01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Наука

Валерий Панюшкин о правах ребенка

Вы здесь: Главная / Наука / Открытые дискуссии, круглые столы и публичные лекции / Валерий Панюшкин о правах ребенка

Валерий Панюшкин о правах ребенка

Автор: Евгения Литвинова — Дата создания: 17.03.2010 — Последние изменение: 17.03.2010 Когита!ру
На семинаре по правам человека в Смольном институте свободных наук и искусств недавно выступил известный журналист Валерий Панюшкин с сообщением «Концепция детства и права ребенка в современном мире». Его слушала корреспондент Когита!ру Евгения Литвинова


В конце февраля в Смольном институте свободных наук и искусств прошел очередной семинар по правам человека. Тема семинара - «Концепция детства и права ребенка в современном мире» . С докладом выступил Валерий Панюшкин.

Валерий Панюшкин - журналист, литератор, обозреватель журнала "Сноб", автор книг "Незаметная вещь", "Узник тишины" (о М.Б.Ходорковском), "Газпром: новое русское оружие", "12 несогласных", "Код Горыныча". Лауреат премии "Золотое перо России". Сотрудник Российского Фонда Помощи, занимающегося сбором благотворительных пожертвований для тяжело больных детей. Автор регулярных публикаций на эти темы в газете "Коммерсантъ" и журнале "Большой город". Член попечительского совета фонда Чулпан Хаматовой "Подари Жизнь".

Колонки Валерия Панюшкина: на Газете.ру, Сноб.ру (сайт), в "Ведомостях", блог в Живом журнале.

Говорит Валерий Панюшкин:
Чем является ребенок в современном мире? Почему возникают проблемы с правами ребенка? Какие это проблемы?

Концепция детства менялась на протяжении истории. Она и сейчас различна в разных культурах.

Вспомним Книгу Иова. На него сыпались различные несчастья. В частности, у него погибли дети. А он, что бы с ним ни случалось, славил Господа. В результате Господь сказал: «Ну, молодец, Иов! Вот тебе новый дом, новое хозяйство, новая жена, новые дети. Вдвое больше!». А старые дети? Дети здесь воспринимаются приблизительно так же, как скот. Они являются имуществом человека и совершенно не воспринимаются в качестве чего-то уникального, неповторимого, потеря корого невосполнима. Господь восполнил Иову потерю детей.

У Данте Алигьери некрещеные дети попадают в ад. Ребенок рождается - его крестят (как бы регистрируют его в качестве человека). В этот момент вступает в силу католическая идея ребенка как непорочного ангела, но как бы «не активированного». Дальше идет первое причастие в 12 лет. Время первого причастия неслучайно. Оно фиксирует божественную сущность ребенка. В миг первого причастия ребенок действительно становится в этой системе координат ангелом. В это время он входит во взрослый мир. После этого момента ребенок начинает портиться. Он встречается с соблазнами этого мира и начинает сражаться с искушениями.

Совсем не так понимают ребенка протестанты. Если мы почитаем книгу Марка Твена «Том Сойер», мы обнаружим совсем другую концепцию детства - протестантскую, условно говоря. У Марка Твена мы видим, что ребенок – это не ангел, это дьявол. Это чудовищное существо не способно контролировать свои физиологические отправления, оно ведет себя отвратительно, и его, буквально, надо пороть, физически выбивая из него зло. Взросление – это и есть выбивание зла из ребенка.

Мы видим, что ребенок в разных исторических эпохах, в разных культурах, в разных обстоятельствах  – это что-то разное.

Чем является ребенок сейчас на Западе? В современном западном мире ребенок является единственным «другим». Никаких «других» больше не осталось. Люди с другим цветом кожи такие же, как я. Люди другого вероисповедания такие же, как я. Люди другой сексуальной ориентации такие же, как я. Наркопотребители такие же, как я.  Даже про преступников не говорят «другие». Таким образом, Запад не имеет точки приложения агрессии. Агрессия – естественное свойство человека. Для защиты «своих границ», своей экзистенциальной территории человеку нужно проявлять агрессию. А проявлять ее нет возможности: нет объекта агрессии. Все такие же, как я. Где-то есть террористы. Но кто они? Понять невозможно. Это не мусульмане. Мусульмане такие же, как я. Это не арабы. Арабы такие же, как я. Приложить агрессию абсолютно не к чему. Все люди такие же, как я. Кроме одного исключения. Это исключение – ребенок.

