01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

50 лет российской социологии науки

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Новости социологии / 50 лет российской социологии науки

50 лет российской социологии науки

Автор: ЛО ИИЕТ РАН — Дата создания: 24.10.2014 — Последние изменение: 24.10.2014
Участники: А. Алексеев
Славный юбилей старейшины отечественной социологии Самуила Ароновича Кугеля (90-летие) ныне совпал с юбилеем его главного детища - Международной школы социологии науки и техники. 27-29 октября 2014 в Санкт-Петербургском научном центре РАН и в Европейском университете в СПб пройдет XXX сессия этой школы. Тема сессии – «Российское науковедение: прошлое, настоящее, будущее. 50 лет российской социологии науки».

 

 

На снимке: Президент Международной школы социологии науки и техники, профессор, заслуженный деятель науки РФ  С.А. Кугель

 

ПРОГРАММА

XXX сессии Международной школы социологии науки и техники «Российское науковедение: прошлое, настоящее, будущее. 50 лет российской социологии науки»

27-29 октября 2014 г., Санкт-Петербург, Россия

 

Организаторы XXX сессии:

Санкт-Петербургский научный центр РАН

Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники

им. С.И. Вавилова РАН

Европейский университет в Санкт-Петербурге

Социологический институт РАН

Факультет социологии Санкт-Петербургского государственного университета

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет

Высшая школа экономики

Научный совет по науковедению и организации научных исследований

СПб НЦ РАН

Исследовательский комитет социологии науки и технологий Российского общества

социологов

Санкт-Петербургский союз ученых

 

Программный комитет:

Кугель С.А. (Президент школы)

(См на Когита.ру:

= Фронтовик, старейшина и первопроходец, Учитель, маршал социологии науки)

(Внимание! Если при клике мышкой на название материала Когита.ру Вы получите ответ: «К сожалению, по запрошенному адресу мы ничего не нашли», не смущайтесь и пойдите в конец открывшейся страницы, где сказано: «Возможно, Вы искали…» и соответствующее название. Кликните по нему и выйдете на искомый материал. А. А.).

Ащеулова Н.А. (Председатель)

Батурин Ю.М.

Биаджоли Марио

Васильев Ю.С.

Головин Н.А.

Елисеева И.И.

Карлик А.Е.

Колчинский Э.И.

Насибуллин Р.Т.

Никольский Н.Н.

Сезнева О.В.

Семенов Е.В.

Тощенко Ж.Т.

Шелищ П.Б.

Юсупов Р.М.

Организационный комитет:

Душина С.А.

Земнухова Л.В.

Ломовицкая В.М.

Козырев С.В.

Котенко В.П.

Красикова Е.И.

Иванова Н.И.

Полевой А.В.

Ретунская Ю.В.

Ретунская С.В.

Щеглов Д.А.

 

Сессия проводится при финансовой поддержке Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Традиции и инновации в истории и культуре» Европейского университета в Санкт-Петербурге (Грант  Правительства РФ по постановлению 220, договор № 14.U04.31.0001)

 

Сессия будет проходить в Малом конференц-зале Санкт-Петербургского научного центра Российской академии наук (Университетская наб., д. 5) и в Золотом зале Европейского университета в Санкт-Петербурге (Гагаринская ул., д. 3).

Открытие 27 октября2014 г. в 10.00 в Малом конференц-зале Санкт-Петербургского научного центра Российской академии наук (Университетская наб., д. 5)

 

Регистрация участников состоится в 9.30-10.00 по адресу: Университетская наб., 5, Малый конференц-зал СПб НЦ РАН В рамках юбилейной сессии Школы в библиотеке СПбФ ИИЕТ им. С.И. Вавилова РАН (Таможенный пер. 2) подготовлена выставка трудов Заслуженного деятеля науки РФ, профессора, д.филос.н. С.А. Кугеля Регламент:

Доклад – 20 минут

 

ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКОЛЫ СОЦИОЛОГИИ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Международная школа социологии науки и техники - первая в России научно-образовательная структура, призванная обеспечивать дополнительное образование в области социологии науки, социологии техники, научно-технической политики, социологии высшего образования.  Санкт-Петербург по праву может быть назван центром социологии науки в нашей стране. С конца 1960-х годов на базе Ленинградского отделения Института истории естествознания и техники АН СССР регулярно проводились по проблематике социологии науки эмпирические исследования, работал методологический семинар, защищались аспиранты, публиковались статьи и монографии. В 1992 году в Санкт-Петербурге была организована Международная школа социологии науки и техники, которая стала новой формой обучения и новым этапом в развитии социологии науки: был установлен постоянный контакт с ведущими зарубежными социологами, научная общественность получила возможность широкого ознакомления с науковедческой проблематикой, и, наконец, (и это, пожалуй, самое главное) – молодежь была привлечена к обсуждению социолого-науковедческих проблем.

Главное в концептуальном обосновании деятельности Школы – новизна исследований. Профессора читают лекции по темам, по которым они внесли существенный вклад в мировую науку. Слушатели участвуют в теоретических и эмпирических исследованиях, получая новые результаты.  Школа знакомит слушателей с новейшими достижениями в области социологии науки, а также способствует повышению квалификации специалистов, научных работников и преподавателей вузов в области социологии науки и техники, научно-технологической политики, социологии высшей школы. Знания в области социологии науки, социологии техники (а это основные курсы, читаемые в Школе) оказываются в высшей степени востребованными научно-технической интеллигенцией.

Важное достижение Школы – сложившийся профессорско-преподавательский состав. Активное участие в работе Школы принимают академик Е.Б. Александров, член-корр. РАН Ю.М. Батурин, академик Ю.С.  Васильев, академик Н.Н. Никольский, академик С.Г. Инге-Вечтомов, , член-корр.

РАН И.И. Елисеева, член-корр. РАН Ж.Т. Тощенко, проф. Е.З. Мирская, проф. Я.И.  Гилинский, проф. М.Г. Лазар, д.х.н. А.Н. Родный, к.псих.н. А.Г. Аллахвердян, к.ф.н. А.М. Аблажей, а также ведущие ученые академических институтов, профессора вузов из разных регионов России. На одной из сессий выступал Нобелевской лауреат Ж.И. Алферов.

Бессменным руководителем Школы в течение всех лет является главный научный сотрудник Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, заслуженный деятель науки РФ, 5 профессор, доктор философских наук Самуил Аронович Кугель. Заместитель руководителя - к.соц.н. Н.А. Ащеулова. Благодаря их энтузиазму, любви к науке, Школа существует и привлекает внимание научной общественности.  Школу знают во многих странах мира, в ее работе в качестве постоянных преподавателей принимают участие крупные зарубежные исследователи –руководитель Центра конфликтологии Института социологии Академии наук Венгрии проф. П. Тамаш (Венгрия), проф. Ю. Райкович (Сербия), проф. Л.  Лубрано (США), проф. Х. Хименес (Мексика), проф. Б. Паттнаик (Индия) и др.  Основу обучающихся в Школе составляют студенты и аспиранты российских вузов. Слушатели приезжают на сессии из Москвы, Великого Новгорода, Воронежа, Владимира, Екатеринбурга, Тольятти, Красноярска, Новосибирска.  Некоторые слушатели участвуют в работе Школы на протяжении всех лет ее существования и «переросли» свой первоначальный статус, став преподавателями.  Каждая сессия имеет свою тематику, но первоначально такого тематического разделения не существовало. Первые четыре сессии Школы носили общий науковедческий характер. С 1994 года у каждой сессии появилась не только своя проблематика, но и порядковый номер. В 1995-1996 годах каждая сессия проводилась в 2 этапа: летний и осенний.

