01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Наука

Витгенштейн, Адорно и Шенберг: невысказанность в форме изложения

Вы здесь: Главная / Наука / Новости науки / Витгенштейн, Адорно и Шенберг: невысказанность в форме изложения

Витгенштейн, Адорно и Шенберг: невысказанность в форме изложения

Автор: Маргарита Кулева — Дата создания: 25.02.2011 — Последние изменение: 25.02.2011
Участники: Виктор Каплун: объявление и рассылка, фото
СПбФ НИУ-ВШЭ
Краткий отчет о докладе Антонии Сулез о соотношении между философией и музыкой 15 февраля 2011 на Публичном социологическом семинаре в петербургском филиале Вышки.

Ранее Когита!ру о событии:

Витгенштейн и Адорно о связи произведения искусства и социальной реальности

15 февраля 2011в рамках Публичного социологического семинара НИУ-ВШЭ в Петербурге состоялся доклад профессора университета Париж-8 Антонии Сулез, специалиста в области музыкальной теории и современной философии языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Темой выступления, которое Антония Сулез начала с парадокса «Заниматься философией – как думать музыкой», стало отношение между философией и теорией музыки.
Доклад был сконцентрирован вокруг трех культовых фигур интеллектуальной истории XX века: австро-британского философа Людвига Витгенштейна, классика Нововенской школы, композитора и теоретика Арнольда Шенберга и одного из основателей Франкфуртской школы Теодора Адорно.
Первая часть выступления была посвящена своеобразной философии музыки, которую можно вычитать из «Логико-философского трактата» Витгенштейна – также как и музыка, трактат представляет собой «невысказанность в форме изложения».

Антония Сулез рассказала о двух стратегиях чтения музыкального произведения, и о том, как они присутствуют в «Трактате».
Первая стратегия - «Up-bottom» – сверху вниз – предполагает путь от того, что представлено к тому, что представляет. Это движение – также, как и аналитическая философия, из которой заимствован метод «Трактата» - от сложного к простому. В музыке мы также проходим этот путь сверху вниз – к базовому уровню сольфеджио.

По Витгенштейну, чью позицию в этом случае можно проинтерпретировать как антиметафизическую, этот базис невозможно проанализировать – как из повседневного языка невозможно вывести его логику. Сама музыка оказывает сопротивление «делению на атомы».
Тем самым, как резюмировала А.Сулез, «Витгенштейн относится к Фреге так, как Кейдж относится к Шенбергу».

Вторая стратегия анализа «Bottom-up» - снизу вверх = носит конструктивный характер. По А.Сулез, музыка как наиболее рафинированный вид искусства представление собой способ моделирования, строительства версия мира.
В этом смысле Витгенштейн оказывается близок Эдуарду Ханслику, австрийскому музыкальному критику XIX века, известному в качестве одного из теоретиков музыкального формализма, один из центральных тезисов которого («содержание музыки — движущиеся звуковые формы») говорит о превосходстве формы над содержанием.

Витгенштейн также имеет совпадение с Шенбергом. Докладчика привела высказывание Витгенштейна, относящееся к 1930-м: идеалом жизни для Витгенштейна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

было бы написание одной мелодии, что означало бы кристаллизацию всей жизни, даже заключенной «в кристалл плохого качества». Имеет значение «видеть мир «как ограниченное целое в его вневременном аспекте» в противовес сиюминутности.

Об этом же 6.54 – предпоследний параграф трактата, предваряющий знаменитый заключительный 7 «О чем нельзя говорить, о том следует молчать».
Параграф гласит: «Мои пропозиции для того, кто понял меня, в конце концов истолковываются как усвоение их бессмысленности, - когда он с их помощью – через них – над ними взберется за их пределы. (Он будет должен, так сказать, отбросить лестницу после того, как взберется по ней наверх). Он должен преодолеть эти Пропозиции, тогда он увидит мир правильно» (пер.В.Руднева).
Эта тактика философствования сродни технике слушания музыки у Шенберга: нужно пройти всю музыкальную запись, позволив себе опереться на формальный кодекс, а затем отбросить эту лестницу, увидев мир таким, каким он есть.

Вторая, завершающая часть доклада, была посвящена отношению между мотивом (фраза повседневного языка/музыкальная секвенция) и «Целым» - культурой, социальной реальностью. А.Сулез рассказала о двух версиях разрешения этого вопроса: у Теодора Адорно и позднего Витгенштейна, чьи концепции оказались противоположными.

Источник

comments powered by Disqus