01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Чрезвычайная утрата российской культуры

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / Чрезвычайная утрата российской культуры

Чрезвычайная утрата российской культуры

Автор: А. Алексеев — Дата создания: 10.05.2017 — Последние изменение: 10.05.2017
Сегодня, 10 мая 2017, за неделю до дня своего рождения, когда ему должно было исполниться 69 лет, скончался выдающийся российский культуролог и искусствовед Даниил Борисович Дондурей.

 

 

 

 

 

 

Я и мои коллеги по исследовательской группе «Социология и театр» (В. Дмитриевский, Б. Докторов, О. Божков и др.) тесно сотрудничали с Даниилом Дондуреем, начиная с 1970-х гг. Он пользовался всеобщим уважением и любовью. Но тогда никто из нас не предполагал, что наш коллега и друг станет всенародно известным обществоведом и культурологом широкого профиля, публичным интеллектуалом и общественным деятелем, а не только специалистом в области театра и кино.

Его оригинальные и независимые суждения по широкому кругу проблем культуры, и не только, начиная с 1990-х гг. стали для меня (думаю и для великого множества людей) своего рода камертоном, с которым можно сверяться, на который ориентироваться. Недосягаемым образцом стал гражданский темперамент Даниила.

Очень горько, что нашего друга и единомышленника больше нет. Его вклад в российскую культуру рубежа веков является чрезвычайным. Его будет очень не хватать всем интеллектуалам-интеллигентам, и особенно тем, кто лично его знал.

А. Алексеев. 10.05.2017

**

 

Из портала РБК:
В ИЗРАИЛЕ УМЕР РОССИЙСКИЙ КИНОКРИТИК ДАНИИЛ ДОНДУРЕЙ


В Израиле скончался известный по материалам в изданиях «Огонек» и «Литературное обозрение» кинокритик Даниил Дондурей. Долгое время он занимал должность главного редактора журнала «Искусство кино». В 2016 году культуролог стал лауреатом премии Ника
В Израиле на 69-м году жизни умер российский кинокритик Даниил Дондурей. Об этом на своей странице в Facebook сообщил его друг, режиссер Виталий Манский.
«Невозможно произнести эти слова... Даниил Дондурей, (Даня) ушел от нас!» — написал Манский, пояснив, что «через два дня» он собирался вылететь к Дондурею в Израиль, где проживал кинокритик. «У Дани 19 мая день рождения», — рассказал режиссер.
По информации Манского, Дондурей страдал от некой болезни. «Сам я не верю в реинкарнацию, но, зная про Данину болезнь, готов был поверить во что угодно», — заключил режиссер. Чем именно болел кинокритик, Манский не пояснил.
В Совете по правам человека при президенте России, в состав которого входил Дондурей, РБК подтвердили информацию о смерти кинокритика. При этом представитель пресс-службы организации отказался сообщать детали произошедшего, а также дату и место похорон культуролога.

**        

 

Из Википедии

Даниил Борисович Дондурей

 Родился в семье инженера Бориса Даниловича Дондурея и юриста Фаины Моисеевны Шер. В 1971 году окончил факультет теории и истории искусства Академии художеств в Ленинграде, а впоследствии — Аспирантуру Института социологии АН СССР (1975), кандидат философских наук.

В 1975—1981 годах работал в Институте истории искусств, в 1981—1986 годах — в НИИ культуры РСФСР, в 1986—1993 годах — в Институте киноискусства

С 1993 года — главный редактор журнала «Искусство кино»

 Печатается с 1972 года в журналах «Декоративное искусство», «Смена», «Огонек», «Литературное обозрение», «Искусство кино», «Эксперт» «Вопросы философии», «Знамя», «Отечественные записки»,

 Составитель ряда научных сборников по социологии культуры, теории и истории изобразительного искусства, театра и кино. Его работы переведены и опубликованы в Болгарии, Венгрии, Вьетнаме, Германии, Италии, Кубе, Польше, Румынии, США, Франции, Чехословакии.