 

Тематики сессий Школы:

1994 год – Социологические исследования науки: опыт, проблемы

1995 год – Наука в системе социальных институтов в кризисный период

1995 год – Самоорганизация науки в условиях социальных перемен: традиции и

новации

1996 год – Новое в социологии науки и техники

1996 год – Социология науки: междисциплинарный аспект

X (1997) – Наука, технология, общество: социальные аспекты взаимодействия на

рубеже веков

XI сессия (1998) - Социологический образ науки и технологий

XII сессия (1999) - Национальные системы профессиональных коммуникаций в

науке и технологии, экономике и политике

ХIII сессия (2000) - Наука, технология и образование в России в условиях

глобализации и трансформации общественной жизни

XIV сессия (2000) - Наука, технология и образование в России в условиях

глобализации и трансформации общественной жизни

ХV сессия (2001) - Адаптация ученых России и стран Восточной Европы к новым

социально-экономическим условиям

XVI сессия (2001) - Адаптация ученых России и стран Восточной Европы к новым

социально-экономическим условиям

ХVII сессия (2002) - Высокие технологии и качество жизни населения

XVIII сессия (2002) - Особенности воспроизводства интеллектуального

потенциала в России в переходных условиях

XIX сессия (2003) - Социально-экономические, технологические, экологические

факторы риска и проблемы безопасности

XX сессия (2004) - Новые научные направления и личность ученого

XXI сессия (2005) - Роль российских и зарубежных научных фондов в

интернационализации науки. Мобильность санкт-петербургских ученых: плюсы и

минусы

XXII сессия (2006) - Образ ученого в массовом сознании: парадоксы истории и

новые альтернативы

XXIII сессия (2007) - Фундаментальные социально-экономические проблемы

современной науки: история, современность, перспективы

XXIV сессия (2008) - Наука в 21 веке: смена поколений

XXV сессия (2009) – Социальный портрет ученого

XXVI сессия (2010) – Наука, технологии, инновации в ХХI веке: взгляд сквозь призму социологии ХXVII сессия (2011) - Инновационные процессы в науке и образовании:

современные тенденции

ХXVIII сессия (2013) - Многообразие традиционных и новых форм в организации

науки и высшего образования

ХXIX сессия (2013) - Социологические исследования новых научных направлений и

механизмов формирования интеллектуальных элит

ХXX сессия (2014) - Российское науковедение: прошлое, настоящее, будущее. 50

лет российской социологии науки. 90 лет проф. С.А. Кугелю

 

Материалы каждой сессии Школы публикуются в международном сборнике «Проблемы деятельности ученого и научных коллективов» (29 выпусков), в который включаются статьи не только преподавателей Школы, но и слушателей.  Учредителями Школы в1992 г. стали Санкт-Петербургский научный центр РАН, Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники им. С.И.Вавилова РАН, Санкт-Петербургский Союз ученых, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. В течение всего периода существования Школы ее финансировали Российский фонд фундаментальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд. Школу поддерживают Комитет по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, Совет ректоров вузов города, крупнейшие университеты города, ряд академических институтов. В настоящее время Школа работает в тесном контакте с 7 Социологическим институтом РАН, Факультетом социологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом, Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом, Высшей школой экономики, Европейским Университетом в Санкт-Петербурге и Научным советом по науковедению и организации научных исследований, являющимся структурным подразделением Объединенного научного совета по общественным и гуманитарным наукам при Президиуме Санкт-Петербургского научного центра РАН.

Годы работы Международной школы социологии науки и техники показали, что она является жизнеспособным организмом, в ее существовании заинтересованы десятки исследователей - социологов, науковедов, экономистов, биологов, математиков, физиков. Школа является единственным в своем роде образовательным учреждением в России, дающим уникальную возможность соединить на «одной школьной парте» профессора и начинающего студента, фундаментальную науку и эмпирическое социологическое исследование.  Организаторы, преподаватели, слушатели видят перспективы своей работы, понимают ее важность.

 

ПРОГРАММА

 

27 октября, понедельник (день 1)

Университетская наб., 5. Малый конференц-зал

9.30 – 10.00 – Регистрация участников

10.00 – 12.00 – Открытие

Ведущие: Батурин Ю.М., Колчинский Э.И.

1.         Приветствие от Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова – директор, чл.-корр. РАН Батурин Ю.М.

