01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

Вик. Живописные фантасмагории

Вы здесь: Главная / Новости / Искусство. Музеи / Вик. Живописные фантасмагории

Вик. Живописные фантасмагории

Автор: Валерий Вальран, Галина Артеменко — Дата создания: 16.02.2017 — Последние изменение: 16.02.2017
В галерее «Сарай» Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме открылась выставка «Вик. Живописные фантасмагории». Художник, поэт, музыкант Вик (Вячеслав Забелин) умер год назад в Петербурге – 16 февраля. Он скончался скоропостижно, оказавшись в реанимации Боткинской больницы после гриппа.

 

Предваряя открытие выставкихудожник, фотограф, арт-критик, куратор Валерий Вальран написал:

«Мимо плачущих лип и разбитых мансард
Я иду вверх ногами, ступаю назад,
По желтеющим граням альбомного сна…
Вик

Большинство художников, выработав узнаваемый стиль (правда, немногим это удается), в дальнейшем строго его придерживаются, ни на йоту от него не отклоняясь. Критики довольны – помещают такого художника в определенную ячейку своей классификации и в дальнейшем делают лишь незначительные уточнения. Довольны и коллекционеры – любая работа представляет художника, и не нужно особенно ломать голову в выборе произведений для своего собрания.
В эпоху постмодернизма и пост-постмодернизма художник, создавая свой стиль, использует принцип коктейля – беря в качестве ингредиентов языки всевозможных школ искусства, преимущественно ХХ века, и смешивая их в определенных пропорциях. У всех коктейль, но вкус несколько разный. У одного преобладает экспрессионизм, слегка приправленный сюрреализмом, у другого – абстракционизм с вкраплением поп-арта. 
Вик выбрал принципиально другой путь и на протяжении 43 лет своей творческой жизни ему следовал неукоснительно. Он менял стили «как перчатки» и даже в отдельно взятой работе иногда употреблял их дюжину.
В ранний период (середина и вторая половина 1970-х) Вик использовал принципы стиля модерн, но так насыщал его орнаментом и приемами других школ, что от модерна оставался только легкий аромат, не более. В «Благовещении» (1976) он применил прямую и обратную перспективы, Деву Марию одел в голубое платье в цветочек, в качестве ангела изобразил белую птичку в примитивистской манере, а стены и пол сплошь декорировал геометрическим и растительным орнаментом. Даже раму расписал как оклад иконы, но в своем стиле. От модерна остается только красавица со струящимися волосами и полным отсутствием какого-либо религиозного чувства.
В это же время он пишет серию жанровых картин на тему городского быта, или уличные истории – «Автопортрет на фоне Петербурга» (1977), «Дела саратовские» (1977), «Весна на Фонтанке» (1976). Они исполнены в стилистике примитивизма, но как в лубке история подробно развернута в пространстве с множеством типичных городских персонажей, занятых своим делом на улицах и площадях – художник рисует свои картины, босой музыкант играет на скрипке, нищий просит милостыню, краснощекая барышня из окошка ларька продает пиво, а сапожник в своей уличной конуре ремонтирует обувь. Картины на уличные сюжеты оказались настолько характерны, что Музей истории Ленинграда заказал художнику в 1982 году серию работ с петербуржскими типажами ХIХ века, стилизованными под лубок. Вик выполнил заказ. Впервые они экспонировались на его персональной выставке в Музее истории Санкт-Петербурга (особняк Румянцева) в 1993 году. На фоне городской суеты крупным планом даны дворник, сбитенщик, молочница, лоточник, торговцы игрушками и лубками.