Член Союза художгиков СССР (1979), Союза театральных деятелей РСФСР (1982), Союза кинематографистов СССР (1988). Секретарь Союза кинематографистов СССР (с 1990), член коллегии Госкино РФ (с 1991), коллегии Министерства культуры РФ (с 2001).

Лауреат премий «Литературной газеты», журналов «Литературное обозрение» (1986), «Смена», «Декоративное искусство».

На декабрьском съезде Союза кинематографистов в 2008 году Даниил Борисович выступал за снятие полномочий председателя Союза кинематографистов с Никиты Михалкова и выбор председателем Союза Марлена Хуциева. Однако суд признал законные по всем пунктам устава выборы Хуциева нелегитимными. В результате спора с Никитой Михалковым у всех, голосовавших за Марлена Хуциева, начались профессиональные беды. Журнал «Искусство кино» спешно выселяют из помещения по улице Усиевича, где он изначально находился. Редакция журнала 28 мая 2009 года получила уведомление с требованием до 1 июня освободить помещение по адресу Москва, улица Усиевича, которое в 1963 году решением ЦК КПСС было построено специально для журнала

Той же версии придерживается NEWS.ru.com, сообщая: «Михалков выселяет редакцию журнала „Искусство кино“, главный редактор которого выступил против него на съезде».

В марте 2014 г. подписал письмо «Мы с Вами!» КиноСоюза в поддержку Украины.

В 2016 году стал лауреатом Национальной кинематографической премии Ника. Ему вручена почётная награда «За вклад в кинематографические науки, критику и образование».

**

 

Из передачи «В круге Света» от 8 ноября 2016 на «Эхе Москвы»

(Участники передачи: С. Сорокина, Ю. Кобаладз, Д. Дондурей, К. Ппия, В. Федоров):

КАКИХ ВСЕНАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ НЕ ХВАТАЕТ СТРАНЕ?



С. Сорокина― <…> Взяли мы тему совершенно не политическую, а может быть политическую. Все равно про смыслы, как любит Даниил Борисович. Тема: каких всенародных праздников не хватает стране. А все потому, что мы только что очередные праздники отмечали. Один праздник был 4 ноября, день народного единства. Другой вчера 7 ноября, который уже не отмечается, но в памяти особенно старшего поколения все еще присутствует. Вчера еще парад был на площади. И уже канун практически новогодних праздников. И захотелось поговорить именно об этом.

<…>

Д. Дондурей― <…> основная ценность российского мироздания это государство. Основная. Все, государство это все. Последняя формулировка была – государство, цивилизация в одно слово, это огромная проблема. Не буду даже начинать ее. Но государство это все. Государство имеет право на все. Управляет всем. Государственная собственность выше всех других и так далее.

С. Сорокина― Тогда государственные праздники должны быть на первых местах.

Д. Дондурей― Вот именно, а праздники все частные.

С. Сорокина― Кроме дня победы.

Д. Дондурей― Но день победы здесь произошла идентификация личного и государственного. И кроме того, идет гигантская и очень благородная работа по тому, чтобы это всегда было в высшей степени идеально благородное за этим стояло начало. В конце концов, выдающееся было чисто технологически достижение «Бессмертный полк». Взяли эту идею у Юлии Мучник. Там столько потрясающих последствий.

С. Сорокина― И слияние. Моего личного с общегосударственным.

Д. Дондурей― Нет, здесь еще много плюсов. Здесь, во-первых, извините, дело в том, что эти люди умирают. Которые воевали, их дети, тот, кто что-то видел в связи с войной. Чьи родители могли рассказать. А это все будет в другие поколения, потому что каждый год, вот в этом году 4,5 миллиона человек вынесли портреты своих родственников. И это ни под каким соусом ни на какую тему ни по поводу какого праздника ни за что не можете собрать 4,5. Когда президент и беспризорник могут идти в одной колонне и не будет это полицию раздражать. Это невероятно. То есть все ломаются социальные, возрастные, моральные какие угодно.

