01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

Кормить искусство

Вы здесь: Главная / Новости / Искусство. Музеи / Кормить искусство

Кормить искусство

Автор: Галина Артеменок — Дата создания: 29.05.2013 — Последние изменение: 29.05.2013
Участники: Фотографии Галины Артеменко, Ольги Строжаровой, семейный архив Галины Вайнман-Строжаровой
Когита!ру
Галина Артеменко специально для Когита!ру о наследии художницы Галины Вайнман-Стожаровой и проблеме создания в Петербурге ее мемориальной мастерской.
Петербург богат художественными династиями – Бенуа,  Харшаков-Корниловых, Пакулиных – список можно продолжать.  Дочь петербургской художницы Галины Вайнман-Стожаровой – тоже художница Ольга Стожарова рассказывает, что в их доме – доме трех поколений художников было принято говорить и делать так: «Надо кормить живопись, надо кормить искусство». 

 
Следовали этой формуле, сформулированной  бабушкой - скульптором Марией Харламовой -  буквально. Зарабатывали, прежде всего, чтобы покупать в дом холсты и краски, а потом уже еду. 
«Бывало – пустой холодильник, но у нас есть краски, и Галя (так Ольга теперь называет маму, умершую более полугода назад) едет на этюды, работает с утра до позднего вечера. 
 
Семья Галины Строжаровой-ВайнманнОна на пейзажах с другой стороны писала – фиксировала свое состояние, что чувствует, где работает – на канале Крюковом или на линиях Васильевского острова. На обороте одного из пейзажей дословная надпись: «Так помни же, Галя, чего стоила тебе эта работа».

Возвращалась домой – сразу показывала, что создано, рассказывала однажды как поливалась водой из Невы, потому что стояла невыносимая жара. Ольга потом тоже вот так же вот ходила с матерью на этюды.

(Фото слева: Семейный портрет: скульпторы  М.А. Вайнман и М.М. Харламова и живописец Г.М. Вайнман-Стожарова.)

 

Галина Стожарова оставила, кроме живописных работ, и лаконичные тексты – о себе, о видении окружающего мира:

«Я за натуральность.

Творчество - это энергетическая отдача.

Я люблю солнце, тепло и волю.

Цель творчества для меня – передача теплового заряда.

Люблю закаляться, купаться в холодной воде.

Люблю глубокие августовские ночи с большими звездами.

Очень люблю красивые народные игрушки – деревянные и елочные. 

Их ликование.

Люблю в людях детскую наивность.

Не люблю прагматизм, расчетливость.

Люблю листья, улочки, светло-голубое небо,

Дома, освещенные весенним солнцем.

И еще я люблю улыбающихся людей,

Улыбки».

Фрагмент меморильной мастерской семьи СтрожаровыхОльга Стожарова не оставляет надежды создания на благотворительных началах мемориальной мастерской, где она могла бы рассказывать всем о своей семье: дедушка и бабушка - Моисей Абрамович Вайнман и Мария Матвеевна Харламова, родители Галины Вайнман-Стожаровой – известные скульпторы, создававшие рельефы Пискаревского мемориального кладбища, их работы хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галереи, Центрального выставочного зала "Манеж", других музеях страны. Мария Харламова – дочь известного скульптора-монументалиста Матвея Харламова, работавшего в Петербурге в начале минувшего века. Но пока реализовать свою мечту Ольга Стожарова не может – после смерти Галины Вайнман-Стожаровой Санкт-Петербургский Союз художников в ультимативной форме попросил Ольгу Стожарову освободить мастерскую матери - в мансарде дома №38 на 7 линии Васильевского острова. Как сообщает сама Ольга Стожарова, не просто попросил - были вскрыты двери мастерской. В Союзе художников объясняют, что художников слишком много, а мастерских - наперечет, всем не хватает. У самой Ольги Стожаровой имеется мастерская на Песочной набережной, которая просто не в состоянии вместить все наследие. Творческое наследие  живописца Галины Вайнман-Стожаровой насчитывает более 1500 живописных работ. большинство ее произведений было создано на Васильевском острове.

