражировали в календарях, ее смогут увидеть и петербуржцы в сентябре 2014-го – в Мраморном зале Российского этнографического музея.

Кроме Вильнюса был еще Каунас – бегом по центру города с фотоаппаратом наперевес, музей Чюрлениса с рассказами Надежды, волшебный, появившийся из лесов, как в сказке, монастырь Пажайлис, выстроенный итальянцами в стиле барокко…

Сестра Эдита была нашим проводником по Пажайлису, она рассказывала о символике монастыря – колодцах слез, трех деревьях-символах семьи – в память об умершем младенце, сыне основателя монастыря Пацаса. В неспешном рассказе сестры Эдиты то и дело звучало: «Колокола были украдены в такую-то войну, скульптуры разбиты тогда-то». Войны катились с Запада на Восток и с Востока на Запад. А монастырь остался.

Еще одна святыня Литвы – Гора Крестов. Добрались мы туда затемно, так что путешествие по горе получилось весьма странным. Тьма, лучи прожекторов и кресты у подножия холма и дальше, вверх, вдоль лестниц, ведущих к вершине. Кресты – а их около 50 тысяч – из разных уголков не только Литвы, а со всего мира. Огромные, со статуями Иисуса и Марии, и крохотные, укрепленные на огромных, и воткнутые в землю. Напоминания о том, что нельзя зажигать свечи. В тишине – литовская речь, мужской и женский голос. Это вещает радиоприемник, настроенный на волну «Радио Мария», поначалу эти голоса в ночи несколько обескуражили. Никто с точностью не знает, как возникла Гора Крестов. По одной из версий, Гора-ровесница литовского католичества – возникла на месте языческого капища, по другой – в 1831 году, после польского восстания 1830 года в Российской империи, в честь павших литовцев. Кресты при советской власти сносили бульдозерами, было четыре мощных попытки уничтожения святыни. Но советской власти нет. А Гора Крестов осталась.

Был на нашем пути и замок Тракай, и улица Караимов, которых занесло в Литву много веков назад. И поместье Пакроюс. Так что продолжение моих литовских заметок следует...

 

Галина Артеменко, специально для Когита!ру