С. Сорокина― Даже жалко, что несколько стандартизировали эти портреты. Стали делать их одинаковыми.

Д. Дондурей― Потому что государство…

С. Сорокина― Когда начиналось только, каждый нес портрет, который смог сделать и в этом была…

Ю. Кобаладзе― А это обязательно?

Д. Дондурей― Нет. Это облегчает вывозить, складировать.

С. Сорокина― Мало того это можно сделать бесплатно.

Ю. Кобаладзе― Если я принес фото, я должен его сдать, чтобы сделать или я могу пронести…

С. Сорокина― Теоретически можешь. Но тебе бесплатно могут сделать больше.

Д. Дондурей― Так вот, внимание то, что в основном все частные, все личные. Новый год – новая жизнь. Новые возможности, надежды, новые придумки, новые какие-то идеалы, мечты. Обманки. И так далее. День рождения понятно. Отдых – понятно.

В. Федоров― Еще один важный элемент упустили Нового года.

С. Сорокина― Приветствие президента?

Д. Дондурей― Это да.

С. Сорокина― Под это дело всегда бутылки открываются. Мало кто слышит.

В. Федоров― Они открываются чуть позже.

Д. Дондурей― Первые серии «Мастер и Маргарита» на 2%, Бортко будет всю жизнь этим гордиться, была на 2% выше, 58%, чем обращение президента. Люди так ждали главный роман 20-го века…

<…>

Д. Дондурей― Я продолжаю свою тему приоритета государства <…>. В России все всегда решает государство. И как жить будем и что делать сегодня вечером. Это первое. И неслучайно один пример приведу, все российские государства в 20 веке и советские и постсоветские и нынешние и какие-то никогда не обсуждали тему предложения 19 февраля 1861 года в качестве национального праздника. Потому что свобода и отмена рабства. Кто разрешит так думать. Это же серьезно.

С. Сорокина― А вот интересно, важнейшее событие в истории страны.

Д. Дондурей― Историческое. Потому что за этим стоит столько невидимых следствий самых разных. Будем рассказывать тогда, получили ли крепостные, когда получили. Почему они до 2005 года не имели земли.

Ю. Кобаладзе― Паспортов.

Д. Дондурей― Что было в советское время. Что было с теми же крестьянами и три голода, которые были за советское время. Почему за последние 25 лет ни день чекиста и чего только  у нас нет.

В. Федоров― Это профессиональный праздник.

С. Сорокина― Маленькая вставочка. У нас 30 октября день памяти жертв политических репрессий, а на следующий день работников СИЗО и тюрем. Все так близко соседствует.

Д. Дондурей― Это очень важно. Но очень ясно, потому что в России ведь система умолчания невероятно значима. То есть то, что мы не обсуждаем. Но как пример только один приведу. В России запрещено сейчас обсуждать одно из самых важных. Вообще никогда ни в каком контексте. Это гигантский культ недоверия всех ко всем. Как это, почему, ни заседаний правительства, ни первых полос, ни обращений интервью к президенту, ничего нет. По экономике это все следствие, международные экономические климаты…

С. Сорокина― Отношения с внешним миром.

Д. Дондурей― Интеграция, глобализация. Ой, сколько. Ерунда психологическая. Давайте дружить, ребята, у нас только в мультфильмах про это говорят.

В. Федоров― Кстати, это запрещено законом, указом или каким-то…

Д. Дондурей― Нет. Над всем…

К. Пипия― Самоцензура.

Д. Дондурей― У меня есть своя идея, она сумасшедшая и мне за нее как бы стыдно. Я считаю, что все зависит от российской культуры. Российская культура запрещает пока, а ни у кого не хватает сил…

С. Сорокина― Запрещает что?

Д. Дондурей― Запрещает эти темы ставить. Обсуждать. Потому что если ты их начнешь обсуждать, тебе надо реагировать, могут возникнуть разные точки зрения. И так далее. Но это не все. Еще что я хотел сказать. У нас 17-й год я так ощущаю, с ним нужно идеологически справиться. Я имею в виду 2017. Потому что к нему как-то никто не готов.