2.         Приветствие от Санкт-Петербургского научного центра РАН – и.о. главного ученого секретаря СПбНЦ РАН, д.э.н. Двас Г.В.

3.         Приветствие от Научного совета по науковедению и организации научных исследований СПбНЦ РАН – академик Васильев Ю.С.

4.         Приветствие от Российского общества социологов – президент РОС, профессор Мансуров В.А.

5.         Приветствие от 23 комитета социологии науки и технологий Международной социологической ассоциации – президент комитета, к.соц.н. Ащеулова Н.А.

6.         Приветствие Президента Международной школы социологии науки и техники – Заслуженный деятель науки РФ, профессор, д.филос.н. Кугель С.А.

7.         Чествование Президента Международной школы социологии науки и техники С.А. Кугеля в связи с 90-летием

12.00 – 12.30 - Кофе-брейк

Научная конференция

12.30 – 14.30 – Утреннее заседание (доклад – 20 мин., вопросы – 10 мин.)

Ведущие: Батурин Ю.М., Ащеулова Н.А.

1.         Батурин Ю.М. (Москва) Смена и чередование тем научного исследования (Физическая модель переключения мышления ученого)

2.         Тощенко Ж.Т. (Москва) Классификация научных направлений

3.         Елисеева И.И. (Санкт-Петербург) Высшая школа в России: новые тренды или возврат к тому, что было

4.         Никольский Н.Н. (Санкт-Петербург) Теоретическое науковедение и реальная практика управления наукой 9

14.30 – 15.30 – Обед

15.30 – 18.00 – Вечернее заседание (доклад – 20 мин., вопросы – 10 мин.)

Ведущие: Романович Н.А., Соколов М.М.

1.         Гилинский Я.И. (Санкт-Петербург) Научное творчество как девиантность

2.         Соколов М.М. (Санкт-Петербург) Мобильность рынков академического труда и политическая структура академического мира: результаты сравнительного исследования карьер социологов в пяти странах

3.         Гиндилис Н.Л. (Москва) Становление и развитие науковедения в ХХ веке.

С.А. Кугель и науковедение

4.         Романович Н.А. (Воронеж) Международные экономические санкции и новая мотивация для развития науки в России

5.         Твердынин Н.М. (Москва) Науковедческая составляющая в обучении студентов технологического направления

 

28 октября, вторник (день 2)

Университетская наб., 5. Малый конференц-зал

10.00 – 14.30 – Утреннее заседание (доклад – 20 мин., вопросы – 10 мин.)

Ведущие: Сезнева О.В.

1. Biagioli M. (США) Mobility versus genius: Rethinking the Scientific Revolution

through the lens of migration

2. Kivinen O., Hedman J. (Финляндия) Global university rankings and productivity

of top-300 research by fields - a non-english-speaking perspective

12.00 – 12.30 – Кофе-брейк

Ведущие: Родионова А.В., Аллахвердян А.Г.

1. Лазар М.Г. (Санкт-Петербург) Воздействие реформы высшего образования России на пополнение кадров

2. Иванова Е.А. (Санкт-Петербург) Особенности публикационной активности ведущих стран

3. Родионова А.В. (Санкт-Петербург) Образовательная деятельность научных организаций в период трансформации РАН

4. Аллахвердян А.Г. (Москва) Динамика научных кадров в советской и российской науке: сравнительно-науковедческий анализ

5. Фокичев Ю.Н. (Санкт-Петербург) Качественные и количественные изменения научных кадров учреждений СПб НЦ РАН (1990-2013 гг.)

14.30 – 15.30 – Обед

15.30 – 18.30 – Вечернее заседание (доклад – 20 мин., вопросы – 10 мин.)

Ведущие: Гиндилис Н.Л., Гордукалова Г.Ф.