Вик писал натюрморты и портреты. Они также полистилистичны – фовизм, экспрессионизм, примитивизм, орнаментализм. В натюрмортах непринужденно использовал коллаж – приклеивал на бутылку этикетку, а на стол газету («Водка, селедка», 1975), раздвигал пространство, разворачивая за столом ночной пейзаж с луной и звездами, золотой маковкой церкви, лунной дорожкой на воде и бабочкой («Натюрморт с арбузом», 1977). Вообще все его натюрморты, как и картины в других жанрах, насыщены значимыми деталями и персонажами. Во многих работах – натюрмортах, жанровых интерьерных и уличных сценах – присутствует кот, нередко один и тот же, бабочки, птицы. Иногда взлетает над городом и сам художник и левитирует в ночном небе вместе со столиком с вином и яблоком, в то время, как ангел в венке и с дудочкой парит над крышей, а кот на земле внимательно за всеми наблюдает («Полет над городом», 1980). 
Вик систематически писал картины, в которых представлен он сам и члены его семьи. Последняя серия так и называется «My Family» и исполнена в 2013 году. Саша изображена на фоне символического петербургского пейзажа; Маня в красном платье в стилизованном футуристическом интерьере; Ольга, покрытая расписным русским платком, стоит на набережной венецианского канала; самого себя художник изобразил с резко деформированным лицом в огромных очках на фоне иконы и атрибутики футбольного клуба «Зенит». Стилистически каждый портрет решен в особой манере.
С середины 1970-х годов Вик писал портреты художников, поэтов, музыкантов ленинградского андеграунда: Глеба Богомолова, Тимура Новикова, Виктора Кривулина (на рубеже 1970-х и 1980-х годов), позже – Юрия Люкшина, Вячеслава Афоничева и других. В 2014 он сделал три портрета, персонифицирующих живопись, поэзию и музыку. Портреты отличаются и стилистически, и семантически. Тимур Новиков представлен как брутальный герой на фоне своих картин. Виктор Кривулин похож на юродивого в интерьере, из окна которого видны крыши Васильевского острова и Нева. Сергей Курехин изображен в качестве романтического поп-героя. Один глаз у него зеленый, а вместо другого – фрагмент фотографического портрета блондинки. На яркий абстрактный фон наклеены вырезки из глянцевых журналов и газет, в частности несколько лозунгов – «Пролетарии все стран соединяйтесь!», «Танцуй пока молодой», «Не мути вод».
С конца 1980-х годов Вик обратился к религиозной тематике, которая с течением времени стала систематической. Его интерпретация евангельских сюжетов далека от канонических. Отца Алипия в монастыре сопровождает рыжий кот, ангелы завтракают яблоками и бананами, Георгий Победоносец поражает змея в канализационном люке, Адам изображен на фоне наскальных рисунков первобытных людей, на столе у Святой Троицы рыба, в «Тайной вечере» за столом изображен Христос и 10 его учеников, и т.д. Некоторые религиозные картины стилизованы под лубок («Воскресение», 1990), другие – решены в условной манере («Кающаяся Магдалина», 2007), а в триптихе «Голгофа» Христос изображен в кубофутуристическом стиле. «Я не религиозный человек. Вера – это часть меня, а живопись – это мой праздник, моя мистерия, мое ”я” и моя большая любовь» (Вик).
После Перестройки Вик много ездил в разные страны. В результате появились триптихи «Андалусия» (1997), «Святой Афон» (1999), «Венеция» (2004), «Иерусалимские лестницы» (2013), а также отдельные произведения – «Мертвое море» (2001), «Флоренция» (2011), «Пиза (2011), «Венеция» (2011), «Рим» (2011), «Галилея» (2012), «Иерусалим» (2012), «Венецианский портрет» (2012), «Готика» (2012).
Творчество Вика фантасмагорично не только по стилю, но и по содержанию. Он населяет пространство холста ассоциациями, видениями, переживаниями, воспоминаниями, которые облекаясь в зримые образы, причудливо и нелогично переплетаются и перебивают друг друга. Иногда эти фрагменты потока сознания заключены в клейма (овальные, круглые, прямоугольные и), но чаще они вплетаются в общую ткань живописного повествования, смешивая различные пространственные и временные планы.