С. Сорокина― А он вот-вот.

Д. Дондурей― А как мы сейчас будем что-то говорить нации, детям, школьникам, учителям, профессорам, охранникам по поводу того, а что это было в 1917 году. Неизвестно.

К. Пипия― Единый учебник истории…

Д. Дондурей― Вот вы слово сказали правильное. Что точно будет. И это единство. Единый учебник истории, единая страна, один народ, белые и красные одинаково пострадали. Видимо сюда пойдет основной объяснительный…

С. Сорокина― Тоже способ борьбы с недоверием друг другу.

Д. Дондурей― Но я обращаю внимание, океан советских праздников. Советского мышления. Вы можете себе представить, что в 37-м году…

<…>

С. Сорокина― Еще раз вас приветствуем. Оборвала Даниила Борисовича на словах «37-й год».

Д. Дондурей― Я просто хотел обратить внимание, чтобы вы представили, что где-то в октябре-ноябре 37-го года только что кончился большой террор, как известно, в ноябре 38-го года, прошло 20 лет. Со дня. И Иосиф Виссарионович узнал про то, что большинство российского народа…

С. Сорокина — В 57―м его уже не было.

Д. Дондурей― Я про 37-38.

С. Сорокина― Вы говорите, прошло 20 лет.

Д. Дондурей― После 17-го года. Он бы узнал, что большинство не гордится советским временем, своей Конституцией.

Ю. Кобаладзе― Это что был опрос такой?

Д. Дондурей― Я говорю, представьте. Сегодня через больше чем 20 лет после введения новой Конституции российский народ не гордится ни своей Конституцией, не принимает принципов и условий жизни, принципов конституционных основных. Огромное количество людей считает, что это была ошибка, трагедия, неудача. И так далее. Я проценты рядом с социологами не буду произносить. Но это огромное, если не большинство. По крайней мере, 2-3 года назад только один из четырех считает, что после 1991 года Россия пошла по правильному пути.

К. Пипия― По сравнению с 90-м действительно достаточно негативно настроен. Демократия 99-я это ужас.

Д. Дондурей― Дело даже не столько в Ельцине, сколько в самих принципах жизни. Это я к чему говорю. А у нас до сих пор подавляющее количество праздников советские. Через 25 лет. То есть мы таким образом эту новую жизнь с ее 44 миллионами машин в частной собственности, с 23 триллионами на личных счетах, почти с 20 миллионами зарубежных паспортов вместо 240 тысяч…

С. Сорокина― А все равно…

Д. Дондурей― А все равно любим советское. Со всеми делами. Любим 1 мая, любим все, что связано с 23-м, рассказываем все вранье по поводу того, что происходило 23 февраля с красноармейцами. Невероятная мобилизация. Все то, что советская власть так внедряла.

<…>

Д. Дондурей― Мне кажется, события 1991 года не связаны были только со свержением партократов. Мне кажется, это была настоящая революция с переходом в рыночное общество. В другую совершенно систему, связанную со свободой. То есть ценности, мораль, чего только не было. Это была мощнейшая революция, о которой просто никто не подозревал. Более того, людям и я считаю, что гигантское, не буду искать слова, потому что любое слово тут не работает. Все те, кто делал переход, делал эти реформы и переход к другому обществу, они настолько не уважали людей, настолько не считали это важным, что забыли, не потратили время, усилия, не думали об этом никогда. О том, что людям нужно объяснить, что происходит. Сегодня главная фраза, которую здесь произнесу я. Сегодня у нас такая же ситуация. Люди не понимают, ни что происходит сегодня, ни как устроено нынешнее общество, ни какие ценности, ни как они связаны с экономикой, ни почему мы в страшном кризисе, понятно, что это не связано с нефтью и халявой и целым рядом других вещей. У этого абсолютно другие причины, их много. Это не понимают и вот эту сегодня систему понимания, ее имитируют другими проблемами и это очень серьезно.

<…>