01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Лица

Наблюдение за выборами в Кыргызстане

Вы здесь: Главная / Лица / Колонки / Виктория Андреева / Наблюдение за выборами в Кыргызстане

Наблюдение за выборами в Кыргызстане

Автор: Виктория Андреева: текст, фото — Дата создания: 20.10.2017 — Последние изменение: 23.10.2017
15 октября 2017 года в Кыргызстане – самой свободолюбивой из Центральноазиатских стран – состоялись выборы президента республики. Я была международным наблюдателем, аккредитованным от датской НПО “Silba”.
В составе делегации наблюдателей была молодежь из Дании, Голландии, Норвегии, Германии, а также из других стран.
На финишную прямую предвыборной гонки в Кыргызстане вышли 11 кандидатов, основная интрига заключалась в том, будет ли второй тур, или один из двух главных претендентов – Сооронбай Жээнбеков или Омурбек Бабанов – сможет выиграть уже в первом туре. 
Еще двое кандидатов Темир Сариев и Адахан Мадумаров также имели шансы набрать значительное количество голосов в разных районах страны. Одним из кандидатов также была женщина Токтайым Уметалиева, что в общем-то очень неплохо для государства с мусульманским большинством.
Административный ресурс был задействован за Жээнбекова, тогда как Бабанов, по сообщениям наблюдателей и местных жителей, активно использовал свои финансовые средства для подкупа избирателей.
Политическая программа основных кандидатов не сильно отличалась, однако 58-летний Жээнбеков позиционировал себя как продолжатель политики действующего президента Алмазбека Атамбаева, представляющего ту же Социал-демократическую партию, а более молодой 47-летний Бабанов говорил о необходимости реформ. Оба были в разное время премьер-министрами Кыргызстана, оба придерживаются довольно пророссийского внешнеполитического курса. При этом местные эксперты сравнивали кандидатуру Жээнбекова с кандидатурой Дмитрия Медведева на выборах президента РФ в 2008 году, считая, что он будет несамостоятельным политиком, занимающим место для Атамбаева до следующих выборов.
Город был завешан агитационными плакатами основных кандидатов. Команда Жээнбекова придерживалась классического для постсоветского пространства стиля агитации – серьезный мужчина в костюме и галстуке на фоне стандартных лозунгов, которые подошли бы и Единой России («Единство народа – навсегда», «Интересы страны дороже всего»). Тогда как штаб Бабанова выбрал более неформальные фотографии политика, улыбавшегося, выступавшего на митингах, смотрящего вдаль, в светлое будущее, слоганом компании был лаконичный «Путь вперед».
В Кыргызстане было организовано 2375 участковых избирательных комиссий, а также создано 33 дополнительных УИКа, за границей можно было также проголосовать на 37 УИКах.
Silba не сразу удалось аккредитовать всех наблюдателей, однако ближе к выборам ЦИК Кыргызстана смилостивился и дал аккредитацию всем, а также вручил всем наблюдателям пакет с сувенирами, конституцией, законом о выборах и другими, необходимыми для эффективного наблюдения, материалами.
В день выборов моей команде удалось посетить 12 избирательных участков, понаблюдать за процедурой открытия УИКов, проведением голосования и подсчетом голосов.
Система организации выборов в Кыргызстане можно признать передовой для всего постсоветского пространства – перед голосованием все желающие проголосовать должны были проверить наличие своих данных в списках избирателей и сдать биометрические данные. В день выборов избиратели должны были подойти к операторам, предъявить документ, удостоверяющий личность, пройти идентификацию по биометрическим данным, получить чек и затем уже подойти к члену УИК, который выдает под роспись бюллетень для голосования.
Во время прохождения процесса идентификации ФИО, фотография и номер голосующего в списке избирателей высвечиваются на экране для удобства контроля со стороны наблюдателей, если человек успешно проходит процедуру идентификации, то экран становится зеленым, если нет – красным, если человек не сдал биометрику – серым. В субботу, за день до голосования, комиссии проводят выездное голосование для маломобильных групп населения.
Перед открытием участка комиссия с помощью процедуры жеребьевки распределяет обязанности среди членов комиссии, готовит урну для голосования – АСУ (автоматически считывающая урна), вбрасывает в нее контрольный лист с подписями членов комиссии и печатью. После окончания голосования начинается классическая процедура подсчета голосов – подсчет и гашение неиспользованных бюллетеней, подводятся итоги работы со списками избирателей, подсчитываются чеки, список избирателей убирается в сейф, после каждого действия сведения заносятся в протокол и увеличенную копию протокола. Затем с помощью АСУ предварительные результаты голосования отправляются в ЦИК, распечатываются для наблюдателей и других лиц, присутствующих при процедуре подсчета голосов.
Пока система использования АСУ не прошла проверку временем, поэтому голоса после этого также считаются вручную. Итоги подсчета объявляются и вносятся в протокол. Использование АСУ, вывешивание списков избирателей и идентификация по биометрическим данным однозначно являются очень успешными новеллами выборного законодательства. Однако стоит отметить, что практика организации выборов еще далека от идеальной, что связано в т.ч. с недостаточным знанием процедур членами УИКов.
Уже на первом участке, который мы посетили, председатель пыталась по разным поводам проводить голосование среди наблюдателей, а не членов комиссии, у членов УИК и других присутствовавших отсутствовали опознавательные знаки, на кабинках для голосования не было шторок, наблюдатели сидели очень близко к кабинкам, что могло нарушить тайну голосования. На некоторых участках люди, нашедшие себя в списках избирателей, не могли пройти идентификацию и отправлялись на другие участки, периодически гасли экраны с данными избирателей.
У многих участков постоянно находилось большое количество людей, некоторые из них были замечены в агитации. На других УИКах в помещениях для голосования скапливалось большое количество граждан, полицейские часто находились на самих участках, а не за их пределами. На одном участке председатель решила предъявить наблюдателям бюллетень, который никак не принимала АСУ, при этом, увидев, что бюллетень недействительный, она его почему-то изъяла и положила к себе на стол. Некоторые участки были абсолютно недоступны для людей с ограниченными возможностями.
Интересно, что большинство председателей УИКов, которых мы встретили в Бишкеке, были женщинами. УИК на самой окраине Бишкека, на котором мы решили остаться на процедуру подсчета голосов, оказался самым большим – на нем было зарегистрировано 3494 избирателей, и проголосовало более 1600 человек. Однако именно здесь мы зафиксировали самое большое количество нарушений. У входа на участок велась агитация, ходили толпы людей.
После закрытия участка для голосования процедура подсчета голосов абсолютно не соблюдалась: все действия делались одновременно, в увеличенную форму протокола все данные были внесены в последний момент, ручной подсчет голосов был сделан раньше, чем были посчитаны списки и погашены бюллетени. Галочки в бюллетенях никто наблюдателям не предъявлял, а часть пачек бюллетеней вообще решили не считать, сказав, что и так АСУ все посчитала, копии протокола не были должным образом заверены. Удивляло, что местные наблюдатели и представители кандидатов не пытались призвать комиссию к соблюдению процедур.
По результатам голосования на этом УИКе Жээнбеков набрал 40% голосов, обогнав на 15 голосов Бабанова, третье место занял Мадумаров. В выборах президента КР приняло участие более 55% населения государства. Первое место занимает Жээнбеков (54,74%), второе – Бабанов (33,7%), Мадумаров получил 6,55% голосов.