Хранить молодость и свободу – из последних сил

В апреле в арт-центре «Пушкинская, 10» в Малом зале Музея нонконформистского искусства с успехом прошла выставка Галины Вайнман-Стожаровой «Молодость и свобода». 

"Самая главная и самая трудная задача сохранить молодость и свободу, потому что общество опутывает по рукам и ногам, чтобы этого не было и, кроме того, есть тело - молодость которого сохранить тяжёлая задача. А дух быстро падает - его тоже придавливают. Вот и справься. И всё же - хранить молодость и свободу - из последних сил", - писала в свое время Галина Вайнман-Стожарова. Выставка на Пушкинской, 10 была посвящена одной из трех составляющих работы художницы. Она писала пейзаж, натюрморт, ню. Работы, которые были представлены на выставке «Молодость и свобода» - это, как пишет искусствовед Лариса Скобкина: «Одна из любимых тем Галины - обнаженная натура - присутствовала в ее творчестве на протяжении трех десятилетий. В этих работах Галине Вайнман-Стожаровой удалось передать захватывающее чувство восторга перед красотой женской плоти. Сильным и точным движением кисти художница охватывает силуэт — как охватывает взгляд — в его выразительной завершенности. Отсутствие деталировки, энергия широкой контурной обводки и насыщенный цвет передают эмоциональный накал от восприятия натуры. Извечная красота форм женского тела сводится к емкой формуле. Цветовое решение диктуется характером модели. Цвет передает не внешнее, но внутреннее: сумрачный, приглушенный, спокойный или неистово яркий — он выявляет свойства натуры, рассказывает о них, выводя жанр «ню» на уровень психологического портрета».

ольга строжарова.JPGОльга Стожарова (на фото слева) каждый день ходила на выставку – наблюдала, как приходят, вглядываются в полотна зрители, приносила с собой диски с записями Эдит Пиаф: «Нет, я ни о чем не жалею» - доносилось негромко, привнося дополнительную, «звуковую» краску в атмосферу выставки.  Я спросила, что бы хотела создать Ольга в мастерской матери: «В этой мастерской на Васильевском острове, на 7-й линии, 38 видны скаты крыш, она вообще напоминает мастерскую неподалеку – не на 7-й, а на 8-й линии, где жили бабушка и дедушка с аленькой Галей после войны, их дом в Лигово сгорел в войну. И маленькая Галя, просыпаясь на Васильевском, видела гипсовые головы вокруг. А еще ее окружало огромное количество книг по искусству, которые покупал отец. В этой мансарде всегда звучала классическая музыка – отец сам сделал звуковые колонки. Там же рисовали родители – и это было священное дело. В мастерской Гали я бы рассказывала о семье – о художественной династии, традициях, творчестве, нашла бы спонсорские деньги, а у города ничего бы не просила, только продления договора аренды».

Происходящее – неуважение к собственному наследию

За создание мемориальной мастерской художественной династии высказывались многие известные люди – от Сокурова до Шагина. "Возмущен положением дел вокруг мастерской" и заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский: "Все претенденты на мастерскую - ничто по сравнению с этими мастерами, происходящее-неуважение к собственному наследию". Доктор искусствоведения Ирина Карасик говорит: "Здесь речь идет о наследии художников статусных, вошедших в историю ленинградского и отечественного искусства. Не возникает даже вопросов о необходимости устройства мемориальной мастерской". Писали письма вице-губернатору Василию Кичеджи, в Минкульт. Но ничего пока не решилось, Союз Художников твердо стоит на своем – на мастерские очередь, художников слишком много, а недвижимости для творчества не хватает…

Галина Вайнман-СтожароваДля справки: Галина Вайнман-Стожарова родилась в Ленинграде в 1940 году в семье известных скульпторов М.А. Вайнмана и М.М. Харламовой, учеников и продолжателей школы А.Т. Матвеева. Окончила Ленинградский государственный университет (1963) и Художественное училище им. В.А. Серова (1964).

