01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Наука

Марк Меерович: "Социалистическое расселение и соцгород - градостроительная политика советской власти (1917-1931 гг.)"

Вы здесь: Главная / Наука / Открытые дискуссии, круглые столы и публичные лекции / Марк Меерович: "Социалистическое расселение и соцгород - градостроительная политика советской власти (1917-1931 гг.)"

Марк Меерович: "Социалистическое расселение и соцгород - градостроительная политика советской власти (1917-1931 гг.)"

Автор: Когита!ру — Дата создания: 06.11.2009 — Последние изменение: 06.11.2009
5 ноября в Европейском Университете в рамках проекта «Вечера в Европейском» состоялось выступление Марка Мееровича. Профессор Иркутского государственного технического университета рассказал о становлении градостроительной политики в СССР в 1917-1931 гг.

Марк Меерович - доктор исторических наук, профессор Иркутского государственного технического университета.

Марк Меерович: «Большевики очень часто ставили перед собой абсолютно невыполнимые задачи – и очень часто им удавалось эти абсолютно невыполнимые задачи выполнять. Одной из таких задач явилась кардинальная и необратимая перестройка менталитет целого народа. Другой задачей, которую они также успешно решили, была выработка абсолютно нового типа городов, принципиально не капиталистических. В результате появился новый тип городов – социалистический город. В которых многие из нас живут, Петербург – исключение, остальные 98% населения страны живут в соцгородах».

Постулаты градостроительной политики СССР были сформулированы в 1917-31 гг., с тех пор они остаются неизменными, считает Меерович. Именно преодоление последствий, к которым привела эта градостроительная политика – основная проблема и задача, стоящая перед городами постсоветскими, правительства которых пока не могут «соскочить» с колеи, проложенной в ранние постреволюционные годы.

До революции в организации городских территорий принимали участие несколько субъектов: мелкий бизнес, крупный капитал, органы местного самоуправления, кооперативы и церковь. Роль государства заключалась только в регулировании разных интересов и инициатив. В советское же время картина изменилась полностью – государство стало единственным субъектом управления городскими территориями.

Местное самоуправление, формально сохранявшееся в виде Советов, на деле не играло никакой существенной роли уже с 1923 года: они остались фиктивным органов после того, как центральная власть, испугавшись их усиления, забрала в свои руки управление средствами местных бюджетов. «Пару лет назад почти то же самое произошло и у нас», - добавляет Меерович, - «параллелей с той эпохой можно провести много».

Между тем, осуществление урбанизации было одним из приоритетов советской политики в целом: была поставлена сконцентрировать в крупных городских центрах пролетариат. Основные постулаты градостроительной политики, сформулированные в 1917-31гг.,  были тесно связаны с государственной политики в целом: так, делалась ставка на развитие военной промышленности, расширение добычи и экспорта природных ресурсов, развитие транспортной инфраструктуры страны. Для этого были созданы три основных субъекта: Высший Совет Народного Хозяйства (ведали всеми предприятиями, в т.ч. жилищным строительством), Управление коммунального хозяйства НКВД и Государственное управление лагерей (освоение отдаленных территорий и расселение людей возле мест добычи природных ресурсов).

В основе советской политики лежало принудительное перемещение трудовых ресурсов. «В отличие от идей Альфреда Вебера, который считал, что промышленные производства нужно размещать в местах скопления трудовых ресурсов (то есть в крупных городах), советское государство перемещало людей туда, где добывались природные ресурсы. Так сокращались расходы на транспортировку от места добычи к месту обработки». Кроме того, все производство старались убрать подальше от потенциального военного фронта (а в качестве такого рассматривалась Европа).

Тогда был разработан метод трудового баланса: в населенные пункты «везли» только тех работников, которые там были необходимы, и ровно столько, сколько было нужно для производства. Эта система строго регулировалась с помощью института прописки и дефицита жилья. «Я считаю, что дефицит жилья – это продуманная политика советской власти», - отметил Марк Меерович, - «с ее помощью управляли не только миграционными потоками, но и повседневной жизнью людей».

Сейчас в России насчитывается около 400 моногородов, которые возникли в результате этой политики советской власти. Они производят около 25-30% всей промышленной продукции страны. Власти в этих городах чаще всего – это ставленники градообразующих предприятий, которые требуют продления жизни предприятий, даже если те однозначно убыточны. В силу особенностей управления социалистическими городами, которые не изжиты до сих пор, нужны жесткие меры по исправлению ситуации. Поэтому, делает вывод Марк Меерович: «Это могут сделать только ученые».

comments powered by Disqus