Ребенок – «другой». С любым партнером заниматься сексом можно, с ребенком – нельзя. Любое существо не нуждается в моей несомненной поддержке, а ребенок почему-то нуждается. Любое человеческое существо отвечает за свои поступки, а ребенок почему-то не отвечает. Этот «другой» устроен так, что против него не может быть применена агрессия ни в каком виде. Получается трагическое раздвоение – шизофрения. Мы нашли «другого». С «другим» нужно воевать. Но одним из неотъемлемых свойств этого «другого» является то, что агрессию по отношению к нему проявлять нельзя. Таким образом, современное западное общество оказывается в психологически очень трудной ситуации.

Существует некая серьезная проблема в том, что человек в современном западном обществе не знает, как ему построить отношения с ребенком. С целью построить эти отношения современный человек и принимает соответствующие документы. Например, «Декларацию о правах ребенка» или «Конвенцию о правах ребенка». 

«Декларация о правах ребенка» принята в 1959 году, а «Конвенция о правах ребенка» - в 1989 году. 1959 год – разрядка, хрущевская оттепель. Возникает надежда на исчезновение врагов. 1989 год – перестройка, близко крушение СССР.

Можно предположить, что в годы потепления политических противостояний у серьезных людей в ООН доходят руки до проблем детей. Можно предположить, что, когда «другой»  исчезает на политическом уровне, на военном уровне, он появляется в образе ребенка, остающегося единственным  «другим», с которым надо что-то делать.

Я приведу свои наблюдения, сделанные при чтении этих документов. 

Права человека являются предметом веры, о чем свидетельствует «Конвенция о правах ребенка»: «Принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе». Это как? Это как Бог? Или как Снежный человек? Тут черным по белому написано: прав человека как объективно доказуемой вещи не существует. Они являются предметом веры.

«Дети имеют право на особую заботу и помощь». Мы – взрослые – можем надеяться на заботу и помощь. Мы можем попросить о заботе и помощи. Мы можем желать заботы и помощи. А дети имеют право на заботу и помощь. Они отличаются от нас, они «другие».

Ребенок должен расти «в атмосфере счастья, любви и понимания».  Это его право. Если вы имеете дело с умственно отсталым ребенком и не понимаете его, вы нарушаете его права.

Мы должны признать, что «Конвенция о правах ребенка» невыполнима.

«Ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности». То есть все школы нужно закрывать! В любой школе вам скажут, что ребенка готовят к конкуренции.  Документ говорит одно, а мы делаем другое: мы воспитываем в ребенке не солидарность, а умение конкурировать. Мы учим ребенка побеждать.

В «Декларации прав ребенка» указано, что "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения". Что это означает? Что аборты запрещены? А что тогда делать? А как тогда быть со «Всеобщей декларацией прав человека»? Там сказано, что тело человека принадлежит самому человеку. Женщина может делать со своим телом все, что хочет. В частности, аборт. А ребенок является ребенком до рождения. Как это все соединяется? Что делать? Непонятно.

«Конвенция о правах ребенка» во многих пунктах противоречит сама себе. Это довольно шизофренический документ. В нем есть раздвоенность. В нем есть понимание ребенка как «другого» и трагическая невозможность применить к «другому» агрессию. Это поразительный по благородству и по противоречивости документ...

Википедия о «Конвенции о правах ребенка»:
«Конвенция ООН о правах ребёнка» — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали

В 1946 году был образован Детского фонда ООН. В 1959 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята «Декларация прав ребенка», в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.

1979 год ООН провозгласила Международным годом ребенка. Это был год 20-летия со времени  принятия «Декларации прав ребенка». В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное   Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребенка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия «Декларации прав ребенка».