С 1988 года – участник многочисленных групповых выставок в Санкт-Петербурге ("Петербург», ЦВЗ «Манеж»; Международная биеннале «Диалоги», ЦВЗ «Манеж»; Биеннале пастели, Выставочный центр Союза художников; Международная биеннале графики, ЦВЗ «Манеж» и др.), выставок в Москве, Киеве, Риге, Таллине, Саратове, Калининграде, Львове, Вильнюсе.

Персональные выставки художницы состоялись в галерее «Артифиция», Берлин (1996); в галерее «An der Steige Zwei», Майнц-Финтен, Германия (2001); в Музее нонконформистского искусства, Санкт-Петербург (2007), в Государственном музее истории Санкт-Петербурга (2007), в галерее «Борей», Санкт-Петербург (2008); в Малом зале ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург (2010). Последняя выставка демонстрировалась в апреле 2013 на Пушкинской-10 (ниже более подробная информация о ней).

Работы находятся в коллекциях Музея нонконформизма, Санкт-Петербург; Государственного музея истории Санкт-Петербурга; в частных собраниях России, Германии, Австрии, Франции.

Г.М. Вайнман-Стожарова являлась членом Союза художников, Международной федерации художников ЮНЕСКО IFA, Товарищества «Свободная культура».

И еще цитаты из текстов Галины Вайнман-Стожаровой: 

«Меня трогает, возбуждает красота в людях, цветах, природе, архитектуре, фруктах, предметах окружающих меня.

Это восхищение побуждает к работе

И я стараюсь передать красоту окружающего мира.

Передать это чувство восхищения,

Передать его сильным, свежим, ярким.

Может быть даже немного преувеличенным.

Потому что искусство условно по сравнению с жизнью.

И, отталкиваясь от реальности, я создаю свой мир».

 

Подготовила Галина Артеменко, специально для Когита!ру

 

 

Gorod_6.jpgИз пресс-релиза о персональной выставке живописи Галины Вайнман-Стожаровой «Молодость и Свобода» /Малый зал Музея нонконформистского искусства, 6-28 апреля 2013, Куратор – Евгений Орлов/

6 апреля в Малом зале Музея нонконформистского искусства состоится открытие выставки Галины Вайнман-Стожаровой «Молодость и Свобода», где будут представлены работы автора, раскрывающие одну из граней творчества художницы 1980-х – 2000-х гг. – обнаженная модель.

Как писал А.Г.Раскин: «Самостоятельную сюиту в творчестве Галины Вайнман-Стожаровой составляют обнаженные модели. В позах, чертах лиц художник решает психологические задачи, определяя характер и темперамент.

Осевой и доминирующий принцип художницы – широкая линия контура. Она формирует пластику образа, концентрирует локальность цветового решения, делает его пронзительным, эмоционально заражающим, праздничным».

«Однажды познав радость называть все окружающее языком своего искусства, Галина Вайнман-Стожарова много работает. Сильный рисующий контур отбирает в натуре самое главное: большую форму, характерный силуэт и ритмический строй объекта. Цвет не ищет каких-либо промежуточных переживаний и их нюансов. Цвет используется во всю силу. Он рассказывает об абсолютных возможностях объекта. Природа в работах Галины Вайнман-Стожаровой живет в великом покое никогда не уходящего лета» (А.С.Заславский).

Художница пишет маслом, акрилом и тушью, добиваясь сильного эмоционального воздействия. Духовная основа всех ее работ – безоглядная смелость. Она фиксирует впечатления раскрепощено и радостно, включая в геометризированно-пластическую форму темпераментность и силу цвета.

О творчестве Галины Вайнман-Стожаровой можно сказать словами Марка Шагала: «В нашей жизни, как в палитре художника, есть только один цвет, способный дать смысл жизни и Искусству, – Цвет Любви».