01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Наука

Некоторые данные о доходах сотрудников профильных комитетов администрации Санкт-Петербурга

Вы здесь: Главная / Наука / Веселая наука / Некоторые данные о доходах сотрудников профильных комитетов администрации Санкт-Петербурга

Некоторые данные о доходах сотрудников профильных комитетов администрации Санкт-Петербурга

Автор: Дмитрий Бородулин — Дата создания: 10.11.2010 — Последние изменение: 10.11.2010 ИПрИТА
Аналитический доклад Дмитрия Бородулина (Институт продвинутых исследований ИПрИТА) о доходах сотрудников профильных комитетов администрации Санкт-Петербурга в 2009 году.

ИПРИТА. Бюллетень №2.

Некоторые данные о доходах сотрудников профильных комитетов администрации Санкт-Петербурга в 2009 году.

Ноябрь 2010.

Как следует из данных Федеральной службы государственной статистики, в Санкт-Петербурге насчитывается более 26 тысяч чиновников (табл. 1). Это не много и не мало. Считается, что каждое государство должно иметь управленцев разного уровня. Мы оплачиваем их труд, делегируя им важную и нужную работу.

Также известно, что чиновники подразделяются на уровни: федеральный, региональный и муниципальный. И запутанная структура чиновничьего аппрата, и его работа часто вызывают нарекания. Так называемые "органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации", которые мы не выбираем, проводят своеобразную политику, ориентированную не столько на нужды населения, сколько на славу своих профильных комитетов. При этом уровень доходов комитетчиков крупных городов поражает воображение. К примеру, в сравнительно богатом Санкт-Петербурге их среднемесячная зарплата в полтора раза превышает среднюю ставку подобных управленцев по стране (табл. 2). Остальные группы госслужащих мало отличаются по доходам. Действительно, 52701 рубль в месяц - это цифра, вызывающая искреннее удивление. А удивление, в свою очередь, рождает любопытство. Так что мы не можем не остановиться на этой категории чиновников и не рассмотреть ситуацию более детально.

Нужно сказать, что источники доходов госслужащих не дают покоя не только нам, но и законодателям. Не секрет, что в чиновничьей среде всегда существует соблазн получать нетрудовые доходы на основе так называемой административной ренты - использования служебного положения в корыстных целях. И чтобы обеспечить должный уровень прозрачности работы чиновников и пресечь развитие коррупции, в последние годы был разработан ряд законодательных инициатив, направленных на выявление уровня доходов госслужащих. Санкт-Петербург также не является исключением [1]. Теперь чиновники, определяемые как "государственные гражданские служащие", а также члены их семей не только предоставляют информацию о собственных доходах, но и публикуют сведения о своем движимом и недвижимом имуществе: количестве личных автомобилей, яхт, квартир, коттеджей и т.п. [2]. Данные считаются достоверными, так как тщательно проверяются [3].

Вернёмся к данным о доходах управленцев. Откуда же взялась сумма 52701 рублей в месяц? Если взять данные по трём комитетам Санкт-Петербурга, то ситуация окажется ещё более интересной  [4, 5, 6]. От 56, 59 и 66 тысяч рублей в месяц - таков средний уровень доходов управленцев КУГИ, КГИОП и комитета по природопользованию соответственно. Это в несколько выше среднего для управленцев Санкт-Петербурга (см. табл. 3).

Но кто поверит в усреднённую информацию? Эти данные хороши для того, чтобы поставить более серьёзные вопросы, рассмотреть структуру уровня доходов госслужащих более детально. Показательны гистограммы распределения величины среднемесячного дохода сотрудников трёх выбраных для анализа комитетов (рис. 1, 2, 3). Как ценители прекрасного, мы взволнованы тем, что графики, хоть и незначительно, но отклоняются от нормального распределения. Кто эти люди, что внесли хаос в гладкие кривые? Мы вынуждены детально проанализировать исходные данные и попытаться ответить на поставленный вопрос.

Чем вызван такой сильный разброс? На графиках (см. рис. 1-3) видно, что существует небольшое число сотрудников с низкими (менее 30 тыс. руб. в месяц) и высокими (более 100 руб. в месяц) доходами.

В комитете по природопользованию только один низкооплачиваемый специалист со среднемесячным доходом в 8 тысяч рублей. Это может быть вызвано разными причинами - или он только устроился, например, после окончания университета, либо тем, что занимает должность главного специалиста отдела оперативного экологического контроля. Остальные сотрудники  живут с доходом более 30 тысяч рублей в месяц. Зато в КУГИ целых 32 сотрудника (что составляет почти 10% от всех) не могут преодолеть барьер в 30 тысяч рублей в месяц.