Главный герой картины «В субботу вечером» (1994) представлен вверх ногами, буквально как в стихотворении «…я иду вверх ногами, ступаю назад…». Его ноги, обутые в валенки с декоративными заплатками на пятках, опираются на верхнюю перекладину рамы, тогда как руки – а их три – в нижней части картины. Одна лежит на земле, покрытой снегом, где мужичок с ноготок везет на санках огромное яблоко, стоит рюмка с водкой и летит рыбка. Другая рука держит распластанную гармошку, с ярко раскрашенными мехами, а в третьей руке – древко сачка, в овальном обруче которого поймана летающая тарелка и бермудский треугольник. Наш герой двухголовый – одна как бы реальная, с кричащим ртом, другая – теневая, со скупой мужской слезой. Одет наш персонаж в ярко раскрашенные штаны, ватник и меховую шапку. Из кармана ватника вываливается коробка спичек, пачка «Беломора» и купюра три рубля 1961 года. Этикетка «Беломора» и купюра приклеены к холсту. Слева от руки, опирающейся на землю, стоит пивной ларек, в окне которого румяная продавщица с огромными серьгами и грудью. С правой стороны холста – фрагмент двухэтажного дома, в окне первого этажа мы видим старушку, повязанную синим платочком, а на втором этаже, по-видимому, это мастерская, стоит обнаженная модель. В правом верхнем и нижнем углу помещены клейма овальной формы – вверху летят самолеты разных времен на фоне кровавого неба, а внизу – кот, внимательно смотрящий на вас. Помимо этого, в правом верхнем углу изображена церквушка в летнем пейзаже, ниже нарисовано лицо девушки в профиль, приклеены три карты – семерка крести, дама пик и туз червей, светит круглая луна на фоне темно-синего неба.
В отличие от литературы, где поток сознания разворачивается последовательно по времени, но разорван по синтаксису, в живописи он дан одномоментно. Вик сочетает крупный план и разномасштабность реальности, представленной в различных фрагментах. Кроме того он вводит в пространство картины объекты (этикетки, купюры, вырезки из журналов и газет, карты, фрагменты фотографий) и тексты (буквы, слова, газетные лозунги, дорожные знаки). Это дает возможность строить многоплановые композиции, разворачивающиеся во времени и пространстве. Реальность сочетается с вымыслом, религия с мифом, настоящее с прошлым и будущим. Например, в триптихе «Хранители Петербурга» (2002–2003) помимо трех главных героев – апостола Петра с ключом, Петра I с мечом и Ксении Блаженной с клюкой, представлена Святая Троица крупным планом, Петропавловская крепость, Исаакиевский собор, церковь Смоленской иконы Божьей Матери, фрагменты икон, архитектурные пейзажи, Нева, карта Петербурга, Пушкин с тростью, Ленин с саблей, художник, которого за руку ведет ангел.
В 1978 Вик сделал аннотацию к своим работам на выставке в ДК железнодорожников. В частности он писал: «А здания и мосты, и зеленые скверы все в церквах, и мостовые, и постовые, и остальные все, куда не тронешь пить пиво, сплетаются в праздничные узоры китайских иероглифов и обрастают запахом восточных ковров, свято разграничиваясь на отдельные яркие пятна и цветовые созвездия, кои в свою очередь миллиардами спектральных вспышек без конца и безостановочно вспыхивают без начала и конца, как в каком-нибудь хорошем маленьком театре в Рождество или же, лучше сказать, совершенно без теней, а сами по себе, создавая из каждого пятна законченную часть орнамента. И не помехой тогда становятся и дождь и ночь. И даже снег только сближает отдельные вспышки в неизмеримо огромною декоративную прострацию, и она уходит дальше – за рыхлые стаи облаков, за лопасти земной атмосферы, за ближайшие звезды к далеким… А что странно, так это то, что за всеми этими мелкими взрывами и вспышками /и уже больше: горестями и болью/, не вижу я никакого бега, никакого движения. Всё своим чередом, и ничто не кончается в полнейшей своей безмятежности».

