01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

При фронте, при обозе

Вы здесь: Главная / Новости / Книги и журналы / При фронте, при обозе

При фронте, при обозе

Автор: Алёна Юртаева — Дата создания: 18.12.2014 — Последние изменение: 12.01.2018
«Борей» чаще упоминается с приставкой «галерея» и очень редко, как «издательство». А ведь это первая функция, исполненная пространством еще при возникновении. Под началом борейцев изданы уже целые книжные серии, постоянно выходят буклеты, каталоги, сейчас отданы в типографию праздничные открытки, а в минувшую субботу состоялась презентация книги мемуаров Савелия Барунина «Две войны и одно детство»

Первые шаги в работе над книгой были сделаны Савелием Ильичом еще в 1984 году, подтолкнула его к этому дочь (Надежда Виноградова), которой когда-то рассказы папы показались очень интересными, а теперь она является главным инициатором издания его воспоминаний. Но в моменты непосредственной работы, до текста не было никому дела, даже его дочери, которая с одной стороны постоянно подталкивала отца к написанию воспоминаний, но когда он начал показывать свою первую работу, то уделить времени не находилось возможности. Понять это не сложно, беспечность молодости и иллюзия постоянной занятости слишком очевидна и не нуждается в оправданиях.

Но шло время и в 1991 году Савелия Барунина не стало, вот тогда и время нашлось, и текст был прочитан и осознан, но все еще воспринимался, как часть семейного архива. И только год назад Надеждой Виноградовой было принято решение издать воспоминания отца. Первым текст увидел писатель и друг семьи Александр Ласкин: «Эта книга необычайно ценна огромным количеством поистине удивительных подробностей, которые счастливо сохранила память Барунина. Читателя ожидают встречи со множеством героев эпохи – от товарищей Савелия по детским играм до Котовского, Гарькавого, Якира. Впрочем, главный сюжет – это история взросления.  Странно, что в гигантской литературе, посвященной Первой мировой и Гражданским войнам, не было такой темы»

Повествование ведется от лица меленького мальчика, который абсолютно отстраненно пересказывает нам все внутренние перипетии человеческой жизни во время первой мировой войны. Писал он все это для своей дочери Надьки и потому не устает к ней обращаться: «Ты, Надюша, когда была маленькой, тоже любила ее складывать-раскладывать (речь идет о походной кровати, которую купил отец Савелия, в памяти она стала символом начала войны) и часто показывала это причудливое устройство своим подругам, но это было уже после Великой Отечественной». Это полностью меняет отношение к тексту, он переходит в сферу личного. Приходит понимание, что он не предназначался для широкой аудитории. «Подробности жизни, конечно, размыты, все помнится лишь в эпизодах. … Мне было тогда, в 1912-1913 годах, года два или три»

С раннего детства Савелий мечтал стать артистом: «Я буду гореть на сцене» - говорил он матери. И не важно был он на фронте или в тракторном техникуме. Рассматривая фотографии сложно не заметить нарядного Савелия с домрой в руках, и сразу становится понятно, что далеко не тракторы его интересовали.

Позднее была работа в театре Ленсовета и Московском доме актера. «Многие полагают, что артист непременно должен быть знаменитым. Это не так. Точнее не обязательно. Главное отдаваться работе без остатка. Жить ею. Гореть. А отец по-другому просто не мог.» - отмечает Надежда.

К началу работы над воспоминаниями он уже видел не очень хорошо, а к завершению окончательно потерял зрение. «Он мог написать и больше» - фраза, не раз прозвучавшая на презентации и после нее. Без грусти вообще трудно говорить о том времени, без страдания в голосе сложно предаваться воспоминаниям.

Но все это ушло … Все уходит …

Историк кино Евгений Марголин не только написал рецензию, тем самым поддержав издание книги, но в последствии отметил, что это практически готовый сценарий. Сейчас ведутся переговоры о экранизации. воспоминаний Савелия Барунина «Две войны и одно детство».