В КГиОП ситуация намного лучше - "низкооплачиваемых" сотрудников только 6, но зато наличествует барьер на уровне 50 тысяч рублей в месяц, преодолеть который могут не все сотрудники. Это приводит к значительному отклонению распределения от предписанного кривой Гаусса (см. рис. 1) и появлению двух пиков на графике, говорящих о том, что в КГиОП группы сотрудников со средними зарплатами в 30 и 50 тысяч рублей.

Более парадоксальна ситуация в КУГИ - 32 сотрудника с доходом менее 30 тысяч рублей в месяц. Среди них специалист 1-й категории отдела развития территорий и стратегического планирования Управления экономической и инвестиционной политики, согласно декларации [6] в 2009 году, дохода не получила вообще. Ведущий специалист отдела земельных участков Управления (агентства) недвижимого имущества Василеостровского района заработала 600 рублей в прошлом году. Ещё у 6 сотрудников, ведущих и главных специалистов, и даже у начальника сектора сопровождения геоинформационных систем отдела администрирования баз данных Управления информационных технологий, среднемесячный доход был ниже двух тысяч рублей. Возможно, это добровольцы или практиканты.

Рассмотрим данные с другой стороны графика. Как вернуть кривые к нормальному распределению? Очевидным кажется вариант отсечения сотрудников с наиболее высокими доходами. Для примера возьмём за высокий доход планку в 100 тысяч рублей в месяц. Подобных "сотенников" насчитывается от 5 до 15 в каждом из выбранных для анализа комитетов. Но их суммарный доход - от восьмой до пятой части дохода комитетов, в которых они несут государственную службу (табл. 4). Если рассмотреть доходы сотрудников без учёта "сотенников", то данные по уровню доходов будут более близки к средним по городу. Лучшая ситуация наблюдается в КГиОП, где среднемесячная заработная плата становится лишь на 6 рублей меньше средней для данной категории служащих по городу (0,00011%)!  В других комитетах ситуация не настолько хороша - отклонение на пару тысяч рублей в меньшую сторону в КУГИ (3%) и на 8 тысяч в большую (13%) - у природопользователей.

Можно сделать вывод о том, что статистику портят сотрудники с максимально возможным доходом -- в данном случае, "сотенники". В случае КГиОП это применимо. В остальных комитетах необходимо ставить другие критерии - к примеру, брать для определения среднего иной порог заработной платы.

Другой подход к пониманию девиаций в уровне доходов - анализ связи уровня доходов и занимаемой должности. В пятёрку управленцев с максимальным годовым доходом (см. табл. 5) обязательно попадает начальник комитета. Обращает на себя внимание тот факт, что председатели КГиОП и Комитета по природопользованию занимают только пятые места в своих комитетах, в отличие от первого места председателя КУГИ. Это несколько противоречит представлениям об иерархии и ценности чиновников. Какая ситуация более приемлема - вопрос спорный, но факт заслуживает более внимательного анализа.

Можно детально исследовать и структуру уровня доходов прочих комитетов, рассмотреть информацию на уровне подразделений комитетов (в первую очередь для КГиОП, что вероятно откроет тайну двугорбости распределения на рис. 1). Ответы на прочие вопросы: почему должно быть нормальное распределение? Что за грех в отклонении от него? Как строятся отношения между сотрудником, зарабатывающим 8 тысяч в месяц, и начальником, зарабатывающим 80 тысяч? Каков индекс Джини для комитетов и о чём это говорит? Какой должна быть зарплата госслужащего? От чего это должно зависеть? Какой должна быть зарплата сотрудника на контролирующей должности? - появится в следующих выпусках бюллетеня.  

 

Табл. 1. Численность работников, замещавших должности гражданских и муниципальных служащих

 

Численность,
человек

Территориальные органы федеральных органов исполнительной Власти

17445

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

7334

Органы местного самоуправления с исполнительно-распорядительными функциями

1487

Всего

26266

 

Табл. 2. Среднемесячная начисленная заработная плата гражданских и муниципальных служащих в I полугодии 2010 года [7].

 

Среднемесячная заработная плата гражданских
(муниципальных) служащих

Среднемесячная заработная плата в целом по экономике (без субъектов малого предпринимательства),
руб.

территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руб.

органов
исполнительной власти cубъектов Российской Федерации, руб.

органов местного  самоуправления
с исполнительно-распорядительными функциями, руб.

Российская Федерация

24599

35255

23904

21518

Санкт-Петербург

24766

52701

36378

28885


Табл. 3. Основные характеристики уровня доходов сотрудников трёх профильных комитетов [4, 5, 6].


Комитет

Число
сотрудников

Суммарный декларированный заработок всех сотрудников
в 2009 году, млн. руб

Средний доход
одного сотрудника
в месяц, тыс. руб.