Биография

Вик (Вячеслав Юрьевич Забелин) (1953–2016), родился в Монголии в городе Чойбалсан, в семье офицера Советской армии. Затем семья переехала в Венгрию, а в 1957 году – в Ленинград, где «жили мои предки и родственники. Душой я всегда в Петербурге» (Вик). Рисовал с детства, а с шестого класса занимался в изостудии Дома пионеров.
В 1971 году окончил ЛХПТУ №11 по специальности краснодеревщик-реставратор и в этом же году поступил в Ленинградское художественное училище им. В. А. Серова на отделение декоративно-прикладного искусства. Несмотря на отличную успеваемость по классу рисунка и живописи, в 1973 году был отчислен из училища за «формализм», т.е. за борьбу против школьного монотонного срисовывания с натуры и стремление обрести свой стиль. Зато в стенах училища Вик обрел друзей и единомышленников в искусстве (Алена, Сергей Сергеев и другие).
Работал реставратором в музее Петергофа, оформителем и художником-бутафором в Александринском театре и театре кукол им. Деммени, кочегаром, грузчиком, дворником и т.д.
В 1975 году Вик вместе с Аленой и Сергеем Сергеевым основал группу «Алипий», в которую вошли Сергей Скроденис, Виктор Трофимов, а несколько позже – Александр Александров. Группа получила название в честь архимандрита Алипия, наместника Псково-Печерского монастыря, у которого получили благословение художники ленинградского андеграунда – Михаил Шемякин, Анатолий Васильев, Владимир Овчинников, Валентин Афанасьев, Юрий Люкшин, Александр Исачев, Евгений Орлов. Поездка в монастырь к отцу Алипию оказалась для Вика судьбоносной – он не только получил духовную поддержку и обрел веру, но и заинтересовался религиозными сюжетами. Как он вспоминает: «На эти сюжеты меня вдохновила история, которая произошла со мной в середине 1970-х годов. До этого я не имел к церкви никакого отношения. Мы с друзьями – такими же молодыми авторами – задумали организовать коммуну, снять мастерскую, но денег на это не было. От знакомых узнал о монастыре, настоятель которого всегда привечал художников и поэтов. Мы приехали туда, захватив свои картины. Нас тепло встретили, выделили помещение, где мы могли работать. Поразила и богатая коллекция монастыря, где было собрано множество шедевров, начиная с эпохи Возрождения. Наверное, именно тогда я почувствовал все это».
В 1977 году группа «Алипий» обосновалась в комнате коммунальной квартиры на Лиговке, 97, а позже переехала на Лиговку, 127, где было три комнаты, чердак и отдельный вход. Здесь художники работали, жили, показывали свои работы. Это была одна из немногих, если не единственная, творческая мастерская неформального объединения, открытая для художников и любителей в течение 5 лет. Здесь можно было встретить Лену Фигурину и Тимура Новикова, Юрия Люкшина и Анатолия Басина, а также молодых начинающих художников, приходивших показать свои работы и получить поддержку. Душой и центром этого объединения был Вик. Многие художники вспоминают Вика с благодарностью как идеального наставника. В частности Константин Троицкий говорил, что Вик очень помог ему в начале творческого пути.
В 1978 году в ДК Железнодорожников прошла выставка группы «Алипий» (Вик, Алена, С. Сергеев, В. Скроденис, В. Трофимов). Это была не только первая официальная выставка группы, но и первая выставка художников Новой волны (семидесятников). Позже (1979) прошла выставка группы «Летопись» и другие, представляющие творчество художников, вышедших на сцену Ленинградского андеграунда после выставок в ДК им. И. Газа (1974) и ДК Невский (1975).
После неофициальной выставки на ул. Бронницкая (1981), закрытой КГБ, Вик участвовал в организации Товарищества экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ) и экспонировался на всех выставках этого объединения на протяжении его существования (1981–1991).
В 1983 году мастерская группы «Алипий» на Лиговском проспекте прекратила свое существование и одновременно распалась сама группа. Художники «Алипия», как, впрочем, и «Летописи», объединились не по стилистическим принципам, а совершенно по другим – дружеское расположение, общая нонконформистская судьба, организация совместных выставок, взаимная поддержка и т.д. Каждый из художников группы «Алипий» был достаточно самостоятелен и ко времени распада группы обрел свое стилистическое своеобразие и уверенность в собственном творчестве. Кроме того, проблему организации выставок андеграунда взяло на себя ТЭИИ и успешно ее решало.
За время существования группа «Алипий» провела три квартирные выставки (на квартире у С. Сергева, 1977, у Ю. Новикова, 1977, у Логиновых, 1978, уличную – у церкви Кирилла и Мефодия (церковь Шестаковской Божьей Матери) 1978), серию передвижных выставок (в Репино, Солнечном, Курорте и других пригородах, 1978) и четыре официальные выставки – ДК Железнодорожников (1978), Университет города Тарту (1979), Крымская астрофизическая обсерватория (1980), Ленинградский Дворец молодежи («Выставка четырнадцати», 1981). 
Во время перестройки Вик участвовал в организации и функционировании различных художественных институций и галерей – Санкт-Петербургского гуманитарного фонда «Свободная культура» (1990), с 1999 – Товарищество «Свободная культура»), галереи «Ариадна», «Арт-Коллегия» и других. 
В последние два десятилетия Вик стал публиковать свои стихи, которые писал с начала 1970-х годов. Он был инициатором и координатором международных художественно-литературных проектов «Сборник», «Мера всех вещей», «Палитра созвучий». 
Выставляться Вик начал с 1977 года на неофициальных квартирных выставках, а с 1978 – в выставочных залах и галереях. Его первая персональная выставка прошла в Крымской астрономической обсерватории в 1982 году. Он активно участвовал в групповых выставках, но мало заботился о собственных персональных. Следующая, грандиозная, прошла через 11 лет в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, где он показал живопись, графику и икону. После перестройки Вик участвовал в международных выставочных проектах в Польше, Германии, Португалии.
Работы художника хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Литературно-мемориальном музее Ф. М. Достоевского, Музее нонконформистского искусства, Музее современных искусств им. С. П. Дягилева, Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Московском государственном музее народной графики, Вологодской областной картинной галерее, Музее друзей (Собрание Саввы Ямщикова), Валаамском музее заповеднике, Национальной картинной галерее им. И. К. Айвазовского (Феодосия, Украина), Музее Метрополитен-Опера (Нью-Йорк, США), Центре гравюры и графики г. Лиссабон (Португалия), Музее Зиммерли (Zimmerli Art Museum, Нью-Джерси, США), Музее движения «Солидарность» (Гданьск, Польша).
Умер Вик 16 февраля 2016 года. Похоронен 20 февраля на Смоленском кладбище после отпевания в церкви Смоленской иконы Божьей Матери.

Галина Артеменко