1.         Артюхин М.И., Пушкевич С.А (Минск) Состояние и основные тенденции развития внешней миграции научных кадров Беларуси: социологический анализ

2.         Гордукалова Г.Ф. (Санкт-Петербург) Лидеры отраслевой науки: многофакторное картирование

3.         Баландина Э.Г. (Волгоград) Проблема запрета на повтор–плагиат в современной науке

4.         Родный А.Н. (Москва) Некоторые тенденции в истории профессионального сообщества химиков

5.         Петров В.В. (Новосибирск) Возможность производства научного знания в российском университете

6.         Хорошинина Л.П. (Санкт-Петербург) Познавательные способности и третий возраст. Правда и вымысел

 

29 октября, среда (день 3)

Европейский университет в Санкт-Петербурге, Золотой зал.

Гагаринская ул., 3.

10.00 – 15.00 – Утреннее заседание (доклады – 20 мин., вопросы – 10 мин.)

Ведущие: Романович Н.А., Родный А.Н.

1. Столярова О.Е. (Москва) Реалистические и конструктивистские

интерпретации истории науки

2. Абрамов Р.Н. (Москва) Культура советского профессионализма в

социальной истории вычислительной техники и кибернетики

3. Вест Д. (Санкт-Петербург) Научные подходы к управлению: случай

кибернетики

4. Кожанов А.А. (Москва) Влияют ли институциональные усилия на

формирование “глобальной науки” в России

5. Губа К.С. (Томск) Стратегии публикации: журнальные системы в

социальных науках

12.00 – 12.30 – Кофе-брейк

Ведущие: Евдокимова Е.П., Кожанов А.А.

1. Feakins M. (США) The Off-Offshore: How Russian IT firms are creating transnational networks in Ukraine 2. Масальская А.И. (Санкт-Петебург) «Русские» инженеры в хай-тек индустрии Южной Кореи 3. Антощук И.А. (Санкт-Петербург) «Русские» учёные в Великобритании (на примере компьютерных наук)

4. Земнухова Л.В. (Санкт-Петербург) «Русские научные школы» в Великобритании: математика и компьютерные науки

5. Таратута Е.Е. (Санкт-Петербург) Обретение статуса: кто такой «философ» / «филолог»? Сравнительный анализ студенческого видения своей профессиональной принадлежности - случаи студентов философов и филологов в Новосибирске и Санкт-Петербурге (1990-2000-е гг)

6. Хватова Т.Ю. (Санкт-Петербург) Применение информационных технологий

в обучении: опыт российского и французского вузов

15.00   – 16.00 – Обед

16.00   – 18.00 – Выступления “За круглым столом” (регламент - 5 мин.)

Ведущий: Котенко В.П.

Антонова Т.А. (Минск) Женщины в составе исследователей Республики Беларусь: статистический анализ по итогам 2013 года;

Евдокимова Е.П. (Санкт-Петербург) Адаптационный подход к проблеме воспроизводства научных кадров;

Елькинa Е.Е. (Санкт-Петербург) Междисциплинарные исследования в современном науковедение;

Еремичева Г.В. (Санкт-Петербург) Проблемы инновационного развития академической и вузовской науки глазами участников этого процесса;

Кaлининa B.B. (Санкт-Петербург) Информационные технологии в современном науковедении; Кopoткий C.B. (Санкт-Петербург) Теология в современном науковедении; Котенкo B.П. (Санкт-Петербург) Информатиковедение как новое направление исследования науковедения;

Мoскoвчyк Л.C. (Санкт-Петербург) Инженерная культура как аспект науковедения;

Пoчебyт C.H. (Санкт-Петербург) Новации в российском неклассическом науковедении;

Пyкшанский Б.Я. (Санкт-Петербург) Популяризация как проблема науковедения;

Пиpaйнен Е.B. (Санкт-Петербург) История развития отечественных наукоградов: культура и организация;

Стpoгетскaя Е.B. (Санкт-Петербург) Дифференциация российских вузов в контексте институционального кризиса высшей школы;

Титова Т.П. (Минск) Развитие международной мобильности научных кадров: опыт европейского союза;

Щурок Э.М. (Минск) Проблемы социально-профессиональной мобильности и самореализации молодых ученых в академической науке.