КГИОП

117

83

59

Комитет по природопользованию

69

55

66

Комитет по управлению городским имуществом

342

228

56


Табл. 4. Пример нормализации  среднемесячного дохода сотрудников трёх профильных комитетом через выявление и отсев наиболее высокооплачиваемых [4, 5, 6].


Комитет

Число
сотрудников со средней зарплатой более 100 тыс. в месяц

Суммарный годовой доход этих сотрудников, млн. руб. 

Доля их дохода от дохода всех сотрудников

Средний доход сотрудников без учёта специалистов со среднемесячным доходом более 100 тыс. руб. в месяц, руб

КГИОП

5

12

14%

52695

Комитет по природопользованию

7

10

18%

60833

Комитет по управлению городским имуществом

15

28

12%

51013


Рис. 1. Распределение величины декларированного годового дохода сотрудников  КГИОП (в пересчёте на доход одного сотрудника в месяц) [4].

графикБородулин1

 

Рис. 2. Распределение величины декларированного годового дохода сотрудников Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. (в пересчёте на доход одного сотрудника в месяц) [5].

графикБородулин2

Рис. 3. Распределение величины декларированного годового дохода сотрудников Комитета по управлению городским имуществом (в пересчёте на доход одного сотрудника в месяц) [6].

графикБородулин3


Табл. 5. Пятёрки наиболее высокооплачиваемых специалистов трёх профильных комитетов [4, 5, 6].

ФИО

Должность

Доход
в 2009 году

КГИОП

Яковлева Е.Б.

Главный специалист отдела государственного учета объектов культурного наследия Управления государственного учета объектов культурного наследия и правового обеспечения

4057492 руб

Яковлев П.О.

Специалист 1-й категории отдела государственного учета объектов культурного наследия Управления государственного учета объектов культурного наследия и правового обеспечения

3875247 руб.

Сметанина М.Е.

Заместитель начальника Управления по охране и использованию объектов культурного наследия – начальник отдела Адмиралтейского района

1650959 руб.

Вальтер З.А.

Начальник отдела по вопросам
государственной службы, кадров и организационной работы

1365304 руб.

Дементьева В.А.

Председатель КГИОП

1301330 руб.

Комитет по природопользованию, охране окружающей среды
и обеспечению экологической безопасности

Пастушкова Т.В.

Главный специалист отдела рационального использования и охраны водных ресурсов

2004776 руб.

Березин И.К.

Начальник отдела координации аварийных работ

1490910 руб.

Сорокин Н.Д.

Заместитель председателя Комитета

1452037 руб.

Борисов Н.А.

Начальник юридического отдела

1387402 руб.

Голубев Д.А.

Председатель Комитета

1360930 руб.

Комитет по управлению городским имуществом

Метельский И.М.

Председатель Комитета

5504304 руб.

Беляева М.В.

Начальник сектора правового анализа сделок с недвижимостью
отдела недвижимости Юридического управления

3038094 руб.

Литвинов С.Ю.

Начальник Управления (агентства) недвижимого имущества
Василеостровского района

2607909 руб

Силантьева О.В.

Главный специалист-юрисконсульт отдела земельных участков Управления (агентства) недвижимого имущества Петродворцового района

2086407 руб.

Авилов Д.А.

Начальник Управления (агентства) недвижимого имущества Фрунзенского района

1802102 руб.


Источники

1. Никонов Д.А. 2009. «Развитие законодательства Санкт-Петербурга о противодействии коррупции». Выступление на научно-практическом форуме «Местное самоуправление. борьба с коррупцией на местах».

2. Проект закона Санкт-Петербурга «О размещении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга и членов их семей на официальных сайтах государственных органов Санкт-Петербурга и предоставлении этих сведений средствам массовой информации для опубликования» (одобрен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.07.2009 № 836).

3. Проект закона Санкт-Петербурга «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, и государственными гражданскими служащими Санкт-Петербурга, и соблюдения государственными гражданскими служащими Санкт-Петербурга требований к служебному поведению» (разработан в целях реализации статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» и Указа Президента РФ от 21.09.2009 № 1065). См. Никонов 2009.

4. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры и государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга, замещающих должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в КГИОП, а также их супругов и несовершеннолетних детей за период с 1 января по 31 декабря 2009 года.

5. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности и государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга, замещающих должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в Комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, а также их супругов и несовершеннолетних детей за период с 1 января по 31 декабря 2009 года.

6. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера председателя Комитета по управлению городским имуществом и государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга, замещающих должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в Комитете по управлению городским имуществом, а также их супругов и несовершеннолетних детей за период с 1 января по 31 декабря 2009 года. 

7. О численности и оплате труда государственных гражданских и муниципальных служащих на региональном уровне в I полугодии 2010 года. // Срочная информация по актуальным вопросам. Федеральная служба государственной статистики.

относится к: , ,
comments powered by Disqus