01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

Айседоре Дункан посвятили симпозиум

Вы здесь: Главная / Новости / Искусство. Музеи / Айседоре Дункан посвятили симпозиум

Айседоре Дункан посвятили симпозиум

Автор: Елена Юшкова — Дата создания: 28.07.2013 — Последние изменение: 08.08.2013
Елена Юшкова специально для Когита!ру о первом международном симпозиуме дунканистов в Вашингтоне.

 

Первый международный симпозиум, посвященный творчеству Айседоры Дункан, недавно прошел в американской столице, в университете Джорджа Вашингтона. Он собрал более пятидесяти участников, среди которых – танцовщики, хореографы, исследователи танца, психологи и педагоги из самых разных штатов Америки, а также специалисты из Германии и России.

дунк_6.jpgСуществует ли танец Айседоры Дункан сейчас, в XXI веке? И если да, то что с ним происходит: застыл ли он в неких окостеневших формах или продолжает развиваться? Если развивается, то как далеко ушел от оригинала? Поскольку танец передавался только из рук в руки – от учениц к ученицам и только в конце XX века был зафиксирован  на бумаге с помощью лабанотации (системы записи движения, изобретенной немецким хореографом Рудольфом Лабаном), то что от него осталось сегодня? Зачем танец Дункан нужен и кому?

На эти и многие другие вопросы пытались ответить практики и теоретики из так называемого «мира Дункан». В течение трех дней с 7 часов утра и до 10 вечера проходили различные мастер-классы, дискуссии, исторические сессии, видеопоказы.

Во время симпозиума прошло 26 сессий, как танцевальных, так и устных. Дунканистки понимают друг друга с полуслова – и в движениях, и в дискуссиях. Во время одной из сессий они попытались сформулировать основные идеи Айседоры, высказанные ею более столетия назад и живущие по сей день. Прежде всего, это музыкальность движения и чувствительность к малейшим нюансам музыки, движение из центра (который в человеческом теле находится примерно в районе солнечного сплетения), гармония всех частей тела в процессе движения, текучие плавные движения, которые на первый взгляд кажутся очень простыми. Каждое из этих утверждений появлялось в борьбе с представлениями начала ХХ века о танце, о женском теле, о музыке, которая может быть использована для танца. 

дунк_3.jpg- Даже сейчас существует много мифов о танце Дункан, - говорит Валери Дернхам, одна из организаторов симпозиума. – Например, считается, что он так прост, что каждый может его исполнить практически без подготовки, что танцы Айседоры не «поставлены», а просто импровизировались ею на сцене, что когда она умерла, то ее танец умер вместе с нею, что сегодня этот танец совсем неактуален, что дунканистки находятся не в лучшей танцевальной форме, что Дункан была большевичкой и ненавидела Америку… Вот лишь некоторые из них. Все собравшиеся на Симпозиуме прекрасно понимают абсурдность этих утверждений, мы знаем, как трудно освоить эту технику и что танец Дункан – это не просто историческое наследие, которое нужно сохранять, но это -  живая, современная и по сей день очень выразительная форма искусства  (подробнее об этом можно прочитать в статье Валери Дернхам.

В основном, конечно, разговор шел о воспитании с помощью танца Дункан, потому что большинство приехавших на cимпозиум занимаются преподаванием. Система Айседоры востребована – многочисленные студии в разных городах США не испытывают недостатка в обучающихся. Есть даже студии для инвалидов, где люди с ограниченными возможностями постигают философскую хореографию Дункан на практике и, как продемонстрировала одна из участниц симпозиума на видеозаписи, вполне успешно практикуют отдельные элементы танца – те, которые им по силам.

дунк_2.jpgКак это ни печально, но современные дети зажаты не меньше, чем в пуританские времена, хотя нынче и не носят корсетов. Сейчас дети проводят большую часть дня за компьютерами. Это искажает их мускулатуру, грудная клетка не может нормально двигаться, человек не может нормально дышать… надо ли дальше продолжать эту полумедицинскую цепочку? Как рассказывалось на одной сессий симпозиума, в процессе занятий по системе Дункан дети и подростки начинают постепенно освобождать дыхание, раскрепощать тело и вскоре буквально расцветают.

дунк_4.jpgПоэтому можно смело утверждать, что воспитание через танец Дункан носит не только эстетический характер, что само по себе тоже немаловажно.

Организаторами cимпозиума стали представители четвертого поколения танцовщиц-дунканисток: Синтия Ворд и Валери Дернхам из Вашингтона, Мэг Брукер из Техаса, Дженнифер Спроул из Чикаго и Ингрид Зиммер из Мэриленда.

 

Все они являются ученицами учениц самой Дункан, генеалогия которых начинается от шести выпускниц первой школы Айседоры в Германии, которым Айседора еще в 1910-х годах дала свою фамилию. Четверо из них – Ирма, Мария-Тереза, Лиза и Анна – воспитали новое поколение учениц, те, в свою очередь – еще одно. Таким образом искусство Дункан, не запечатленное кинокамерой при ее жизни, сохранилось в мировой культуре, хотя и немного изменяясь под влиянием разных индивидуальностей и веяний времени.

На симпозиуме присутствовали и проводили свои мастер-классы такие признанные мастера, как Лори Белилов и Джин Бресчиани из Нью-Йорка, Дженея Лин Роз из Аризоны, и многие другие, представляющие предыдущее, третье поколение и внесшие большой вклад в сохранение наследия американской танцовшицы-реформатора.

- Симпозиум оказался очень успешным, - говорит Синтия Ворд, организатор. - Он продемонстрировал глубину и жизненность той формы искусства, которую создала Айседора Дункан, актуальной не только для танца как такового, но и, например, для соматической практики (восстанавливающей связь телесного и душевного в человеке), танцевальной терапии и оздоровления человека, для совершенствования хореографической техники, для индивидуального самовыражения и для создания определенной общности людей.

дунк_5.jpgВ конце симпозиума дунканистки (все в разноцветных туниках) исполнили некий ритуал: подняли руки кверху – так Дункан обозначала Вселенную, затем опустили вниз – в системе координат американской танцовщицы таким образом представлялась Земля, потом поднесли обе руки к сердцу и выбросили вперед и в стороны, к людям, что значит – дружба.

 

Об авторе: Елена Юшкова, закончила факультет журналистики и аспирантуру МГУ, факультет менеджмента СПБГУ. Кандидат искусствоведения, исследователь творчества и биографии Айседоры Дункан, заведующая кафедрой дизайна Вологодского филиала Столичной финансово-гуманитарной академии, автор нескольких документальных фильмов. Живет в Вологде.

 



Другие тексты  Елены Юшковой на Когита!ру:

Путешествие в прошлое длиною в девять дней

Петербургские театры на «Голосах истории» в Вологде

Письмо Президенту об авторском праве

Босиком по земле…